МААМ-картинки

Формирование культуры безопасности как одно из направлений социально-коммуникативного развития

Светлана Савенкова
Формирование культуры безопасности как одно из направлений социально-коммуникативного развития

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Мы все знаем, что наш век– это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами людей, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё это перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Поэтому цель моей работы - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Публикация «Формирование культуры безопасности как одно из направлений социально-коммуникативного развития» размещена в разделах

Основные задачи обучения дошкольников:

• Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно — не опасно»;

• Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки);

Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Основными направлениями работы по формированию у детей навыков безопасного поведения являются :

• Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения :

• Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке;

• Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;

• Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;

Развивать качества ребенка : его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данную работу провожу через:

• организованную деятельность детей – занятия («Я примерный пешеход», «Раз, два, три, что опасно найди!», «Наш друг-светофор!», экскурсии («Знакомство с уголком пожарной безопасности», «Дорожные знаки»);

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок («Заюшкина избушка»,»Кошкин дом», «Красная шапочка», беседы воспитателя и ребенка (Какие причины пожара вы знаете и как их избежать? Чем тушат огонь? Номер телефона службы спасения? Что нужно делать, если в воде свело ногу); настольный театр («Красная шапочка»), чтение художественной литературы(«Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снежная королева», «Три медведя» и т. д.) викторины по ПДД и ПБ, конкурсы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры («Незнакомец», «Один дома», «Опасность», «ГИБДД»и др.).

Во время прогулки закрепляю через беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций у детей такие правила поведения: не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.

В зимний период провожу с детьми беседу, что нельзя: брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая на участке животных, скажем, кота или собаку, подвожу детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно: не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.

Обучение правилам дорожного движения -это жизненная необходимость. Даю детям понять, что люди ходят по тротуару, переходят улицу по пешеходному переходу (зебре, маленькие дети переходят улицу вместе со взрослыми, играть на дороге нельзя и т. д. Знакомлю с дорожными знаками «Дети», «Пешеходный переход», с работой светофора. Наблюдаем за транспортом на улицах поселка (пассажирским и грузовым, отмечаем, что он едет по проезжей части, а пешеходы ходят по тротуарам.

Экскурсии, беседы, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры- все это дает возможность детям узнать много нового и интересного для пополнения багажа знаний по ПДД.

Например : «Наблюдаем за работой светофора», «Правила безопасного поведения на улицах», «Правила поведения в транспорте», «Кто такие пешеходы?», Сюжетно-ролевая игра «Шоферы», «Улица».

Уделяю формированию в их сознании понятий «хорошо»«плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаю игровые проблемные ситуации(«Лиса Алиса и кот Базилио бегут по пешеходному переходу. Это правильно или нет? Почему?» «При движении автобуса пассажир едет стоя и не держится при этом за поручни. Чем это для него опасно?», «Мяч выкатился на проезжую часть. Как правильно поступить? Почему?».) При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у детей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности, с детьми были проведены беседы «Кто такой – пожарный?», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт», инсценирование по стихотворению «Кошкин дом»; игра-тренинг «Пожарная тревога». Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому моя задача научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, научить детей вызывать помощь по телефону, заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.

Воспитывая у детей безопасное поведение, необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.

Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО должна быть: безопасной, насыщенной, и трансформируемой. Тщательно подбираю игрушки и игровое оборудование, слежу, чтобы они соответствовали стандартам качества, были изготовлены из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей. Мною создаются атрибуты к сюжетным играм по ПДД, «Мы – пожарные», «МЧС», Лэпбук «Пожарная безопасность», а также дидактические и настольно – печатные игры.

В деле решения вопроса по формированию основ безопасного поведения очень важную роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша.

Поэтому во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями я предоставляю им конкретные рекомендации относительно того, как лучше научить детей безопасному поведению в различных ситуациях. Напоминаю родителям:

- о необходимости с раннего детства приучать своего малыша к поездкам в автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет пользоваться ремнями безопасности;

- приобрести детям светоотражающие элементы (стикеры, которые помогут защитить ребенка в тёмное время суток.

- остерегаться колющих и режущих предметов, не приносить их в детский сад;

- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;

- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор); и т. д.

Для родителей в раздевалке детского сада представлена вся необходимая информация актуальная на данный момент:

консультации: «Безопасность детей на улице», «Осторожно-тонкий лед!», «Пожарная безопасность», «Безопасное поведение во время грозы» и т. д.

папки-передвижки: «Пожарная безопасность 101»Безопасность детей дома и на улице»; «Осторожно ядовитые растения!»

буклеты: «Безопасность на дорогах», «Внимание терроризм!» и др.

памятки: «Соблюдение мер предосторожности, при посещении объектов железнодорожного транспорта», «Правила безопасного поведения с домашними животными», «Один дома», «Правила ПБ в новогодние праздники» и др.

Информация постоянно обновляется.

Также мы принимали участие в конкурсах рисунков: «Светофор-друг детей», в международной викторине по ПДД для дошкольников и начальных классов; в областном виртуальном квесте «Малыши за пожарную безопасность, где были награждены дипломами.

Выводы:

Проведенная мною работа по данной теме принесла свои результаты:

• В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту и социуме.

• Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

• Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде.

Считаю, что комплексная работа педагогического опыта очень результативна, поэтому буду продолжать её по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.

Проект Решения:

Продолжать совершенствовать и пополнять предметно-развивающую среду по обеспечению безопасности дошкольников (спецтранспорт, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные дидактические игры).

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем»Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем» Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества,.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование культуры безопасности как одно из направлений социально-коммуникативного развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Савенкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование культуры безопасности как одно из направлений социально-коммуникативного развития
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 16:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД