Получи документы

Краеведение в дошкольном возрасте

Ольга Еремина
Краеведение в дошкольном возрасте

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.

Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Публикация «Краеведение в дошкольном возрасте» размещена в разделах

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

При этом должны соблюдаться условия:

1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.

2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);

3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.

Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие принципы:

1. Принцип историзма.

Он реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

2. Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4. Принцип интегративности.

Предполагает сотрудничество с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

5. Принцип наглядности.

Заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно.

В процессе формирования основ краеведения ребенок :

• приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

• овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

• определяет свою социальную роль;

• имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

• обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

• приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

• развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

• учится самоорганизации, взаимопомощи.

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.

Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую.

Следует отметить различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

К первой группе методов Е. С. Бабунова, кандидат педагогических наук, относит следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то», доказательствам.

Ко второй группе методов относятся приемы: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.

К третьей группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта.

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Список используемой литературы:

1. Антонова Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г. П. Антонова, И. П. Антонова. М. : Мысль. 1991

2. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие \ Е. С. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ. 2004.

3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо. 2003

4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Под ред. Л. Г. Нисканен. М. : «Академия». 2002

5. Немов Р. С. Психология в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. М. : Владос. 2007

6. https://festival.1september.ru/articles/643317/

Публикации по теме:

Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте Составил воспитатели: Крицкая Марина Валерьевна Медведева Светлана Викторовна. Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.

ГТО в дошкольном возрасте «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.

Режиссерские игры в дошкольном возрасте Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной.

Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте. Видео «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое.

Развитие воли у детей в дошкольном возрасте. В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.

Строительная деятельность в младшем дошкольном возрасте.Строительная деятельность в младшем дошкольном возрасте. На третьем году жизни дети приобретают широкий и разнообразный двигательный опыт;уверенно бегают,ходят,постепенно осваивают круг необходимых.

Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Краеведение в дошкольном возрасте
Опубликовано: 19 мая 2016 в 22:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Еремина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД