Получи документы

Представление педагогического опыта «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий»

Татьяна Рахманова
Представление педагогического опыта «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий»

«Воспитание экологической культуры детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий».

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Дети дошкольного возраста очень любознательны по своей натуре, а особенно они проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Этот интерес необходимо развивать: учить детей быть наблюдательными к явлениям природы, воспитывать любовь к ней, приучать заботится о растениях и животных. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно при условии того, что у детей будут сформированы хотя бы элементарные знания о ней.

Публикация «Представление педагогического опыта „Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий“» размещена в разделах

Воспитание экологической культуры детей – одно из самых важных направлений в современном образовательном процессе. В период дошкольного детства закладываются первые основы формирования экологической культуры, подразумевающие образовательный процесс, направленный на:

- усвоение экологических знаний;

- воспитание бережного отношения к природе;

- умение замечать явления и особенности окружающего мира.

Формирование у детей дошкольного возраста ответственного отношения к окружающему миру – длительный и сложный процесс, но он будет более эффективным, если в практике будут использоваться различные сочетания форм и методов обучения: воспитательно-образовательная и проектная деятельность педагогов и воспитанников, экологические игры и природоведческие экскурсии.

Экскурсия является обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры дошкольников. Она способствует формированию правильного и осознанного отношения к различным объектам и явлениям природы, к окружающему миру путем получения элементарных экологических знаний и умений, характерных для данного возраста. Экскурсия развивает наблюдательность и интерес к природе, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе. Ребенок, умеющий видеть красоту природы, заботящийся о ней, так же милосердно будет относиться и к окружающим людям.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

- формирование элементарных представлений о живой и неживой природе;

- развитие любознательности, творческой активности, познавательного интереса;

- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру в целом.

Таким образом, работа педагога в ходе проведения природоведческих экскурсий, так же как и при проведении любой образовательной деятельности, направлена на реализацию трех основных задач: образовательной, воспитательной и развивающей.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной темы.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Экологическая культура – это культура единения человека с природой. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период в детях закладывается представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде для здорового образа жизни. Вот почему так важно научить ребенка беречь природу, видеть ее красоту. Экологическое образование сопровождает человека на протяжении всей жизни:

- в раннем детстве формируются начальные представления о живой и неживой природе;

- в школе происходит понимание целостной картины мира;

- во взрослом возрасте наступает чувство ответственности за состояние природы, помогающее осознать необходимость личного участия в сохранении природы и улучшении её состояния.

Чем раньше начнется работа с детьми по формирование основ экологической культуры, тем эффективнее будет ее результат.

Экскурсия – одно из средств формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Природоведческие экскурсии дают детям возможность видеть растения и животных в естественной среде их обитания, проследить сезонные изменения в природе.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника:

- формируются основы понимания окружающего мира,

- воспитываются эстетические и нравственные качества,

- пробуждаются добрые чувства.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и ко всему окружающему – значит растить будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Целью моей работы по данной теме является изучение особенностей воспитания экологической культуры детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность экологической культуры;

- рассмотреть природоведческие экскурсии как средство воспитания у старших дошкольников экологической культуры в образовательном процессе;

- провести диагностику экологической культуры детей 6-7 лет;

- разработать серию природоведческих экскурсий, направленных на воспитание экологической культуры старших дошкольников.

3. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Природоведческая экскурсия – это знакомство с природой в естественных условиях. Для детей экскурсия - это путешествие, которое создает хорошее настроение, определенные эмоциональные ощущения. Дети в непринужденной обстановке усваивают необходимый материал, становятся веселее, общительнее.

В воспитании любви к природе важную роль играют взрослые: педагоги и родители. Детям необходимо объяснять, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, дети, более сильные и должны защищать растения и животных. Необходимо на примерах показывать, что растения беззащитны - не защищаются, не издают звуки, не двигаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться и обязательно погибнет. Следует обращать внимание детей на изменения, которые происходят с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: «Не обижай животное!», «Не трогай растение!». Такими запретами не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами личными примерами, обсуждая поведение ровесников, создавая и обыгрывая различные проблемные ситуации. А главные наставники – это взрослые, прежде всего - родители. Если поведение родителей либо воспитателей противоречит этическим представлениям ребенка, то он начинает сомневаться: так должно быть или так делать не обязательно?

Недостаточно сформированная экологическая культура у родителей и недостаточное использование экскурсий в природу – главная проблема воспитания экологически грамотного ребенка, гуманно относящегося ко всему окружающему. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе. Иногда мы наблюдаем, как ребенок заботится о растении или животном дома, а за его пределами наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста гуманно относился ко всему живому, чтобы дети приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь все, что их окружает.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» Актуальность. В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 1 Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность» Слайд 2.

«Физическое воспитание дошкольников в процессе игры». Обобщение педагогического опыта работы ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ Подготовила: Горн Наталья Владимировна, воспитатель 1 категории. Современные.

Представление опыта работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» .

Представление инновационного педагогического опыта работы Представление инновационного педагогического опыта работы по теме «Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста».

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Еделькиной Алины Ивановны по проблеме.

Представление педагогического опыта «Формирование правовой культуры социально-ориентированной личности» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен-ствования учебно-воспитательного процесса. На современном.

Представление педагогического опыта педагога-психолога ТЕМА ОПЫТА Использование арт-терапевтических методик в работе школьного психолога. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА В настоящее время.

Представление педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста» Представление педагогического опыта по теме: «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста» Воспитатель МДОУ «Детский сад № 116.

Представление педагогического опыта воспитателя Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Структурное подразделение «Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий»
Опубликовано: 29 января 2019 в 15:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рахманова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД