Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Логинова Александра Витальевна
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

"Патриотическое воспитание дошкольников"

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, к живой природе, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил и В. В. Путин: «Вопрос о патриотическом воспитании – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей».

Занятость родителей - всё меньше уделяется внимания детям. Недостаточная информированность родителей по проблеме патриотического воспитания в семье. Дети нового поколения мало знают о своей родословной, родном городе, стране, особенностях народных традиций

Растёт число неполных и неблагополучных семей. Детям из таких семей сложнее полюбить свой дом, семью. Они зачастую равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко сострадают чужому горю.

Компьютер и телевизор у детей отбирает их детство. Без контроля взрослых они часами просиживают у телевизора или компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве: активные игры, переживания эмоций и чувств через общение с родными, сверстниками, познания самого себя через окружающий живой мир.

Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности.

Требование ФГОС к Гражданско - патриотическому воспитанию заложена Концепция духовно - нравственного воспитания и развития личности гражданина России и одним из основополагающим принципом является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Понятие Гражданско - патриотическое воспитание дошкольника является относительно новым для дошкольного образования. Воспитывать Гражданина – это значит готовить человека к участию решения государственных задач, выполнения функций хозяина, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Понятие «патриотизм» включает в себя – любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершение своего народа.

Участники образовательного процесса: воспитатель, дети, родители.

Принципы построения работы в детском саду

Позитивный центризм» – отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка с учётом возрастных особенностей.

Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Рациональное сочетание разных видов деятельности, учитывая возрастные особенности детей; баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Система и последовательность работы по Нравственно – патриотическому воспитанию разделана на блоки :

Моя семья, мой детский сад, мой город, моя страна, природа родного края.

Каждый блок реализуется с учётом возрастных особенностей детей, может дополняться и корректироваться.

1. Подготовительный этап:

разработка перспективного плана, конспектов, презентаций и т. п. ;

подбор дидактического, художественного, литературного и т. п. материала;

создание развивающей предметно – пространственной среды;

работа с родителями.

Создание развивающей предметно-познавательной среды:

презентации на интерактивной доске;

фотоальбомы, иллюстрации, самодельные книжки-раскладушки;

мини-музеи, уголки родного края, макеты;

развивающие игры;

атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

художественная и познавательная литература;

информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты

Организационно – практическая работа предполагает

Компоненты нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ :

Содержательный - представления ребенка об окружающем мире:

- О культуре народа, его традициях, народном творчестве:

- О природе родного края и страны и деятельности человека в природе

- Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)

Эмоционально - побудительный:

эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому.

Интерес к жизни родного города и страны. Гордость за достижения своей страны.

Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством.

Любовь к родной природе, к родному языку.

Уважение к человеку - труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный - отражение отношения к миру в деятельности:

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Игра

Труд

Музыкальная деятельность

Какие виды деятельности используются в ДОУ для решения задач патриотического воспитания?

Занятия в группах, физкультурно – оздоровительная работа, развитие творчества, познавательное развитие, игровая деятельность, Совместная деятельность взрослого и ребенка: досуги, соревнования, экскурсии.

Формы работы с детьми:

Занятия Досуг, развлечения Праздники: спортивные, патриотические. Театрализованные

Участие в конкурсах Детские проекты Экскурсии Выставки детских работ

Задачи патриотического воспитания

Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.

• Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.

• Прививать уважение к самому разному труду.

• Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.

Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.

• Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.

• Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.

• Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.

Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чё м-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.

• Развивать чувство интернационализма и толерантности в отношении культуры и традиций других народов.

Формы, методы, приёмы, используемые для достижения поставленных задач

• Рассказы. Пояснения. Беседы.

• Использование иллюстраций, презентаций на интерактивной доске, детских произведений.

Патриотический уголок в группе.

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения.

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Ознакомление с произведениями народного творчества.

• Изобразительная деятельность, ознакомление с росписями, хохлома, гжель.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

• Встреча с почётными людьми города, ветеранами труда и ВОВ.

• Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

• Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий показатель.

Выше перечисленные формы, методы, приемы (инструменты, используемые воспитателем в своей работе) разнообразны, но становимся подробнее на одном из них - это:

Уголок патриотического воспитания, как форма и метод, несет функцию приобщения детей к любви к семье, родному краю, Родине в целом. Позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.

В уголке обязательно должны находиться государственные символы России, флаг России, текст гимна, герб и портрет Президента. Желательно позаботиться о прослушивании музыкальной версии гимна России. Поделки народного творчества, фотографии выдающихся земляков.

Это обязательные атрибуты патриотического уголка, но они вряд ли вызовут большой интерес у детей дошкольного возраста. Поэтому нужно добавить дополнительные игрушки, развлечения, поделки, которые выполнены в духе российской национальной символики.

Оформление уголка не должно проводиться по какому-либо шаблону. Это творческий процесс, зависящий от фантазии, но обязательно учитывающий возраст детей.

Например, для возраста 3-5 лет достаточно знать название Родины и её столицу. Поэтому в патриотическом уголке должно быть минимум текстовой информации и максимум игрушек - поделок, настольных игр, которые выполнены в духе российской национальной символики.

Подробнее об оформление патриотического уголка.

В детском саду дети дошкольного возраста условно разделяются на три группы:

1. Младшая группа – патриотический уголок дает первоначальные знания о своем городе, родном крае, упор делается на куклы с национальными костюмами и символикой. Для мальчиков можно поставить игрушки в виде танков и военных самолетов, чтобы рассказать о важности военной технике в защите родной страны. Для девочек – куклы в национальных нарядах.

2. Средняя группа – уголок оформляется в духе воспитания любви к родному краю. Можно разместить фотографии местных памятников и архитектурных достопримечательностей. Можно попросить деток нарисовать то место в родном городе, которое им нравится больше всего. Всей группой выбирают лучшие рисунки, которые потом размещают в патриотическом уголке для всеобщего обозрения.

3. Старший возраст – нужно наглядно показать величие России. Обязательным является упоминание о победе в Великой Отечественной Войне, изображение карты России. Желательно указать информацию о городах-героях, проконтролировать, чтобы дети выучили хотя бы несколько из них. Величие России обязательно должно перекликаться с родным краем для детей. Нужно подчеркнуть его самобытность – для этого в уголок приносят предметы декоративно-прикладного искусства, коллекцию минералов, портреты известных деятелей, картинки с изображением природных красот и т. д.

Взаимодействие с родителями детей в детском саду

Цель: Вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детским садом по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Заинтересовать, дать рекомендации, провести ряд совместных мероприятий.

Задача: Повышение родительской компетентности по проблеме «Воспитываем Патриотов».

Формы:

- Размещение материалов в Родительских уголках (памятки, консультации, папки-передвижки)

- Родительское собрание по теме «Воспитание юного патриота в семье»

- Беседы родителей с детьми из цикла: «Встречи с интересными людьми»

- Участие в организации и проведения экскурсий, праздников и развлечений

- Пешие прогулки по городу

- Добровольная помощь в оформлении стенда «День Победы»

- Участие в конкурсах группы и ДОУ.

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Вопросы к родителям:

• Что Вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание

• Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

• Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?

• Следует ли знакомить детей с государственной символикой государства, с государственными лидерами, традициями, памятными датами?

• Актуальна ли в современном обществе тема- ознакомление с родословной семьи?

• Какой природный уголок Красногорска, Москвы, памятник или музей вы порекомендуете для ознакомления дошкольников?

• Какие мероприятия, на ваш взгляд, необходимо проводить в детском саду для формирования у дошкольников основ патриотического воспитания?

Патриотическое воспитание - многогранный процесс в становлении личности ребёнка и формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

• Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений.

• Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям семьи, сохранению семейных связей. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Воспитатели и педагоги в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

К концу дошкольного детства воспитатель проводит мониторинг по формированию у детей знаний и умений, формирования патриотических чувств.

Положительным Результатом нравственно – патриотического воспитания является :

- выросшая самооценка ребёнка

- обретения чувства собственного достоинства

- осознания себя частью общества и гражданином своей страны.

Опыт работы показывает, что совместная работа в тесном сотрудничестве детсада и семьи может вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, создавая для этого определенные условия, знакомя детей с историческими и культурными особенностями своей Родины.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Консультация «Флаг России и патриотическое воспитание дошкольников. Поделки по тематике флага»Консультация «Флаг России и патриотическое воспитание дошкольников. Поделки по тематике флага» Начиная с младшего возраста, педагоги знакомят детей с символикой страны: флагом, гербом, гимном. Проводят беседы, занятия, праздники,.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Логинова Александра Витальевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 22:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД