Папки-передвижки

Познавательное развитие младших дошкольников посредством экспериментирования

Мария Нурбобоева
Познавательное развитие младших дошкольников посредством экспериментирования

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Публикация «Познавательное развитие младших дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Поэтому педагог создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента : дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Одним из условий развития познавательной активности является насыщенность среды.

В нашей группе оборудован уголок экспериментирования. Этот уголок соответствует всем требованиям стандарта, соответственно: трансформируется, доступный, безопасный. Еще хотела бы сказать, что уголок экспериментирования помогает формировать предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности.

В зависимости от характера наблюдения и экспериментов их проведение в распорядке дня может быть разным.

Случайные эксперименты.

Плановые эксперименты.

Эксперимент, как ответ на детский вопрос

В результате у детей формируется представления : о материалах, о природных явлениях, о мире растений, о способах исследования объекта, о предметном мире.

Некоторые детки приходя к нам во вторую младшую группу сталкиваются с такой проблемой как адаптация. Передо мной стоит задача заинтересовать, увлечь ребенка, чтобы ему было интересно приходить в детский сад. Игрушки дают кратковременный эффект. А игры с водой действуют на детей успокаивающее и расслабляющее.

В своей работе я использую следующие приемы: работа руками при помощи воспитателя, совместная работа, помощь воспитанникам, использование мотивации.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность, а также позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Список источников

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/отв. ред. О. В. Дыбина. М. : ТЦ "Сфера", 2005. 192 с. (Вместе с детьми).

Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения/А. И. Иванова//Управление ДОУ. -2004. -№ 4. -С. 84 -92.

Иванова, А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек/А. И. Иванова. -М. : ТЦ «Сфера», 2004. -224 с.

Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/Н. А. Короткова//Ребенок в детском саду. -2003.-№ 3, 4, 5; 2002 -№ 1.

Поддьяков, А. Н. Обучение дошкольников экспериментированию/А. Н. Поддьяков//Вопросы психологии. -1991. -№ 4. -С. 29 -34.

Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 2006.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие младших дошкольников посредством экспериментирования
Опубликовано: 21 января 2021 в 08:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие младших дошкольников посредством экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Мария Нурбобоева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД