Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи: такая разная вода»

Юлия Троицкая
Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи: такая разная вода»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №18»

муниципального образования – городской округ

город Касимов Рязанской области

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ : такая разная вода»

Автор проекта : Троицкая Ю. В.

«Детский сад №18» г. Касимов

2016г.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица)

I. Введение.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные исследователи: такая разная вода“» размещена в разделах

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

Исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Оптимизировать условия, способствующие развитию интеллектуальной активности детей среднего дошкольного возраста, посредством познавательно-исследовательской деятельности помог педагогический проект «Юные исследователи : такая разная вода».

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Длительность проекта : средней продолжительности (с 15января по 15 мая)

Участники проекта : дети среднего возраста, педагоги, заместитель по учебно-воспитательной работе, музыкальный руководитель, сотрудники библиотеки и станции юных натуралистов, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Гипотеза: различные виды проектно-исследовательской деятельности формируют у детей естественно-научные представления окружающего мира и осознанное отношение к природе.

Цель: формирование у детей естественно-научных представлений о воде,

как о явлении окружающего мира посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Объектом является: заинтересованность всех дошкольников и каждого в активной исследовательской деятельности.

Задачи:

• Расширить знания детей об окружающем мире, поддерживать интерес к его познанию;

• Создать условия для формирования у детей познавательно-исследовательской активности;

• Использовать интегрированный подход к организации поисково-познавательной, проектно-исследовательской деятельности;

• Формировать стремление к познавательно-исследовательской, проектной деятельности;

• Дать представления о свойствах окружающих объектов и явлений природы;

• Развить мыслительную активность и творческие способности детей за счёт эмоционального воздействия, создание положительного настроя;

• Привить навыки бережного отношения к природе и к окружающему миру;

• Объединить усилия педагогов и родителей для достижения эффективной познавательно-исследовательской работы.

II. Актуальность темы.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой дошкольник приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного педагога. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

Использование проектно – исследовательской деятельности способствует поддержанию познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Эта тема актуальна по целому ряду причин:

- Во – первых, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорит о том, что программа дошкольного образовательного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей;

- Во – вторых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;

- В - третьих, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных, действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Реализация метода проектов осуществляется через поисковую деятельность, наблюдения, игры и труд. Достижение поставленной цели, по – моему мнению, возможно при использовании приёмов и методов, способствующих мыслительной активности, ведущей ребёнка от анализа к обобщению, от сравнения к классификации; развивающих у дошкольников любознательность и наблюдательность, формирующих обобщенные представления о явлениях, подводящих к установлению связей между ними. Необходимо развивать представление о познаваемости явлений природы, даже недоступных непосредственному наблюдению.

Учитывая характерные для дошкольного возраста детей наглядно-образную и наглядно-действенную формы мышления, мы подбираем и методы развития познавательных способностей. Считаем важным отметить, что в предложенном подходе особое внимание уделяется таким методам, как наблюдение и эксперимент.

III. Основная (проектная) часть.

Этапы проекта :

Подготовительный этап.

Определение проблемы, постановка задач, подбор методической литературы, поиск интернет ресурсов, разработка презентаций и инновационных материалов, взаимодействие со структурными подразделениями дополнительного образования.

Основной этап.

Время года Беседа Наблюдения Эксперименты

ОСЕНЬ “Вода вокруг нас”.

“Путешествие капельки”. Опыт №1 “Вода жидкая”.

Экскурсия на станцию юных натуралистов: “Природные водоёмы”. Художественное творчество. “Природные водоё мы: родник, ручей, озеро”. Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин,

Беседа “Вода нужна всем”. «Осенний дождик» Опыт №3 “Вода питает почву»

ЗИМА “Волшебница вода”.

«Разноцветный снег»

Опыт №4 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

Беседа “Град и снег”.

Зимняя забава: «Снеговик», «Крепость» Опыт №5 “Вода не имеет формы”.

Чтение стихотворений “Гололедица” (В. Берестов).

Просмотр тематической презентации: «Опыт №6 “Лёд – легче воды”.

ВЕСНА Просмотр презентации «Весна пришла» Наблюдение – за сосульками.

Опыт №6 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Экскурсия в библиотеку «Такая разная вода» Наблюдение – за таянием льда, снега: Почему растаяла Снегурочка»

Опыт №7 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

“Ручеёк” (Т. Жиброва). «Весенний дождик» Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

ЛЕТО Беседа “Туман”.

“Облака – белогривые лошадки”. Опыт №8 “Пар – это тоже вода”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

“Роса”.

Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

НОД «Такая важная вода» «Без воды нет жизни» Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.

Предполагаемый результат:

формирование у детей мотивации познания окружающего мира через различные виды деятельности;

формирование сознательного отношения к явлениям природы, основанного на собственных опытах и наблюдениях;

заинтересованность всех дошкольников и каждого к активной проектно-исследовательской деятельности;

сравнение эффективности различных форм организации работы с детьми;

оценка качества педагогической работы по формированию познавательно-исследовательской активности на основе экологического воспитания дошкольников ДОУ посредством диагностической карты;

анализирование качественных текущих, конечных результатов;

создание новых проектов познавательно - исследовательской направленности.

Заключительный этап.

Итоговое комплексное занятие по познавательно-исследовательской

деятельности “Путешествие в царство воды”.

Публикации по теме:

«Такая разная осень». Стихотворения Дизайн счастья Каждый час юной Осени дорог. Очень многое нужно успеть: Сшить роскошных нарядов ворох: Серость будней – в праздник одеть.

Такая разная Швейцария. Два города — Цюрих и Люцерн (фоторепортаж)Такая разная Швейцария. Два города — Цюрих и Люцерн (фоторепортаж) Совсем недавно я рассказывала о Рейнском водопаде, который находится в Швейцарии. Сегодня предлагаю немножко познакомиться с двумя городами.

Информационно-исследовательский проект «Такая разная капуста!» Дружкова М. А. Цель: Создание мотивации у детей подготовительной группы на ЗОЖ с помощью постановки и разрешения проблемы с включением в.

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Познавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группеПознавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский Тема: «Волшебница вода» Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети,.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект «Такая разная вода» для дошкольников средней группыПроект «Такая разная вода» для дошкольников средней группы Актуальность В обычной жизни люди редко задумываются о роли воды на нашей планете. Между тем, ничто живое не может появиться, развиться.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Социально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группеСоциально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группе Фотоотчёт о реализации социально-значимого познавательно-исследовательского проекта «Такая разная - страна бумажная» На занятии по продуктивной.

Библиотека изображений:

Публикация Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи: такая разная вода» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Троицкая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи: такая разная вода»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 20:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД