МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода»

Фироза Краснова
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода»

Познавательно-исследовательский проект «Волшебница - вода»

Краснова Фироза Ринатовна,

МАДОУ № 36 г. Белебея

Форма проведения: проектная деятельность.

Возрастная категория: воспитанники 6-7 лет.

Цель: формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.

Задачи:

образовательные:

- расширять представления детей о свойствах воды;

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебница вода“» размещена в разделах

- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;

- приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений;

развивающие:

- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;

- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;

- развивать умение анализировать и делать выводы.

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опыта.

Актуальность.

Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Как важно её беречь. Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает различными свойствами.

Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.

Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательность. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.

Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт, усваиваются прочно и надолго.

Тип проекта : познавательно- исследовательский, экспериментальный.

Продолжительность: краткосрочный (2 недель)

Участники проекта : воспитатели, дети 6-7 лет, родители.

Цель: формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.

Задачи:

образовательные:

- расширять представления детей о свойствах воды;

- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;

- приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений;

развивающие:

- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;

- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;

- развивать умение анализировать и делать выводы.

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опыта.

Проблема: объем пресной воды в России составляет всего 8-10 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать.

Ожидаемые результаты:

для педагога:

расширение компетенции в работе по данной проблеме, получение возможности реализовать свои творческие способности и обобщить опыт в данном направлении;

для детей:

- у детей, будут сформированы знания о свойствах воды;

- смогут экспериментальным путём подтвердить свои знания;

- понимать, что вода это ценный, жизненно-необходимый, исчерпаемый ресурс;

- осознают ценность воды для всех живых организмов на Земле.

для родителей:

способствовать активизации совместной деятельности родителей с детьми.

Этапы проекта :

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Формы организации деятельности с детьми:

-групповая;

-подгрупповая;

-индивидуальная.

Формы работы с родителями:

-сотрудничество через консультации;

-беседы;

-помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой;

-посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде.

План реализации проекта

Подготовительный этап:

-определение цели и задач проекта;

-анализ имеющихся условий в группе;

-создать мотивацию по работе проекта;

-изучить методическую, научно - популярную и художественную литературу по теме;

-сбор информационного материала о воде;

-создание условий для организации работы: подготовка оборудования для опытов с водой;

-составление плана мероприятий по организации детской деятельности;

-составление картотеки опытов с водой;

-подбор художественной литературы по теме.

Основной этап.

Цикл познавательных занятий по изучению воды (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

Практическая работа (опыты, наблюдения, экспериментирования).

Работа с родителями:

-визуальная информация «Занимательные опыты и эксперименты для детей», «Почему воду нужно беречь?»;

-составление схемы «Круговорот воды в природе».

Работа с детьми.

Игровая деятельность.

Цель: продолжать учить детей играть в различные игры, обратить внимание на необходимость соблюдения правил игры.

Дидактические игры: «Плавает - не плавает», «Три состояния воды», «Капелька», «Где живёт вода, «Что сильнее?», «Круговорот воды в природе», «Для чего нужна вода «Какая бывает вода.

Малоподвижные игры: «Раз, два, три - замри», «Не зевай, а за нами повторяй», «Найди капельку», «Донеси воду в ложке», «Море волнуется».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Весёлые капельки», «Плыви кораблик».

Сюжетно-ролевые игры: «Отважные мореплаватели»; «На речке», «Отдых на море», «Путешествие в подводное царство».

Художественно-речевая деятельность.

Цель: продолжать работу по расширению словарного запаса детей, учить слушать и слышать воспитателя, учить задавать вопросы и давать полный ответ на поставленный вопрос, учить анализировать полученную информацию и делать выводы, выражать свои впечатления и ощущения в форме мини рассказов.

Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода – наше богатство».

Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о воде: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели», Г. -Х. Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», К. Чуковский «Мойдодыр» «Дождик», Л. Квитко; «Первый снег», Я. Аким; «Град», Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы», И. Ревю «Сказка про Воду».

Пальчиковые игры: «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик».

Продуктивная деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей.

Рисование «Приключения Капельки», «На морском дне».

Аппликация «Аквариум».

Лепка «Рыбки».

Игры – эксперименты, игры – опыты.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

-«Растениям нужна вода»

- «Зачем человеку вода

- «Вода прозрачна»

- «Вода жидкая, вода не имеет формы»

- «У воды нет цвета, вкуса и запаха»

- «В воде, одни вещества растворяются, а другие нет»

Заключительный этап.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Результат проекта.

В ходе проекта у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту. Эта работа способствовала развитию у детей воображения, фантазии, творческого мышления. Так же значительно обогатился словарь, интерес к познавательной деятельности. У детей появился стимул для другой (проектной) деятельности, которую они познают с удовольствием, с желанием, сформировались некоторые опытно-исследовательские навыки.

Перспектива дальнейшего развития.

На основе полученных знаний в дальнейшем:

- дать более полные знания о бережном использования пресной воды;

- расширить знания о воде на планете.

Список литературы

1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012г.

2. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду. 2001г. – Волгоград, Учитель,2010г.

3. «Игры с правилами в детском саду» к программе воспитания в детском саду.

4. Куприянова Н. Б., Федосеева Т. Н. : «Игры с детьми».

5. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

6. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

7. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

4.

8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

10. Зарапин В. Г., Караваева А. О. «Опыты с водой» 2015г.

Приложение 1

Пальчиковые игры.

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Дождик-дождик»

Дождик-дождик, Полно лить,

Малых детушек Мочить!

(Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу, попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Дождик песенку поет,

Дождик песенку поет,

Только, кто его поймет? (Хлопаем в ладоши)

Не пойму ни я, ни ты, (Развести руки в стороны, покачать головой)

Но зато поймут цветы,

И зеленая трава,

И весенняя листва. (Хлопаем по коленям ладошками)

Лучше всех поймет зерно,

Подрастать начнет оно. (Руки постепенно поднимаем вверх перед собой)

Кончится дождь! (Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее и медленнее, останавливаются.)

«Туча и дождик»

Туча по небу плыла (Правая рука описывает дважды большой круг)

Дождик за руку вела, (Правая рука берет левую руку за большой палец)

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошах. (Руки вытянуты вперед, двигаются влево и

вправо)

Дождик всюду походил, (Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы)

На крылечке наследил, (Шлепки по коленям)

Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками)

Уж как шла лиса по тропке

Уж как шла лиса по тропке

(Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед)

Нашла грамоту в охлопке. (То же по другой руке)

Она села на пенек (Хлопнуть ладонями по коленям)

И читала весь денек. (Описываем круг обеими руками)

«Гроза»

Капли первые упали,

Пауков перепугали. (Постукиваем по столу пальчиками поочерёдно)

Дождик застучал сильней,

Птички скрылись средь ветвей. (Постучать по столу всеми пальцами)

Дождь полил как из ведра,

Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук

бегают по столу, изображая человечков;

остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает, (Нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает. (Сильнее постучать по столу всеми пальцами

обеих рук)

А потом из тучи солнце (Хлопаем в ладоши)

Вновь посмотрит нам в оконце! (Поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами).

«Сказка про Воду» Ирис Ревю

Жила-была Вода. Она была красивой, серебристой и блестящей. Своим внешним видом Вода восхищала всех. Иногда красавцу Воду приглашали в русские народные сказки, и она там подрабатывала — то она была «живой» водой, то «мёртвой». Но Воде хотелось настоящего, серьёзного дела. Как его найти?

И вот однажды Вода встретилась с Человеком. Первым делом Человек сказал Воде, что она очень красива. А затем спросил, не хочет ли Вода помочь ему в свершении больших, нужных дел?

Вода с радостью согласилась. И тут Человек сказал: «Спасибо тебе, Вода, за то, что ты даришь жизнь всему живому. Без тебя мы бы все погибли. Но жизнь идёт вперед, и разные другие дела ждут нас».

Первым делом Человек построил плотину, а рядом с плотиной — мельницу, и падающая вода стала крутить жернова, которые перемалывали зерно в муку.

А когда Человек изобрёл электричество, то Вода стала крутить электрические генераторы. Электричество сделало жизнь Человека проще и лучше.

Вода стала использоваться повсюду — в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине.

Далеко шагнула трудяга Вода. Её волшебные свойства и поразительная трудоспособность изумляли многих. Но она при этом оставалась скромной. Во многом Вода освободила руки человеческие. Ведь что непосильно им, то подвластно Воде.

…Но умеет Вода быть и грозной. С ней, как со многими природными силами в этом мире, надо соблюдать осторожность. Быть осмотрительным и внимательным…

Человек и сейчас поёт оду Воде – скромной труженице, великой помощнице, постоянному другу.

…Жила-была Вода. Своей чистотой и прозрачностью она восхищала многих. А главное, что Его Величество Труд Вода за самого главного властелина почитала.

Приложение2

Игры – эксперименты, игры – опыты.

Опыт №1 «Растениям нужна вода»

Чтобы доказать, что растениям нужна вода мы решили провести эксперимент на репчатом луке.

Вывод: для растений нужна вода.

Опыт №2 «Зачем человеку вода.

Вывод: за день наша группа выпила 52 стакана (200мл) воды. Люди пьют воду, чтобы утолить жажду.

Опыт №3 «Вода прозрачна»

Прозрачна ли вода?

Вывод: вода прозрачна, а молоко нет.

Опыт №4 «Вода жидкая, вода не имеет формы»

Вода жидкая, может течь.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму любого сосуда.

Опыт №5 «У воды нет цвета, вкуса и запаха»

У воды нет вкуса, нет запаха!

Опыт №6 «В воде, одни вещества растворяются, а другие нет»

В один стакан с водой насыпали ложку песка, в другой - ложку сахара. Песок в воде не растворился, а сахар полностью растворился.

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие нет.

Приложение3

Продуктивная деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей.

Рисование «На морском дне».

Аппликация «Аквариум».

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» "Что я слышу-забываю, Что я вижу помню, Что я делаю -понимаю". Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность.

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода»Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. По характеру контактов: внутри одной группы. По количеству участников: коллективный.

Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница»Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница» Тип проекта: Исследовательско-творческий. Продолжительность: краткосрочный (12.12.- 17.12.2019 г) Участники проекта: Воспитатели, дети,.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода»Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода» Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода» Тип проекта: познавательно-игровой По характеру содержания: ребенок и природа.

Библиотека изображений:

Публикация Познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Фироза Краснова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница вода»
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 08:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД