МААМ-картинки

Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР

Юлия Донченко
Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР

Слайд 2:

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе и его речевое развитие.

Публикация «Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР» размещена в разделах

• «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…» (п. 2.5);

• необходимо «обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы» (п. 2.11.2);

• Целевые ориентиры предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» (п. 4.6).

Для детей с ОНР характерны низкий уровень развития основных свойств памяти и внимания, низкая активность припоминания, что создает дополнительные затруднения в усвоении речевых норм родного языка. У большинства детей с речевой патологией также отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Таким образом, можно заключить, что формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР является одной из важных сторон коррекционно-развивающей работы.

Слайд 3:

Данная тема очень важна для старших дошкольников, мы решили реализовать логопедический проект «Маленькие слова» по формированию предложно-падежных конструкций у деетй страшего дошкольного возраста с ОНР.

Вид проекта: групповой (подготовительная к школе группа) — 14 детей участники.

Длительность проекта: краткосрочный: сентябрь — декабрь

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели компенсирующей группы, родители воспитанников.

Прежде чем начать наш проект, мы провели обследование навыков употребления предлогов. Обследование строится в трех направлениях:

1. Обследование понимания пространственных предлогов детьми.

2. Изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи.

3. Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи.

По результатам мониторинга на начало проекта было выявлено:

-- большинство детей понимают смысловое значение не всех предлогов,

– не дифференцируют предлоги (на-под, в-из, из-из-за, с - на);

- возникают трудности при составлении предложений по картинке с предлогами;

- затруднялись правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи – встречались ошибки с неправильным подбором предлогов, не правильное согласование предлога с существительным в падежах и т.  д.

Слайд 4:

Цель:Определить коррекционные пути эффективности формирования предложно - падежных конструкций у детей с нарушением речи, средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

Задачи:

1. Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.

2. Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.

3. Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях.

4. Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи.

5. Разработать и апробировать систему методических приемов, направленных на формирование грамматических конструкций с предлогами.

6. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Слайд № 5:

Предполагаемые результаты :

Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по использованию предложно-падежных конструкций :

Дети на практике усвоят использование предлогов;

Будут правильно подбирать предлоги к более широкому кругу слов;

Смогут самостоятельно использовать предложно-падежные конструкции в свободной деятельности;

Расширится активный словарь.

Слайд 6:

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних с лов от других в словосочетании или предложении.

Слайд 7:

Для таких детей характерными являются следующие ошибки:

• пропуск или замена предлогов;

• замена одной предложно-падежной конструкции другой;

• неправильное употребление падежного окончания существительного;

• неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.

Слайд 8:

Этапы работы по теме:

1 этап – подготовительный.

• Изучение литературы по теме;

• Разработка игровых комплексов по развитию формирования употребления предложно-падежных конструкций;

• Создание предметно-развивающей среды;

2 этап – основной. Работа выстраивалась в двух направлениях:

• С детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми;

• С родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство “семья-детский сад”

3 этап – заключительный.

• Разработка рекомендаций по развитию-предложно падежных конструкций у дошкольников с ОНР;

• Презентация работы на педагогическом совете, на РМО.

Слайд 9:

Формы работы :

1. Логопедические занятия

2. Занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре

3. Закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов и в часы досуга (прогулки, экскурсии, игры)

4. Закрепление пройденного материала в домашних условиях

Слайд 10: задание для слушателей

Уважаемые коллеги, предлагаем Вам подумать и записать этапы знакомства с предлогами, введения их в речевую деятельность детей из вашего опыта работы.

Слайд 11 — последовательность работы с предлогами

Во время работы:

1. Учили детей вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность, понимать пространственное значение предлогов, дифференцировать их (покажи, где сидит; найди где находится предмет, будь внимательным, помоги незнайке);

2. Далее предлагали детям задания на понимание обобщенного значения предлогов и упражняли в правильном употреблении (куда села бабочка, где находится зайчик — лото);

3. Затем использовали игры на закрепления правильного и осознанного употребления во фразе падежных конструкций и предлогов. («Составь предложение», «Подбери предлог»);

4. На этапе автоматизации полученных грамматических навыков используем заучивание короткого текста с предлогами : стихов, текстов пальчиковых гимнастик и обыгрываем их содержание (добавь предлог по тексту).

Слайд 12-18 — ФОТОотчет работы по теме

Слайд 19

Одним из принципов дошкольного образования предусмотренных ФГОС ДО является сотрудничество Организации с семьей (п. 1.4., поэтому в плане были предусмотрены различные формы по повышению педагогической компетентности родителей:

консультации «Роль игры в развитии речи дошкольников», «Формирование предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

• Творческий логопедический конкурс для детей с родителями по изготовлению книжки-малышки «такие разные предлоги»

• Итоговым мероприятием стала викторина «Ох, уж эти предлоги»

«Игротека» - игры и упражнения на формирование предложно-падежных конструкций

Слайд 20 — видео просмотр викторины

Слайд 21

Новизна опыта состоит в том, что:

- разработана игровая технология по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР;

- сделана подборка игр с пособиями;

- консультационный материал для родителей по данной теме.

Слайд 22

Проведенное обследование в конце проекта показало положительную динамику в развитии навыка употребления предложно-падежных конструкций. Большинство детей стали увереннее ориентироваться в окружающем пространстве и определять, ориентируясь на словесную инструкцию и предлог, место нахождения предметов. Все дети научились правильно использовать простые предлоги «в», «на», «за». Появились дети, у которых навык употребления предлогов сформировался. Большинство детей стали меньше допускать ошибок при изменении существительных по падежам.

Однако по-прежнему часть детей не всегда правильно использует предлоги «над», «под», «с», «из»; достаточно много ошибок дети допускают в падежных окончаниях родительного и предложного падежей; навык использования сложных предлогов так же сформирован слабо.

В дальнейшем планируем продолжить работу в данном направлении с использованием данного опыта работы по данной теме, так как он доказал свою эффективность.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши»Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши» Уважаемые гости моей странички, предлагаю Вам еще один способ для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости - дидактическую.

Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями»Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями» Управление образования администрации Ленинского муниципального района Московской области МБДОУ Детский сад №42 «Родничок» ТЕМА: «Весёлые.

Дидактическая игра для развития пространственного представления «Кто где сидит»Дидактическая игра для развития пространственного представления «Кто где сидит» Дидактическая игра "Кто где сидит". Цель: развитие пространственного представления. Задачи: закреплять названия предметов бемели, формировать.

Дидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьмиДидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьми Во второй половине дня, когда НОД уже закончилось, дети много времени проводят за игрой. Но в тоже время это прекрасная возможность позаниматься.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Мастер-класс по изготовлению гирлянды «Цветы России» для пространственного дизайнаМастер-класс по изготовлению гирлянды «Цветы России» для пространственного дизайна Мастер-класс на тему: «Цветы РОССИИ!» (пространственный дизайн). Цель: - С помощью данного украшения создать в учреждении праздничное настроение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР
Опубликовано: 7 января 2024 в 15:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД