Папки-передвижки

Представление опыта работы по технологии и программе Г. Б. Мониной «Лесенка роста»

Нина Шапкина
Представление опыта работы по технологии и программе Г. Б. Мониной «Лесенка роста»

Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Акцентирование внимания педагогов и родителей на воспитании у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением

взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности.

Публикация «Представление опыта работы по технологии и программе Г, Б, Мониной „Лесенка роста“» размещена в разделах

По данным ученых дошкольный возраст является самым продуктивным периодом для развития инициативы и самостоятельности детей. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

Авторская технология и парциальная программа «Лесенка РОСТА» Г. Б. Мониной (развитие ответственности, самостоятельности, творчества, активности) создана с целью оказания помощи педагогам в овладении психолого-педагогическими компетенциями в области личностного развития дошкольников 6-7 лет. Технология и программа являются инструментами для реализации требований Федерального образовательного стандарта дошкольного образования по формированию интегративных качеств личности дошкольника.

Цель: развитие инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников 6-7 лет в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

1. Знакомство детей с понятиями «инициативность», «самостоятельность», «ответственность» для осознанного формирования данных качеств.

2. Создание условий для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребенком.

3. Формирование основ навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.

4. Повышение самооценки.

5. Отработка навыка уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослым.

6. Развитие креативности детей.

7. Формирование навыков конструктивного сотрудничества на основе инициативности, самостоятельности, ответственности детей.

Ожидаемые результаты.

1. Повышение уровня инициативности, самостоятельности, ответственности;

2. Создание условий для формирования универсальных учебных действий, необходимых для обучения в школе: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;

3. Облегчение адаптации при переходе из дошкольного учреждения к систематическому обучению в школе;

4. Формирование умения выделять индивидуальный стиль деятельности, формировать собственную стратегию успешности;

5. Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний и поведения.

Данная программа реализуется в течение одного года на подготовительной к школе группе. Реализация программы «Лесенка РОСТА» проходит через организацию встреч с детьми. Встречи проходят один раз в неделю, продолжительность до 30 минут.

Авторами программы разработан алгоритм построения встречи.

1. Приветствие.

2. Создание (на первых встречах) и закрепление (на последующих встречах) правил группы.

3. Эмоциональная зарядка.

4. Формирование конкретного навыка (игры, упражнения, рисование, творческие задания) : информирование, отработка, использование в деятельности, обсуждение.

5. Закрепление достижений предыдущих этапов.

6. Прощание.

1. Приветствие.

Каждую встречу я начинала с игры-приветствия. Сначала несколько встреч подряд подбирала и разучивала игры, а потом предлагала детям самим выбрать игру и ведущего. Дети с удовольствием соглашались, выбирали ведущего по считалке - это важное условие для организации любой игры. Особенно детям нравится играть в такие игры, как «Поздороваемся так.» (здороваются определенным образом : локотками, боками, спинами, пяточками и т. д., «Здороваются все, у кого.» (черные волосы, синяя обувь, кто в футболке и т. п.).

Использование одних и тех же игр в начале занятия помогает ребенку настроиться на работу, снизить уровень тревожности, сопротивления.

2. Создание правил группы.

Наряду с общеизвестными правилами поведения и взаимоотношения со сверстниками технология предусматривает введение дополнительных, но обязательных правил для детей данной группы. Эти правила вырабатывают и поддерживают сами дети с участием взрослого. Сначала я сама придумала и заготовила несколько пиктограмм с правилами «НЕЛЬЗЯ» и «МОЖНО». Мы обсудили их на первой встрече. Правила были приняты детьми, особенно им понравилось одно из них «НЕЛЬЗЯ СМЕЯТЬСЯ НАД ДРУГИМИ».

На первых порах эти правила очень помогали: одни сдерживали агрессивных и гиперактивных детей, другие помогали адаптироваться стеснительным, тревожным, меланхоличным детям. На всех последующих встречах правила закреплялись, дети уже самостоятельно их напоминали друг другу, если происходило нарушение, придумывали новые правила, например, «НЕ МЕШАЙ», «ЭТО МОЕ ПРОСТРАНСТВО» и другие.

Продумали и систему поощрений, например, за удачное действие, интересное высказывание ребенок получал стикер или наклейку.

Нарушение правил так же оговаривалось с детьми (участник лишался права очередного хода, роли ведущего, стикера).

Одна из техник работы с правилами — игра «КРИЧАЛКИ — ШЕПТАЛКИ — МОЛЧАЛКИ». Это использование взрослым, а затем и детьми цветных ладошек (фото, (красная – молчалки, зеленая - кричалки, желтая - шепталки).

Использование СЧИТАЛОК определяет, как очередность вступления в игру, так и распределение ролей в игре. Считалки становятся своеобразным тренажером.

3. Эмоциональная зарядка

Проведение эмоциональной зарядки способствует снижению эмоционального напряжения, самовыражению ребенка. Можно использовать любую игру, например, игру, где ребенка просят улыбнуться, как котенка на солнышке, как выглядит хмурая дождливая туча и др.

Мы играем в такие игры, как «ПОНАРОШКУ», «ОБЕЗЬЯНКА В БРАЗИЛИИ», «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ», «ЦАПЛЯ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА» и другие.

4 .Формирование конкретного навыка (самостоятельность, инициативность, ответственность)

Для того, чтобы ребенок понял, что такое самостоятельность, инициативность, ответственность, научился проявлять эти качества используются следующие формы работы :

- Комментированное рисование.

Комментирование - это рассказ ребенка взрослому о том, что он нарисовал.

Иногда детям бывает трудно изобразить на бумаге свои представления и понятия. В помощь я придумала вот такие карточки-схемы. Все детские комментарии к рисункам обязательно записываются.

- Необходимая форма работы – это самооценка детей и оценка качеств детей другими людьми. Поэтому предлагала такие задания «Я - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ», «Я-ГЛАЗАМИ ДРУГИХ ДЕТЕЙ», «КАКИМ Я ВИЖУ СЕБЯ».

Здесь дети рисуют себя в зеркалах: (фото)

Для этого я придумала другие дополнительные схемы (фото).

- Комментированное чтение и сочинение сказок.

Эта форма работы учит понимать поступки. (Напр., Колобок проявил самостоятельность-один отправился в лес, инициативу-придумал песенку для отвлечения внимания, безответственность-не предусмотрел последствий и попал Лисе в зубы.)

Сочинение сказки учит справляться с собственной агрессивностью, неуверенностью, страхами. Здесь используется такой метод: придумать историю про известного литературного героя с сюжетом, близким к тому, что происходит с самим ребенком.

Корректурная проба.

6. Закрепление достижений

Взрослый спрашивает детей, что больше всего понравилось, запомнилось. Можно попросить ребят организовать понравившуюся игру: одного - выбрать, другого - рассказать правила, третьего провести игру.

7. Прощание.

Представляет собой обсуждение детьми всей встречи, того, что, по их мнению, им особенно хорошо удалось сделать (нарисовать, выполнить инструкцию игры и т. д., чему они научились, что нового узнали друг о друге.

Так же в конце встречи можно поощрить всех детей разным количеством бонусов (например, наклеек, обязательно при этом объясняя, за какое конкретное достижение ребенок получает наклейку.

Заканчиваться ритуал прощания может (по желанию детей или ведущего) игрой или определенным движением (взмахом руки, либо совместной песенкой.

Материал каждой встречи планируется, исходя из ….

Необходимо отметить, что использование игр и заданий возможно не только при проведении встреч с детьми один раз в неделю. Представленные в Программе игры, задания, обсуждения проводятся постоянно, в любое свободное время при проведении режимных моментов при возникновении конфликтных ситуаций.

В конце года мы провели с детьми презентацию детских книжек «Знакомьтесь, это - Я!» (фото обложек)

Используя свои рисунки, дети рассказывали о том, чему научились за год:

– Что я умею хорошо делать? (самостоятельность);

– Что я люблю в жизни? (инициативность);

– Мой супер - герой (на кого хочу быть похожим и почему);

– Вот когда я вырасту! (мои желания);

– Человечки «Хочу» и «Надо». (необходимость выражения собственных «хочу» и выполнение необходимых «надо»). (фото или мультимедиа)

Сделали выставку совместных коллажей, игрушек-самоделок, рисунков, которые помогли детям вспомнить о прошедших встречах, проанализировать наиболее полезные и запомнившиеся события.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Реализация образовательного проекта «Белгород — город Воинской Славы» с помощью технологии «лэпбук» (из опыта работы) Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков,.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года-2016» Представление опыта работы на конкурсе воспитатель года 2016 г. 3 марта текущего года на базе нашего МБДОУ будет проходить второй очный.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Библиотека изображений:

Публикация Представление опыта работы по технологии и программе Г. Б. Мониной «Лесенка роста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Шапкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Представление опыта работы по технологии и программе Г. Б. Мониной «Лесенка роста»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 19:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД