Получи документы

Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Публикация «Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка» размещена в разделах

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Среда должна быть наполнена:

- содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

- тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

- для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

- Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

- Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

- Способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

- Тактика общения - сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся:

- игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная среда проектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

- обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

- побуждает детей к деятельности;

- способствует развитию самостоятельности и творчества;

- обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Предметно-пространственная развивающая среда, как один из факторов воспитанияПредметно-пространственная развивающая среда, как один из факторов воспитания Один из важнейших факторов развития личности ребенка — среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему.

Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника ВидеоПредметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника Видео Все дети разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной.

Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС до Детский сад-это второй дом и для детей, и для нас, педагогов. Свой дом хочется сделать уютным и теплым. А детский сад ещё и максимально.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС до с целью развития, воспитания и социализации детей Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс.

Предметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речиПредметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речи Согласно Федеральному государственному Образовательному Стандарту,развивающая предметно-пространственная среда группы должна делиться на.

Тезисный доклад к презентации «Предметно-пространственная развивающая среда группы как ведущий фактор развития ребёнка». Выступление на районном методическом объединении «Внедрение инновационных технологий в ДОУ» октябрь, 2015 год. Уважаемые коллеги! слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 10:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД