МААМ-картинки

Преемственность музыкально-ритмического воспитания в дошкольном и школьном образовательном учреждении

Наталья Тикунова
Преемственность музыкально-ритмического воспитания в дошкольном и школьном образовательном учреждении

Аннотация: В статье рассматривается роль музыкально-ритмического воспитания во всестороннем музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения в дошкольном и школьном образовательном учреждении. Преемственность в использовании музыкально-ритмических движений способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков ее восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей.

Публикация «Преемственность музыкально-ритмического воспитания в дошкольном и школьном образовательном учреждении» размещена в разделах

Ключевые слова: Музыкально-ритмическое воспитание, преемственность, коммуникативные танцы-игры, эстетическое развитие.

I.Yu. Erina, N.I. Tikunova

Voronezh

THE SUCCESSION OF MUSICAL AND RHYTHMIC EDUCATION IN PRESCHOOL AND SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Annotation: The article discusses the role of musical-rhythmic education into a comprehensive musical and aesthetic education of the younger generation in pre-school and school educational institutions. The succession in the using of musical and rhythmic movements, helps to develop children's emotional responsiveness to music, skills of perception, auditory attention, basic musical abilities.

Key words: Musical-rhythmic education, succession, communication dancing - games, aesthetic development.

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране начинается с самого раннего возраста. Задача всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей в условиях ФГОС во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания во всех звеньях образования, в частности, в детском саду и начальных классах школы.

Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей. Основные перспективные линии преемственности мы будем рассматривать в процессе обучения на музыкальных занятиях в детском саду и на уроках музыки в начальной школе.

Преемственность в использовании музыкально - ритмических движений, как самостоятельного раздела и как вспомогательного средства при пении и слушании музыки, способствует развитию у детей дошкольного и младшего школьного возраста эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков ее восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмического чувства.

Необходимо подчеркнуть, что все разделы музыкально-воспитательной работы (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения) тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в единстве. Но нам хотелось бы остановиться конкретнее на воспитании чувства ритма.

Движения, сопровождающие пение, способствуют осознанию звуковысотности и длительности звуков, развивают их мелодический слух. Движения, сопровождающие слушание музыки, способствуют более глубокому осознанию художественного образа произведений, общего характера музыки, ее выразительных средств.

Участие в несложных массовых танцах способствует развитию у всех детей двигательно-ритмических навыков, развивает навыки коллективной музыкальной деятельности, согласованности движений.

Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Несмотря на то, в подготовительных группах детских садов детей готовят к этому переходу, все же, войдя в школу, они переживают крутой перелом в своей жизни.

Предмет «Музыка» в ряду школьных предметов занимает особое место: урок музыки может сохранить большее сходство с прошлыми занятиями в детском саду, чем любой другой урок. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. Развитие чувства ритма начинается с раннего возраста в условиях дошкольного учреждения, и эта работа плодотворно продолжается и в образовательном учреждении.

В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т. е. у него будет страдать «музыкальная культура». Поэтому педагоги на музыкальных занятиях в МБДОУ № 18 и на уроках музыки в 1-4 классах МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселёва» большое внимание уделяют музыкально-ритмическому воспитанию детей. В работе с детьми часто используем систему музыкально-ритмического воспитания И. А. Бурениной, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. В основе - ряд коммуникативных танцев-игр. Например:

1. «Поиграем веселей». Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий — взрослый или ребенок. В основе: русский народный музыкальный материал.

2. «Игра с бубном». Задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

3. «Тик-так». Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций. Игра с пением.

4. «Тетёра». Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков. В основе: русский народный песенный материал.

5. «Зайцы, белки, орехи». Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительности.

Важной особенностью этих игр является их использование в детском саду и дублирование в начальной школе, с усложнением нескольких элементов и задач, которые ставятся перед воспитанниками. Так, игра «Тик-так» даётся в ДОУ в упрощённом варианте с вокальной партией педагога, а в школе дети учат игру с продолжением, с хоровым исполнением во 2 классе в теме «что изображает музыка?», с синкопированным ритмом. В игре «Тетёра» в начальной школе прибавляются инструменты детского русского народного оркестра, что позволяет проявить множество способностей учащихся, сделать игру ярче и интересней. Используется в 3 классе в теме «Музыка России». В «Игре с бубном» в школе прибавляется ещё один инструмент, что делает ритмический рисунок более сложным, и требует от школьников повышенного внимания и умения играть в ансамбле.

Реализация важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств. В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

* развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

*развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

*развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

*значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Говоря о музыкально-ритмических движениях в школе, важно подчеркнуть, что они не могут рассматриваться вне взаимосвязи со всеми элементами урока, вне его темы. Они необходимы для реализации современных требований к нему. Задания, связанные с использованием движений, направлены на углублённое освоение музыкального материала.

В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

Инсценировка музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки разного темпа и регистра, и выразительно их исполнить. Например, в инсценировках могут использоваться импровизация движений зверей: медленных - слонов, черепах; быстрых - зайца, собаки и т. д. Ученики вместе с учителем находят характерные движения для песен: «Тень-тень» (р. н. п.); И. Брамс «Петрушка»; Д. Шостакович «Вальс-шутка»; В. Шаинский «Антошка» и другие.

В современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и т. п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности. Главная задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их эстетическому развитию, а также способствовать оздоровлению и сохранению их здоровья.

Публикации по теме:

Сервировка стола в дошкольном образовательном учреждении. Столовый этикет Актуальность: Данная тема актуальна в современном мире, т. к. успех сервировки стола является завершающим элементом перед непосредственной.

Фотоотчёт «Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении»Фотоотчёт «Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении» Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет.

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении ИКТ Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео,.

Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении. Добрый день уважаемые коллеги. Современное общество трудно представить без использования ИКТ и детский сад не является исключением. Под.

Комната славы в дошкольном образовательном учреждении, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольников .

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Введение Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном.

Педагогическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении Понятие «педагогическое сопровождение» вошло в педагогику относительно недавно. Оно сформировалось на основе концепции гуманистической педагогики.

Проект «Инклюзивная среда в дошкольном образовательном учреждении» «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» Пояснительная записка. Термин «инклюзия» введен в 1994.

Вопросы взаимодействия в процессе физического воспитания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении Основные физические качества человека – сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и координация – являются врождёнными, так как даются.

Здоровьесберегающая педагогическая система в дошкольном образовательном учреждении ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИНа современном этапе развития образования существует несколько.

Библиотека изображений:

Публикация Преемственность музыкально-ритмического воспитания в дошкольном и школьном образовательном учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Тикунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Преемственность музыкально-ритмического воспитания в дошкольном и школьном образовательном учреждении
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 22:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД