МААМ-картинки

Консультация «Правовое воспитание ребенка»

цветкова светлана
Консультация «Правовое воспитание ребенка»

Актуальность проблемы

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, сложна и многообразна, поэтому изучение закона необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания по праву, легче сможет ориентироваться в социуме и будет подготовлен к осознанному употреблению этих знаний на практике.

Публикация «Консультация „Правовое воспитание ребенка“» размещена в разделах

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. В связи с этим большое значение приобрела проблема правового воспитания несовершеннолетних, формирования у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.

Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, обращение особого внимания на умение добывать правовую информацию и пользоваться ею. Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома или школы.

Являясь одним из основных институтов социализации детей, лишенных родительского попечения, детский дом, наряду со школой, играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

Основные задачи работы заключаются в следующем:

.

• формировать правовую культуру у воспитанников;

воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;

• развивать умение работать с документами;

• вырабатывать навыки законопослушного поведения.

Принципы работы

• Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональный (общение с окружающими.

• Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

• Личностная направленность – учет интересов детей, своеобразия

характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на

положительные качества.

• Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников.

Методы работы

В работе с подростками по изучению прав человека мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д., но наиболее эффективными считаем следующие:

• метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

• метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Формы работы:

• групповая работа;

• беседы;

• игры;

• тесты;

Говоря о младшем школьнике важно помнить о тех противоречиях, которые лежат в основе его развития и обучения. С одной стороны первоклассник хочет многое знать и многому научиться. С другой стороны не сформирован социальный мотив учения. И если не учитывать эти особенности в обучении и воспитании, то ребёнок потеряет желание получать знания. Процесс получения младшим школьником правовых знаний должен быть увлекателен и оставлять только положительные эмоции и ребёнок должен быть активным участником всего действия в любом мероприятии, посвящённом правовому воспитанию.

Основными задачами правового воспитания на данном этапе являются:

1. дать детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме;

2. дать учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека;

3. Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка»;

4. способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;

5. воспитание адекватной самооценки;

6. формирование здорового образа жизни;

7. воспитание уважительного отношения учащихся друг к другу.

Мероприятие Цели и задачи

1.«Наши правила просты Познакомить учащихся с правилами поведения в школе, правилами общения друг с другом, разработать правила класса.

2.«Что такое хорошо? Что такое плохо?» Дать учащимся первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение.

3. «Что такое право и правоведение Дать детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме.

4.«Путешествие в страну прав» (Познакомить детей с системой правоохранительных органов

5. «Знакомьтесь, мадам Декларация!» Дать учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека

6. «На приёме у госпожи Конвенции» (Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка»

7. ««Конвенции о правах ребёнка» Познакомить детей со ст. 9 «Конвенции о правах ребёнка»

8. «Наш досуг – наше право» Познакомить детей со ст. 31 «Конвенции о правах ребёнка»

9. «Где работать мне тогда, чем заниматься?» Познакомить учащихся их правом на самовыражение и с их правом на защиту от эксплуатации со ст. 32 «Конвенции о правах ребёнка», Первичная профориентация.

10. «Берегите Землю» Цель: способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся, воспитанию человека – гражданина, хозяина родной земли, учить познавать окружающий мир, любить и беречь природу.

11. «Правовая Ассамблея сказочных героев» Цель: закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека, развивать умение работать в группах

12. «Путешествие в страну правоведию» викторина Цель: закрепление знаний учащихся по праву

5 – 9 классы.

Одним из важных видов деятельности подростков является общение, и научить этому навыку очень важно. Главное – дать возможность ребёнку высказаться, что бы его услышали и также, чтобы он научился слышать. Такую задачу решать можно через такие мероприятия как: интерактивные классные часы, классные часы с элементами тренинга, семинары, круглые столы, где каждый может поделиться своим мнением и вносить какие – либо предложения, а так же обязательно чему – то научится. На данном этапе важно выявить творческий потенциал ребят и направить его в нудное русло, что зависит уже от взрослого, организующего мероприятие.

На данном этапе реализуем следующие задачи:

1. Профилактика правонарушений среди подростков

2. Формирование здорового образа жизни

3. Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка

4. формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции

5. развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.

6. Формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою жизненную позицию

7. Воспитание нравственности и развитие творческого интереса к самим себе и окружающим людям

8. Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию

9. стимулировать творческую активность учащихся.

Мероприятие Цели, задачи

1. «Ваши права и ваши обязанности» Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.

2. «Права детей Формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою жизненную позицию; обучение подростков основам юридических знаний.

3. «Что в имени тебе моём Воспитание нравственности и развитие творческого интереса к самим себе и окружающим людям; развитие умения работать с документами на основе изучения статей Конвенции о правах ребёнка ООН, Семейного кодекса РФ и навыков самостоятельного поиска дополнительного материала.

4. «Сказка ложь, да в ней намёк» Ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; научить применять их в жизни.

5.«Что такое хулиганство?» (правовая игра) Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; ознакомить с одним из институтов общества; стимулировать творческую активность учащихся.

6.«Будь здоровым и успешным!» классный час. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности и общества; воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к самосовершенствованию и борьбе против негативных явлений.

7. «Тайна едкого дыма» Формирование у учащихся интереса к здоровому образу жизни.

8. «В гостях у Шерлока Холмса») Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у учащихся правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения к окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления.

9.«Радужный камень» (развивающее психологическое занятие) Помочь детям осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близкими людьми и кого считают чужими; предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются ка чужие.

10.«Толерантность и мы» классный час Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки. Эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

Квест «Формула здоровья» Воспитание здорового образа жизни, умение работать в команде, развитие лидерских качеств.

Индивидуальный план работы по профилактике правонарушений с воспитанником группы

№ п/п Содержание работы Сроки

1 Контроль за за посещаемостью, успеваемостью, занятостью в свободное врем В течение учебного года

2 Проводить индивидуальные беседы по мере необходимости (при срывах в поведении, прогулах занятий, самовольного выхода за территорию Центра). В течение учебного года

3 Взаимодействие со специалистами Центра. В течение учебного года

4 Консультации с психиатором В течение учебного года

5 Взаимодействие с медицинскими работниками В течение учебного года

6 Вовлекать в участие культурно- массовых и спортивных мероприятий, проводимых в Центре. В течение учебного года

7 Повторить права и обязанности для воспитанников Центра В течение учебного года

8 Поощрять желание выполнять поделки в свободное время (вышивание, аппликация, бумажное моделирование)

В течение учебного года

9 Помочь в выборе занятий и кружков по интересам Вовлекать во внеурочную кружковую деятельность: спортивные секции;

В течение учебного года

10 Профилактика вредных привычек В течение учебного года

План проведения индивидуальных бесед.

№ п/п Содержание работы Сроки

I Личностное развитие

1

2

3

4

5 «Поможет ли нам обман»

«Как воспитать в себе сдержанность»

«Береги свое время и время других»

«Я и мои соседи»

«Что такое самовоспитание Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Май

II Основы социализации и общения

1

2

3

4 «Стыд и совесть»

«Моя любимая профессия»

«Что такое счастье?»

«Хорошие манеры» Октябрь

Ноябрь

Февраль

Апрель

III Экологическое воспитание

1

2

3 «Явления природы»

«Природа не прощает ошибок»

«Вода и жизнь» Ноябрь

Январь

Май

IV Правовое воспитание

1

2

3

4

5 Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в РМ»

«Всегда ли я правильно поступаю по отношению к другим людям»

«Умей давать и сдерживать свои обещания»

«Наказание»

«Воровство и его последствия» Ноябрь

Декабрь

Март Апрель

Май

V Охрана жизни и здоровья

1

2

3

4

5 «Сигарета не конфета».

«Что такое токсикомания?»

«Почему вредные привычки называют вредными?»

«Сможешь ли ты устоять?»

«Я отвечаю за свое решение» Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Март

Май

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье»Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье» Стенгазета:"Я-родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье". Взаимодействие с родителями. В рамках участия во всероссийской акции "Я-родитель",.

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Консультация для родителей «Воспитание у ребенка познавательной активности»Консультация для родителей «Воспитание у ребенка познавательной активности» Консультация для родителей "Воспитание у ребенка познавательной активности". Что такое «познавательная активность»? Это - готовность и.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Нормативно правовое обеспечение дошкольного образования. Что такое Устав? Устав - это свод правил, регулирующих деятельность организации, ее взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Приказы и распоряжения Распорядительная деятельность детского сада регламентируется, в основном, посредством издания приказов и распоряжений заведующего. Приказ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Правовое воспитание ребенка»
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 17:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД