Папки-передвижки

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)

Алексей Алексеевич Токарев
Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)

часть 1

Часть 2

Часть 3

Публикация «Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)» размещена в разделах

Работа с детьми проводится в форме знакомства дошкольников со школой. В частности проводятся регулярные экскурсии по школе для детей из подготовительных групп. Организуется посещение школьного музея, библиотеки, спортивного и актового залов, поддерживается контакт с бывшими воспитанниками данного детского сада. Такой подход вызывает у дошкольников интерес и положительное отношение к школе, снижает страх перед ожидаемыми изменениями, связанными с поступлением в школу, повышает самооценку.

В рамках данной деятельности также проводятся дни открытых дверей с концертом, выставками и общими развлечениями для дошкольников и школьников.

Активное взаимодействие со школьным психологом позволяет держать под контролем не только процесс адаптации первоклассников, участвующих в программе, но и обеспечивает своевременную диагностику готовности к школе у дошкольников. Данное сотрудничество высоко оценивается педагогами, включенными в работу по данной программе и, кроме этого, позволяет контролировать результативность применяемых методов и подходов, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку.

Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников обнаруживается высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, в то время как дезадаптированных детей не выявлено. Кроме того, высокий уровень мотивации к поступлению в школу обнаружен у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

Таким образом, анализ показал результативность применяемых подходов к обеспечению дошкольно-школьной преемственности в том случае, когда в данном процессе активизируется личностный потенциал, творческое воображение, познавательный интерес, а также поддерживаются социальные связи с предполагаемым местом обучения и к программе достижения образовательной преемственности приобщаются родители.

Заключение

В данной работе проанализированы особенности достижения преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования. Проблема преемственности рассматривалась на основе существующих сегодня теоретических подходов и практических методов обеспечения преемственности между детским садом и школой.

Было выяснено, что преемственность характеризуется обогащением предыдущего опыта ребенка и выведением его знаний, умений и навыков на новый уровень. При этом особая роль уделяется психологической составляющей данного процесса, обеспечению устойчивого развития личности ребенка.

При этом обозначен как ошибочный распространенный в настоящее время подход к подготовке ребенка к школе, сосредоточенный на узкоспециальной проработке определенных знаний, умений и навыков. При таком подходе детям большей частью предлагается тренировочное прохождение элементов учебной программы первого класса, что отчасти подготавливает детей к учебной деятельности, но не к новому образу жизни в целом.

При этом, социально-психологическая составляющая, как было выяснено в ходе исследования, является ключевым фактором в достижении успешной преемственности между дошкольным и школьным образованием. Лишь внимание к личности ребенка, факторам ее развития, способствует оптимизации процесса перехода от детского сада к школе.

Это было доказано на примере многолетнего опыта апробации обучающее-воспитательной программы, разработанной на основе соответствующей модели преемственности (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев). Как показали исследования, положенные в основу метода принципы развития творческого воображения и развития личности показали очевидную эффективность данного подхода в обеспечении преемственности.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Избранные психологические труды. - М. : Московский психолого-социальный институт, 1999.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школ : от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

3. Белошистая А. В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. Гончарова И. И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования // Автореф. дисс. 13.00.08. - М. : 2004.

4. Гун Г. Е. Здоровье детей – категория педагогическая / Г. Е. Гун // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1.

5. Качур Е. Н. Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения // ИД «Первое сентября». Электронный ресурс: [festival.1september.ru/articles/562010]. - 2013.

6. Кондратенко Т., Литвина Н. Проблемы преемственности в образовательной работе дошкольных учреждений и начальной школы // Вісник Інституту розвитку дитини. – 2010. - №8.

7. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой // Открытый урок. Электронный ресурс: [https://festival.1september.ru/articles/310700/]. - 17.03.2013.

8. Кудрявцев В. Т. Развивающее образование : преемственной дошкольной и начальной школьной ступеней // Вестник. - 2003. - №11.

9. Кузнецова Л. М. Физиолого-гигиеническое и психологическое обоснование разных условий и методов развивающего обучения дошкольника // Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л. Е. Курнешова; научн. ред. В. Т. Кудрявцев. – М., 2003.

10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М. : УРАО, 2008.

11. Лусканова Н. Г., Коробейников А. И. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. - М., 1993.

12. Маханева М. А. Проблема преемственности между детским садом и школой // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9.

13. Онискевич Т. С. Пути реализации преемственности в формировании геометрических представлений у дошкольников и младших школьников: Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.07. – Минск: БГПУ, 2003.

14. Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов. – Минск: Изд-во БГУ, 1995.

15. Сотникова И. Д. Влияние интеллектуального и личностного развития первоклассников на их адаптацию к школе : автореф. дис.. докт. психол. наук. - Тамбов, 2009.

16. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М. : Академия, 1999.

Публикации по теме:

Как сформировать учебную мотивацию у дошкольников?Как сформировать учебную мотивацию у дошкольников? Интересная экскурсия. Ребята подготовительных групп «Рябинушка» и «Ягодка» и педагоги детского сада № 99 города Таганрога побывали на экскурсии.

План работы с социумом по эмоционально-личностному развитию детейПлан работы с социумом по эмоционально-личностному развитию детей ПЛАН работы с социумом по эмоционально-личностному развитию детей в группе воспитателя Дурновой Е. Ю. Я уделяю большое внимание преемственности.

Библиотека изображений:

Публикация Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алексей Алексеевич Токарев на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования (часть 4)
Опубликовано: 23 января 2014 в 21:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД