Папки-передвижки

Представление педагогического опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Надежда Грачёва
Представление педагогического опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

"Развитие речи детей дошкольного возраста

средствами игровых технологий".

Дошкольный возраст является наиболее активным периодом усвоения разговорного языка и развития речи у детей. Благодаря правильному, полноценному развитию и владению родным языком, воспитание нравственного, эстетического и умственного аспектов, происходит максимально в сенситивный период.

Публикация «Представление педагогического опыта „Развитие речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий“» размещена в разделах

Проблема исследования развития речи у дошкольников, всегда оставалась актуальна на протяжении долгого времени. Многие педагоги-исследователи изучали темы речевого развития у детей. Такие как: Выгодский Л. С., Коменский Я. А., Леонтьев А. Н.

Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться» [7,с. 14]

На сегодняшний день вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста остаются актуальными.

Главной особенностью развития речи является возраст ребенка. Наиболее подходящая для владения языком имеет значение возрастная категория 2-3 года. Овладение ребенком простым фразам, помогает ему обращаться с предметами, знать назначение. Постепенно происходит понимание обращенной к нему речи, возникает диалог, в котором ребенок составляет простые двух или трехсловные предложения. Для личности ребенка это является новым открытием и событием в его сознании.

Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение всех главных особенностей родного языка ребенка. Не получивший в должном виде знания, ребенок не способен далее усваивать образовательную программу. Дошкольник не получает своевременной и полноценной социализации и становится отстающим. Поэтому очень важно речевое развитие для детей дошкольного возраста.

Практические наблюдения показывают, что количество дошкольников с низкой речевой активностью возрастает с каждым годом. Речь многих детей не развита, не богатый словарный запас, произношение не внятное и не понятно для окружающих, что не соответствует категории возраста.

В связи с этим появилась необходимость в создании благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей, через использование игровых методов обучения.

Цель исследования:

повышение своего профессионального мастерства и компетентности в области развития речи детей дошкольного возраста;

способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами игровых технологий.

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

создать картотеки развивающих игр для развития речи детей;

использовать игры для развития речи детей в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей;

интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;

создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

Для решения поставленной цели и задач я использую следующие методы работы: наблюдение, беседы, изучение педагогической литератур

Основная идея опыта

По теме данного исследования проводилась работа по изучению методической и научной литературы. Были выявлены особенности возрастных категорий детей младшего дошкольного возраста, в которые входят личный наблюдения за воспитанниками. Исходя из результата исследования можно выявить следующие выводы: что игра, оптимальный вид учебного занятия для дошкольников. Процесс игры увлекает ребенка и заинтересовывает в самостоятельном изложении последующих действий, вырабатываются наиболее выраженные качества личности, что способствует к расширению кругозора и языковой активности.

Следовательно, формирование и повышение речевой активности ребенка наиболее благоприятно происходит в рамках игровой деятельности, где игра является ведущим видом деятельности данного возраста.

Ведущая идея моего опыта способствовать развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий. Обучающий процесс, данной педагогической идеи основываться на комбинировании развивающего, личностно-ориентированного подходов с применением новых форм работы.

В моей группе имеются условия для проведения занятий по развитию речи с использованием с игровых технологий. Создана предметно развивающая среда; подобран разного содержания дидактический материал для речевой деятельности; разработаны картотеки: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; подобрана художественная литература для детей; детские песенки и потешки для прослушивания на магнитофоне.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника благоприятно влияет на закрепление знаний полученных на занятиях.

Игровая деятельность является одной из главной составляющей потребностью детей дошкольного возраста, по средствам общения и взаидействию детей друг с другом. Игра формирует положительную атмосферу,благодаря которой психические процессы развития протекают более активно. В процессе игры у дошкольника распознаются индивидуальные способности, характерные качества личности, которые помогают выявить уровень знаний ребенка и его представления об окружающем мире. Все это необходимо педагогу для эффективной работы в дальнейшем с каждым воспитанником.

Теоретическая база опыта.

В области теоретического исследования развития речи дошкольников наиболее значимы в трудах : Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Е. И. Тихеевой, С. Л. Рубинштейна, О. И. Соловьёвой.

С. Л. Рубинштейн пишет: «Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления»[13,с. 24]

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что речевая активность возрастает благодаря использованию игровых технологий на всех этапах педагогического процесса. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.

Исследования полагали, что существует двухсторонняя связь между речью и игровой деятельностью. С одной стороны речь разносторонне развивается в процессе игры, а с другой, игра развивается под влиянием активности речи. В игровой деятельности дети непосредственным образом учатся последовательно и связно логично высказывать свои мысли, преодолевая тем самым барьер.

Изучения методической литературы, передового опыта коллег, помогло мне выстроить собственную концепцию речевого развития детей раннего возраста через игровую деятельность.

Новизна опыта заключается в повышении качества образовательного процесса через игровые технологии, систему методов и индивидуальный подход к ребёнку в соответствии с его интересами и возможностями.

Технология опыта.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи дошкольников.

Главным мотивом развития и изучения родного языка у дошкольников является нарастающие потребности ребенка. Речевая активность в дошкольном возрасте происходит интенсивно и разносторонне, затрагивая звуковую культуры,грамматический строй и функции речи.

Приобщая игровые технологии в процесс обучения дошкольников, обучение происходит плавно, поэтапно без эмоциональных перегрузок.

При работе мною с младшими дошкольниками можно отметить, что проблема речевого развития наиболее востребована и для ее решения применяются различные методики исходя из особенностей ребенка. Словарная грамотность ребенка младшего возраста низкая, из-за поздней активизации речи. Первые слова ребенка просты, количество слов к трем годам не велика, ответы на простые вопросы могут содержать неопределенные звуки или простое слова «Да» или «Нет». Также встречаются случаи не говорящих детей в возрасте трех лет или же их трудно понять.

Причины могут быть разными, плохая экология, сокращение здорово-рожденных детей сверстников, недостаток общения, как с детьми так с родителями.

Молодые родители предпочитают посадить ребенка за компьютер, или перед телевизором, вместо того, чтобы рассказать или прочитать сказку, поиграть с ним. А ведь игра наиболее интересный и эффективный способ развития ребенка.

С введением ФГОС в дошкольное образование игре отводится главная роль. Сегодня, рядом с традиционной, очень много современной литературы, которую можно использовать в работе.

Для подготовки и развития артикуляционного аппарата я использую картотеку артикуляционной гимнастики «Веселая артикуляционная гимнастика», «Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е. М. Косиновой.

Провожу игры для развития речевого дыхания (сдувание снежинок или кусочков ваты, поддевание карандашей, плавающих рыбок, лодочек, очень нравится детям дуть мыльные пузыри, т. к. хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. В работе использую «Картотеку игр и упражнений для развития общих речевых навыков» под редакцией Османовой Г. А

Например, мы приехали в гости к бабушке в деревню. В бабушкином доме топят печь дровами. Бабушка старенькая. Поможем ей наколоть дров! Рубим дрова топором, приговаривая: «Ух! Ух!» (на выдохе). Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч, нужно представить, что мы держим топор. Сделать полный вдох с одновременным поднятием рук вверх, затем, резко наклонившись, выдохнуть: «Ух!»

Игры на уточнение звука и автоматизацию:

Дидактические.

Дидактической игре всегда уделяют особое внимание. Благодаря использованию дидактических игр, процесс развития проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме («Чудесный мешочек», «Скажи как я», «Кто как кричит?», "Угадай, кто позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Эхо" и т. д.)

Например, дидактическая игра «Кто в домике живет?» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Ход: воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «Ав-ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу- мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Сюжетные игры.

Организуя с детьми сюжетные, сюжетно-ролевые игры педагог решает важную задачу совершенствования всех компонентов устной речи ребенка. Например, традиционная игра «Дочки-матери»: кукла Катя проснулась, плачет. Надо ее убаюкать. Предлагаю ребенку покачать ее, приговаривая «а-а-а». Укачивая куклу, малыш неосознанно закрепляет в речи звук [а].

Подвижные игры.

Подвижные игры хороши тем, что позволяют удовлетворить потребность ребенка в движении. Подвижные игры способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, способствуют ускорению развития речи. Например, игра «Сова». Цель: автоматизация звуков с, сь в тексте. Сова, сова, сова, совиные глаза, На суку сидит, Во все стороны глядит, Да вдруг как слетит…

Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш. Существует множество игр на развитии мелкой моторики, это шнуровки, игры с водой, игры с пересыпанием круп и песока, игры с прищепками, бусами, мозаика, вкладыши, пазлы, пальчиковые игры, лабиринты и мн. др.

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

В работе по развитию словаря детей первой младшей группы основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.

У Тихеевой Е. в книге «Игры и занятия малых детей» сказано: «От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению свойств и её качеств (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»). При назывании действий объекта детей учат видеть начало и конец действия, в игре с картинками («Что сначала, что потом?»).

Дидактические игры:

«Скажи ласково»; «Поваренок», «Что в корзине» (при знакомстве с фруктами) и т. д. Например дидактическая игра «Что в корзинке?» Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами. Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки, спрашивает детей «Что это?» и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

«Прятки». Цель: закрепить умение использовать в речи предлоги «на», «под», «в»; развить пространственные представления. Оборудование: маленькие игрушки. Взрослый закрывает глаза и произносит слова: Разбегайтесь-ка, ребятки, Начинаем играть в прятки. Спрячь игрушку далеко, Не найдет ее никто! Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах. Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т. д.

Для обогащения словарного запаса детей применяются различные игры, такие как, сюжетные, театрализованные и игры драматизации. По итогу исследования методической и психолого-педагогической литературы, мною были сделаны выводы, что игры разного характера оказывают на развитие речи у ребенка. Происходит стимуляция речи, расширяется словарный запас, артикулярный аппарат становиться совершенен.

Усвоение родного языка ребенком, в разговорной речи появляются выразительные средства интонации, которые соответствуют характеру предполагаемых героев и их поведению. Ребенок старается говорить понятно и четко для окружающих.

В практической деятельности были использованы различные произведения фольклорных форм. В развития речи младших дошкольников способствует устное народное творчество, которое раскрывает возможности познавательной активности, индивидуальные качества, развивает самостоятельность речевых навыков.

Многие произведения народного творчества использовались для развития двигательной активности ребенка, которая была тесно, связана с речевой активностью. Эмоционально положительный фон, ласковое обращение, непосредственно влияет на ребенка, снижает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Такие формы работы с детьми благоприятно влияют на отношения ребенка к детскому саду. Он легче адаптируется в новой среде, а главное его речь начинает развиваться. Ребенок пытается повторить за педагогом все увиденное, сопровождая играми мелкой моторикой, благодаря чему и развивается его речь, ведь через развитие мелкой моторики рук происходит развитие речи.

Мною разработан проект «У бабушки Арины».

Цель проекта: устный фольклор, как средство развития детей трехлетнего возраста.

При подборе литературы на тему данного творчества, были учтены формы взаимодействия искусства со всей окружающей средой человека, такие как развитие взаимоотношений с окружающей действительностью и общения со взрослыми.

Произведения устного народного творчества имеет красочное и яркое содержание, различных словесных картинок, что способствует обогащению словарного запаса у детей. В играх народного характера всегда присутствуют потешки, прибаутки с повторами, словосочетания и предложения, различные четверостишия.

Благодаря видам народного фольклора восприятие слов становиться более активное и запоминающее. Применяется в формировании грамматического строя речи,развития монолога и диалога, мелкой моторики.

Со временем дети используют народное творчество в играх, во время игр с куклами, кормление или укладывание ее спать.

Активное проявление первых слов у ребенка и рост словарного запаса способствуют игры потешки. Они привлекают больше все детей к предметам быта, животным и людям.

При изучении домашних птиц и животных можно использовать потешки, такие как : «Петя,Петя, петушок-золотистый гребешок.», «Пошел котик на торжок.» [4,с. 107] Игры такого плана стимулируют речевое развитие дошкольника.

Таким образом, использование игр разного вида, целенаправленно и систематично, позволяет создать психофизическое благополучие ребенка, которое способствует разностороннему и активному росту речевого аппарата и его закреплению в дошкольный период развития.

Результативность опыта.

В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, провела работу с родителями.

Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.

Психические процессы протекают более активно и создают положительный эмоциональный фон только в игровой деятельности. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для индивидуальной работы воспитателя с каждым ребёнком. Результаты проведённой работы представлены в таблице.

этапы работы высокий уровень средний уровень низкий уровень

подготовительный

этап 0% 40%(8 детей) 60%(12 детей)

заключительный

этап 25%(5детей) 65%(13детей) 10%(2 ребёнка)

Основываясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей младшего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе.

У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети выражают свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателями, стали лучше понимать других детей в группе.

Особое значение для успешной работы имеет вовлечённость в образовательный процесс родителей.

Интерес и поддержку получило создание совместной с родителями закрытой группы в Viber, в которую охотно вошли все родители наших воспитанников. На этой страничке мы решаем организационные вопросы, делимся новостями группы, родители имеют возможность вносить различные предложения, поделиться в ответ своими семейными новостями. Такая форма работы помогает оперативно справляться с возникающими проблемами, очень сближает всех участников группы, а значит и способствует более активному вовлечению родителей в воспитательно-образовательную работу, ведущуюся в группе, в детском саду.

Таким образом, активное привлечение родителей в образовательный процесс помогло эффективней осуществлять непрерывное развитие речевых способностей детей посредством игровых технологий.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: методическое пособие / Н. П. Аникеева. -М. :Просвещение,1987-168с.

2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: методическое пособие / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. :Просвещение,1991.-207с.

3. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение,2005.-218с.

4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: методическое пособие / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160с.

5. Галигузова, Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. Учреждений. / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2007. - 143 с.

6. Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Н. Т. Гринявичене // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.

7. Детская практическая психология : учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.

9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: методическое пособие / В. В. Гербова. - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

10. Павлова, Л. Н., Пилюгина, Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство: Познавательное развитие: методическое пособие / – М. : Мозайка– Синтез, 2000. – 152 с.

11. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие / О. С. Ушакова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.

12. Пенькова, Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников:методическое пособие / Л. А. Пенькова, З. П. Коннова. – Издательство: Сфера. 2010. – 128 с.

13. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возрастаюю. / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М. : Владос, 2007. – 289 с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 21:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Грачёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД