Получи документы

Познавательное развитие детей

Кеворкова Кристина
Познавательное развитие детей

Для детей дошкольного возраста один из главных видов деятельности – это игра, которая в этом возрасте является ведущей. Большую часть своего времени дети проводят не в общении, учебном или домашнем труде, а в игре, в которой протекает процесс воспитания, развития и коррекции познавательных способностей, т. е. навыков внимания, мышления, воображения, восприятия, личностных качеств, таких как терпение, настойчивость, взаимовыручка, умение видеть «рамки» - правила, которые нельзя нарушать, чувство товарищества, дружелюбия, пространственно-ориентировочных и временных ориентиров, таких как умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз, во времени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь, физического развития и координации движения.

Публикация «Познавательное развитие детей» размещена в разделах

Игра – это основной вид деятельности дошкольника. За годы дошкольного детства, от 3 до 6-7 лет детские игры проходят довольно значительный путь развития : от предметно-манипулятивных (манипуляции с предметами) и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. Игра – вид деятельности, управляющий развитием : в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям.

Необходимы специальные условия для «отработки» ведущей игровой деятельности, так как в дальнейшем окажется недостаточно сформированной учебная деятельность (как ведущая в школьном возрасте).

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации. Ведущим расстройством в психологической картине несформированности познавательной деятельности является низкая способность к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, нарушение темпа, подвижности психических процессов, недостаточность памяти, внимания, ряда корковых функций.

Младшие дошкольники играют еще как правило в одиночку. В своих играх в основном предметных и конструкторских, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.

Средний период дошкольного детства знаменуется началом совместных игр, в них включается все большее количество детей. Они начинают имитировать определенные отношения между людьми. Учатся выделять правила и роли в игре, в основном роли семейные (мама, папа, дочь, сын, бабушка).

В старшем дошкольном возрасте игра-конструкторство постепенно начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок уже не просто играет, а создает, строит что то нужное, полезное. В такой игре ребенок учится пользоваться многими предметами и инструментами, которые используются в быту. Развивается способность планировать, совершенствуется мелкая моторика руки, развивается воображение.

В младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью становится не игровая, а учебная, дети продолжают играть.

Наиболее полезны для ребенка, особенно дошкольного возраста, те методики, игры и игрушки, которые сделаны собственными руками, те которые можно собрать и разобрать (пазлы, которые полезны для развития мелкой моторики руки, мышления, внимания, воображения, можно сделать своими руками, разрезая открытки или всевозможные иллюстрации). Больше всего детям нужны такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, таких как мышление, внимание, воображение, память и речь ребенка, развитие его творческих способностей, таких как музыкальные, конструкторские, математические, организаторские, артистические.

По мере того, как с развитием ребенка меняется и его игра, можно составить следующие основные виды деятельности ребенка:

Игра-манипулирование

Индивидуальная предметная игра

Коллективная сюжетно-ролевая игра

Индивидуальное и групповое творчество

Игра-соревнование

Игра-общение

Домашний труд

Учебная деятельность

Трудовая деятельность

Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

Дефицит участия ребенка в отдельных видах деятельности ведет к тому, что ребенок плохо владеет речью, не умеет грамотно общаться, а в дальнейшем становится несамостоятельным и мало что умеет сделать своими руками.

Существуют определенные задачи и принципы формирования и развития познавательной деятельности :

- комплексный подход к формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей;

- принцип единства развития и психических процессов (познавательных компонентов способностей) детей;

- создание условий для развития познавательных способностей : объединение воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на ребенка;

- преемственность и усложнение заданий и упражнений для развития познавательных способностей за счет введения материала увеличивающейся сложности;

- повышение производительности и сознательности при овладении приемами и методами, способствующими развитию познавательных способностей у ребенка;

- использование с учетом возрастных психологических особенностей эффективных методов и приемов формирования познавательных способностей.

Развитие познавательной деятельности позволяет детям активизировать различные стороны мыслительных процессов. А игры и упражнения на развитие познавательной деятельности – внимания, памяти, мышления, воображения – позволяют успешнее, в дальнейшем, усваивать учебный материал.

Публикации по теме:

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.

Автор публикации:
Познавательное развитие детей
Опубликовано: 31 марта 2014 в 18:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Кеворкова Кристина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД