Папки-передвижки

Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с ФФН

Лариса Александрова
Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с ФФН

"Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с фонетико-фонетическим недоразвитием речи"

Дефект смягчения.

В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные.

Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар.

Публикация «Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с ФФН» размещена в разделах

Если у ребенка выявился дефект смягчения, то свою работу начинаем именно с него, предварительно отработав с гласными звуками.

Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи.

Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.

Факторы предрасполагающиек возникновению дефекта :

Снижение физического слуха

Несформированность фонематических процессов

Нарушение в строении артикуляционного аппарата

Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры

Среди  дефектов   смягчения наблюдаются :

1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Фонетико-фонематический дефект;

2. Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект;

3. Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Фонематический дефект.

При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация-(от лат. смягчение) дополнительный к основной артикуляции согласных подьём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция)

Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены).

Специфика работы

Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направлениях:

1) коррекция фонематического слуха и фонематического

восприятия;

2) выработка правильного артикуляционного уклада при

произнесении парных согласных.

При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков.

Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Нормализация мышечного тонуса

Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т. к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком.

В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приё мами классического : в первом случае, когда нет мягких - активирующий (укрепляющий, во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку.

В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям. Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой. (в памятке описание).

Более подробно про всё это описано в книге О. И. Крупенчук «Исправляем произношение». Изотонические упражнения и самомассаж там в стихотворной форме. Про массаж также множество книг различных авторов: Е. Ф. Архиповой, Е. А. Дьяковой, И. В. Блыскиной и т. д. Также много информации в интернете.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-fn_dsd6i.pptx | 489,74 Кб
 
Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопияКоррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Ходьба по дорожке направлена на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голеней.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок»Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с использованием дидактического пособия. Тактильная книга «Теремок сказок» Тактильная книга «Теремок сказок» представляет собой дидактическое пособие по формированию связной речи и математических представлений.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефектаРазвитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта Традиционная «пятибалльная» система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья. Вообще.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с ФФН
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 21:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа при исправлении дефекта смягчения у дошкольников с ФФН» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Александрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД