МААМ-картинки

Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом»

Ольга Коновалова
Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом»

Конспект НОД

в средней группе

«Воздух и его свойства»

(познавательное развитие : экология)

Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.

Задачи:

Публикация «Познавательное развитие в средней группе: „Опыты с воздухом“» размещена в разделах

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.

Способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования.

Развивать интерес к исследовательской деятельности, способность анализировать и сравнивать, делать выводы на основе полученных результатов.

Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, бережное отношение к природе, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Ход НОД

Воспитатель-- Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу, скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

Видеозвонок: (удивление педагога на звонок)

Незнайка: Ребята, мы с профессором Воздушкиным начали изучать, что такое воздух. Но его срочно вызвали на научную конференцию. И он дал мне задание изучить свойства воздуха. Но я был невнимателен и прослушал, что нужно сделать для этого. Ребята, что же мне делать? Если я не выполню эти задания, профессор снова скажет, что я ничего не знаю.

Воспитатель: - Ребята, что делать? Как быть Незнайке?

Ответы детей: дети предлагают помочь Незнайке в изучении свойств воздуха и выполнить вместе задания профессора.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где можно изучить свойства воздуха?

Ответы детей: В лаборатории.

Воспитатель: - Совершенно верно! Я предлагаю отправиться в лабораторию и вместе с Незнайкой изучить свойства воздуха. Вы согласны? Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей: — Это место, где все изучают и проводят разные опыты.

Воспитатель: - Правильно. Но в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила:

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.

Правило №3. Ничего не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Воспитатель: Отправляемся в лабораторию? Как мы можем туда попасть?

Ответы детей:

Воспитатель: А мы произнесем волшебные слова!

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Воспитатель: Вот мы и очутились в настоящей лаборатории профессора Воздушкина. В лаборатории мы обязательно должны находиться в халатах и т. п. Надеваем халаты

Воспитатель: - Ребята, что такое воздух?

Дети: - это то, чем мы дышим.

Воспитатель: - Правильно! Воздух окружает нашу планету Земля, им дышат люди, животные и растения. Ребята, а вы видите воздух вокруг?

Ответы детей: - Нет.

Воспитатель: - А ты, Незнайка, видишь воздух?

Незнайка: - Нет.

Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, его надо сначала поймать. И мы с вами научимся ловить воздух. А ты, Незнайка, внимательно смотри и запоминай! Давайте для этого подойдем к первому столу.

Воспитатель:- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что дв нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?

Ответы детей: Воздух без цвета, он прозрачен.

На столах у меня фонарик. Коллеги, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Мы изучали первое свойство воздуха.

Давайте повторим: Какого цвета воздух?

Ответы детей: - Воздух – прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Незнайка, ты успел записать результаты нашего опыта?

Ответ Незнайки: - Да, результаты опыта я буду записывать специальными знаками

Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух?

Ответы детей: - Пакет стал большим.

Воспитатель: - А какой стал пакет, когда воздух мы выпустили?

Ответы детей: - Пакет снова стал маленьким.

Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Надуй шар». Для этого мы все встанем в круг, и возьмемся за руки. А теперь пройдем все в середину, три щага вперед. Представим, что мы с вами шарик, который сдулся. А теперь надуваем нам шарик, расходимся на три шага назад, только руки не отпускаем. А теперь снова сдуем шарик. (игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, есть запах у воздуха?

Ответы детей: -

Воспитатель: - Незнайка, а ты как думаешь?

Незнайка: - Я не знаю

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы это узнать?

Ответы детей:

Воспитатель: - чтобы узнать, есть запах у воздуха, или нет, давайте пройдем ко второму столу. На столе лежат капсулы (от киндер-сюрприза). Посмотрите внимательно, есть внутри что-нибуль?

Ответы детей: - в них ничего нет.

Воспитатель: А теперь понюхайте их, чувствуете запах?

Ответы детей: - да

Воспитатель: - отгадайте запах. (ответы по очереди, теперь поменяйтесь друг с другом и угадайте запах (ответы детей)

Воспитатель: - ребята, что мы можем сказать, есть запах у воздуха или нет?

Ответы детей: - воздух не имеет запаха.

Воспитатель: - может воздух передать запах?

Ответы детей: - воздух помогает передать запах предметов.

Воспитатель:- Незнайка, ты внимательно смотрел наш опыт, ничего не пропустил?

Незнайка: - Да, ребята, я все внимательно слушал. Воздух сейчас передал мне вкусный запах булочек, которые сейчас стряпает моя бабушка.

Воспитатель: А интересно, ребята, может ли воздух двигать предметы. Как вы думаете, ребята?

Ответы детей: -

Воспитатель: - Незнайка, как ты думаешь, может ли воздух двигаться?

Незнайка: - Ребята, а я даже не задумывался об этом. Интересно узнать.

Воспитатель: - Коллеги ученые, давайте проверим. Для этого проходим к третьему столу.

Опыт 3. «Движение воздуха». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.

Воспитатель: - Ученые, что вы видите в стаканчиках?

Ответы детей: - в стаканчиках вода и горошины.

Воспитатель: -Что делают горошины?

Ответы детей: - Лежат на дне стаканчика.

Воспитатель: Как вы думаете, воздух может оживить горошины?

Ответы детей:

Воспитатель: - Незнайка, а как ты думаешь?

Незнайка: - не знаю, наверно воздух не сможет это сделать.

Воспитатель: - Ребята, возьмите трубочки, опустите их стаканчике и подуйте. А ты, Незнайка, внимательно смотри, что будет происходить. Ребята, что происходит, когда мы дуем в трубочки.

Ответы детей: - в стаканчиках появились пузырьки и горошины шевелятся.

Воспитатель: - Воздух помог оживить нам горошины?

Ответы детей: - Да.

Воспитатель: Мы смогли не только поймать воздух, но и увидеть, как он двигается. Ребята, какой мы можем сказать, что воздух может двигать предметы?

Ответы детей: - воздух двигается и может двигать предметы.

Воспитатель: - Незнайка, ты все запомнил?

Незнайка: - Да. Теперь я понял, почему у меня слетает шляпа, когда дует ветер. Один раз так сдул, что я еле-еле ее догнал.

Воспитатель: - Правильно, Незнайка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужен воздух нам?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, ребята. Воздух нужен всем. И мы можем доказать. Давайте докажем. Закроем ладошками нос и рот, и попробуем дышать. Сложно дышать без воздуха?

Ответы детей:

Воспитатель: Незнайка, а у тебя получилось дышать без воздуха?

Незнайка: Нет, совсем не получилось, хотя я очень старался. Значит воздух нужен нам тоже.

Воспитатель: Вы знаете, что человек без пищи проживёт три недели, без воды не более трёх дней   а вот без воздуха прожить не сможет. Ребята, а как вы думаете, есть воздух внутри нас?

Ответы детей:

Воспитатель: Незнайка, а что ты скажешь нам?

Незнайка: Внутри нас не может быть воздух, мы же не воздушные шарики.

Воспитатель: Ребята, и ты, Незнайка, тоже, поднесите ладошки ко рту и подышите на свои ладошки. Чувствуете поток воздуха?

Ответы детей:

Воспитатель: Незнайка, ты чувствуешь, как ладошкам становится тепло?

Незнайка: да, когда я подул на ладошки, сразу стало тепло.

Воспитатель: ребята, а где мы взяли воздух, когда дули на ладошки?

Ответы детей: Воздух был внутри нас.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами были сегодня настоящими учеными сделали важные открытия. Помогли мы тебе, Незнайка?

Незнайка: - Ребята, вы отличные воздухоискатели! Вы помогли мне выполнить задание профессора Воздушкина. Давайте еще раз повторим свойства воздуха, которые мы сегодня изучали. Кто может помочь мне ответить? Для помощи я составил такую таблицу – подсказку (мнемотаблица)

Ответы детей:

Воздух не имеет цвета.

Воздух может двигаться.

Воздух есть среди нас.

Воздух не имеет запаха.

Незнайка: Молодцы! Мне надо бежать к профессору, чтобы я не забыл опять все. Спасибо вам за помощь! На память о нашей встрече мы с профессором приготовили вам подарок – мыльные пузыри. Не забывайте, что чем сильнее будете дуть, тем больше будет пузыри. Не жалейте воздуха! До свидания, ребята.

Дети прощаются.

Воспитатель: - Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте снимем халаты и положим их на стулья (снимают халаты, возвращаются на места) Произнесем наши волшебные слова!

Хлопни, топни, повернись

В детский сад вернись!

Воспитатель: Ребята, проходим на стульчики. Где мы с вами сегодня были?

Ответы детей: мы были в лаборатории.

Воспитатель: - Чем занимались?

Ответы детей:

Воспитатель: Понравилось вам проводить опыты?

Ответы детей:

Воспитатель: - Кому, какой опыт понравился больше всего? (спрашиваю 2-3 детей) Легко или сложно было проводить опыты? Что было сложно для вас?

Ответы детей.

Воспитатель: -Сегодня мы с вами узнали много интересного. Чем мы с вами дышим, что окружает нас?

Дети: воздух

-Видим ли мы воздух?

Дети: правильно нет, воздух не видимый.

- Воздух движется?

Дети: Воздух движется и внутри нас тоже есть воздух.

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, а теперь давайте вернемся в группу, нас ждет сюрприз от Незнайки и профессора.

Публикации по теме:

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группеЗанимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Конспект НОД по образовательному направлению «Познавательное развитие» «Большие и маленькие» в первой младшей группе Цель: Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть их и сравнивать по величине; развивать любознательность, память,.

ОО «Познавательное развитие». Перспективный план по познавательному развитию в средней группе Сентябрь 1.09-8.09.2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых.

Опыты и эксперименты с воздухомОпыты и эксперименты с воздухом Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить свой рассказ об экспериментальной деятельности в нашей группе. Сегодня я хочу рассказать.

Опыты с воздухом в средней группе для детей с ОВЗОпыты с воздухом в средней группе для детей с ОВЗ Уважаемые Коллеги! Разрешите представить небольшую коллекцию наших любимых опытов с воздухом в средней группе для детей с ОВЗ. Опыт с.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Сентябрь 1. Тема: «Детский сад» Поговорить с детьми о Дне знаний. О том почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают»,.

Перспективное планирование образовательной области «Познавательное развитие. ФКЦМ» в старшей группе Сентябрь 1 неделя Занятие 1 Тема: «Здравствуй Детский сад». (Явление окружающей жизни)» Программное содержание: Поговорить с детьми.

Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха»Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха» Интеграция ОО:" Социально-коммуникативное развитие ", Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие в старшей группе. Игра-экспериментирование «Бумажные забавы» Цели: • закрепить представления детей о свойствах бумаги; • познакомить детей с необычными свойствами бумаги; • развивать интерес детей.

«Путешествие в Волшебный лес». Познавательное развитие во второй младшей группе«Путешествие в Волшебный лес». Познавательное развитие во второй младшей группе Программное содержание:закреплять умение группировать однородные предметы по цвету и форме; воспитывать элементарные навыки вежливого обращения:.

Библиотека изображений:

Публикация Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Коновалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Познавательное развитие в средней группе: «Опыты с воздухом»
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 09:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД