МААМ-картинки

Праздник как форма организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Юлия Шарафутдинова
Праздник как форма организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Шарафутдинова Ю. В.

МАДОУ детский сад комбинированного вида 51

Праздник как форма организации досуговой деятельности

детей дошкольного возраста

Аннотация: статья посвящена определению роли досуговой деятельности во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Приведены классификации видов досуговой деятельности и дана их характеристика. Выявлена роль праздников в творческом, речевом, нравственном развитии дошкольников.

Публикация «Праздник как форма организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольный возраст, образовательный процесс, праздник как форма досуговой деятельности.

Sharafutdinova Yu.V.

Tyumen State University

Holiday as a form of organization of leisure activities

of preschool children

Annotation : the article is devoted to determining the role of leisure activities in the comprehensive development of preschool children. Classifications of types of leisure activities are given and their characteristics are given. The role of holidays in the creative, speech, and moral development of preschoolers is revealed.

Keywords : preschool age, educational process, holiday as a form of leisure activity.

Одной из ведущих форм детской жизнедеятельности является досуг. Особенность и ценность досуга заключается в том, что он соединяет в себе обучение, воспитание и развлечение. Досуговая деятельность предоставляет широкие возможности в реализации таких принципов обучения как: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (ФГОС ДО) [3] и служит достижению образовательных целей.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить общий подход к классификации видов досуговой деятельности, это – учет характера участия детей (активное или пассивное, спланированности / неспланированности, количества участников, наличия / отсутствия творческого начала и др.

Виды досуговой деятельности человека условно можно разделить на три группы – отдых, просвещение, творчество. Приведем некоторые более детальные типологии современного досуга. Так, С. А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность обеспечивает включение ребенка в выполнение различных ролей, дает возможность проявлять себя в разных позициях виды и выделяет следующие виды досуга : пассивный / активный, организованный / стихийный, контролируемый / неконтролируемый, индивидуальный / коллективный, подражательный / творческий, опережающий / нормативный [1]. В основу данной классификации положен принцип учета характера деятельности, осуществляемой ребенком.

Культурно-досуговая деятельность детей дошкольного возраста представлена следующими видами: досуги, праздники, развлечения, самостоятельная художественная и познавательная деятельность, творчество и отдых.

Под досугом понимается игровая деятельность детей с участием взрослого (например, с использованием игрушек, музыкальных инструментов, книги). К развлечениям относятся теневой театр, кукольный театр, настольный театр игрушек, инсценирование на фланелеграфе, инсценировки, концерты с участием приглашенных артистов или самих детей.

К самостоятельной художественной и познавательной деятельности можно отнести общение по интересам, самостоятельную деятельность в центрах познавательной активности, создание рисунков и поделок, самостоятельные игры в кукольный и пальчиковый театр, пересказывание другу другу содержания сказок и мультипликационных фильмов.

Творчество как форма досуговой деятельности дошкольников включает занятия в изостудии, театральной студии, т. е. с использованием необходимой проектировочной среды (студий, центров).

Под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности в комфортнных условиях, организованных педагогом (пассивный - констурирование, лепка, рассматривание книг и иллюстраций; активный – гимнастика, прогулки).

Особое место в культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста занимают праздники. Их своеобразие заключается в возможности интеграции различных видов искусства: художественного слова, музыки, танца, изобразительного искусства, драматизации.

Традиционно программы дошкольных образовательных организаций предусматривают проведение праздников фольклорных (Масленица, религиозных (Пасха, государственно-гражданских (Новый год, День Победы, международных (Международный женский день, семейно-бытовых (дни рождения, спортивных (День здоровья) и традиционных для конкретной организации праздников (День рождения любимого сада).

Организация праздника представляет трудоемкий процесс, который включает подготовку сценария, отбор актеров, выбор музыкального и литературного материала, проведение репетиций, изготовление костюмов и декораций, подбор светового оформления, подготовку угощений. В связи с этим в организации праздника принимают активное участие не только воспитатель, но и старший воспитатель, и музыкальный работник, и родители.

Содержание праздника традиционно представлено песнями, танцами, художественным словом, шутками, постановкой небольших пьес, сюрпризными моментами. Праздник, как форма культурно-досуговой деятельности, обогащает ребенка новыми впечатлениями, обеспечивает возможность проявления и развития творческих способностей, развитию монологической и диалогической речи, способствует формированию и развитию навыков сотрудничества, расширению кругозора. Структура праздника может быть различной, продолжительность зависит от возраста детей (от 20 минут до 1 часа).

Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество [2], способствуют решению задач по: формированию основ музыкальной и художественной культуры; эстетическому развитию; развитию внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, волевых усилий, инициативности, созданию условий для самореализации, самоутверждения и самораскрытия ребенка; укрепление добрых человеческих отношений между сверстниками.

Таким образом, значение досуговой деятельности, как одного из приоритетных направлений организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в целом, и праздников, в частности не вызывает сомнений. Культурно-досуговая деятельность способствут всестроннему развитию детей дошкольного возраста и является основой формирования общей культуры ребенка.

Использованные источники

1. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика / И. Ю. Исаева. – М. : Флинта, 2010. – 200 с.

2. Оникова Т. Н. праздники и развлечения в детском саду как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/o9yrH8h4LHl0.pdf

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Прикреплённые файлы:

yulya-prezentatsia_mnm2a.pptx | 7469,19 Кб
 
Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое».

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Пособие для театральной, досуговой деятельности с детьми раннего возраста «Платковая кукла»Пособие для театральной, досуговой деятельности с детьми раннего возраста «Платковая кукла» Пособие для театральной, досуговой деятельности с детьми раннего возраста. "Платковая кукла" Цель: Прививать интерес детей к театрализованной.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Развивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возрастаРазвивающая игра-вкладыш «Цифровой телефон» для организации совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста Дошкольное образовательное учреждение предлагает воспитанникам новые знания, интересные предметы, активное общение, различные виды детской.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Библиотека изображений:

Публикация Праздник как форма организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Шарафутдинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Праздник как форма организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 23:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД