Получи документы

Повышение культуры игры дошкольников в семье

Светлана Харичева
Повышение культуры игры дошкольников в семье

Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада, мы считаем формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.

Для нас важно:

- Создать у родителей представления об игре детей ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

- Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

Публикация «Повышение культуры игры дошкольников в семье» размещена в разделах

Учитывая, с одной стороны, чрезмерную занятость взрослых, а с другой — их искреннее желание вырастить детей здоровыми и счастливыми, мы сочли необходимым помочь родителям и организовали для них:

- «Круглые столы» на темы «Роль дидактических игр в умственном развитии детей», «Разнообразие детских игр».

- Семинары-практикумы «Наши помощники игры», «Учимся играть вместе» и др.

- Консультации «Развлеките больного ребенка», «Игры по дороге в детский сад».

Но мы уверены, что такая односторонняя работа мало способствует созданию единого коллектива «дети — родители — педагоги». Здесь особую роль играет правильная организация игровой деятельности в детском саду.

Игра пронизывает почти все формы организации жизнедеятельности ребят в дошкольном учреждении : занятия (как часть их, режимные моменты, прогулки и т. п.

Анализ проделанной нами работы с родителями показал, что:

• они стали понимать важность непосредственного участия в педагогическом процессе;

• взаимоотношения родителей друг с другом приобрели более теплый характер;

• общение с детьми получило новое содержание;

• родители начали относиться к играм детей более осознанно, сделали свой совместный отдых полезнее и интереснее;

во-вторых,

• в глазах детей возрос авторитет родителей;

• у малышей появилось больше уверенности в себе, повысилась их самооценка;

• ребята стали более внимательными, любознательными, трудолюбивыми.

Игры на развитие мелкой ручной моторики

«Красивые бусы»

Предложите ребенку сделать подарок для бабушки, для своего лучшего друга, подруги. Дайте малышу бусины разных размеров, разноцветный бисер, макаронные изделия с большим отверстием, пуговицы, леску. И пусть он сам нанизывает все эти детали на леску. Можно составить разный узор, чередуя «бусины» по размеру, цвету или материалу.

«Клубочки для бабушки»

Бабушка хочет связать свитер для ребенка и папы: «Папа большой, ему на свитер надо много ниток. А ты еще маленький, значит, для твоего свитера понадобится меньше ниток. Помоги бабушке скатать клубочки, один ма-ленький, а другой — большой».

«Рассыпанные палочки»

В эту игру мы с удовольствием играли в детстве всей семьей. Рассыпьте на столе спички (с удаленными серными головками, палочки от мороженого или счетные палочки в беспорядке и по очереди берите по одной, но так, чтобы не задеть другие. Если палочки «шевельнулись», то игрок пропускает ход.

Игры с детьми перед сном

«Друзья на картинке»

Перед сном предложите ребенку нарисовать человечка или животное, но не красками, карандашами или фломастерами, а с помощью готовых картинок.

Для этого вместе с малышом выберите тему рисунка, потом рассмотрите старые журналы или возьмите фантики от конфет. Пусть он вырежет (сам или с вашей помощью) из них соответствующие теме фрагменты, наклеит их на картон. После этого обязательно поговорите с ребенком о получившейся картинке, посоветуйте придумать персонажу имя, семью, друзей, любимые игры, еду.

Соберите коллекцию таких картинок, и пусть малыш вбирает перед сном ту, о которой он хотел бы поговорить.

Эта игра позволит вам узнать интересы, увлечения своего ребенка, а также поможет развить его творческие способности, фантазию, чувство композиции, умение придумывать занимательный рассказ (связная речь).

«Игра теней»

Эта игра основана на активном использовании света и тени. В нее с удовольствием будете играть и вы, и ваш малыш. Все, что вам понадобится, это лист белой бумаги и настольная лампа. Закрепите свободно висящий лист бумаги, выключите свет (но не полностью, чтобы не напугать ребенка) и направьте свет лампы на лист с задней стороны. Шевелите пальцами и кистями рук между листом бумаги и лампой, проецируя тень на весь лист. А ребенок должен понять, на что похожи тени, и рассказать о них какую-нибудь историю.

Сначала актером будете вы, а потом предложите быть ведущим ребенку. Такая игра развивает мелкую моторику рук, а также фантазию детей.

Целесообразно перед сном проводить упражнения на релаксацию. Например, ласково поглаживая спинку малыша или слегка касаясь пальцами личика, говорите нараспев:

Дети, звери и игрушки —

Все мечтают о подушке,

Если днем устали очень.

Добрых снов, спокойной ночи!

Как развлечь больного ребенка?

Вы хорошо знаете, что когда ребенок нездоров, у него сразу портится настроение. А плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция. Но есть много способов заставить работать мыс-воображение больного ребенка. Несколько счастливых часов в обществе друг друга станут прекрасным лекарством для вас обоих.

«Зеркало»

Даже самые маленькие дети любят играть с зеркалом. Его можно использовать, чтобы «нарисовать» портрет. Сначала предложите ребенку, глядя в зеркало, фломастерами обвести на нем контур и черты лица. Потом, глядя в зеркало, нарисовать свой портрет на листе бумаги карандашами, цветными мелками. Смысл заключается не в том, чтобы точнее передать сходство, а в том, чтобы забавляться, поднимать настроение.

И не бойтесь давать детям рисовать на зеркале, след любого фломастера легко смывается водой.

Игры на развитие детского воображения

«Что это?»

Уроните каплю краски или чернил на бумагу. Предложите ребенку посмотреть на «рисунок» и спросите, что он видит. Верно, пятно. А если приглядеться повнимательнее? Может быть, это клякса на листе. А может быть, след неизвестного животного. Какого? Поиграйте с малышом, попросите подумать, на что еще похоже это пятно.

«Пять точек»

На листе без всякого порядка нарисуйте пять точек. Попросите малыша нарисовать человека таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на ладони, а пятая - на голову. Лист можно как угодно поворачивать.

Соберите коллекцию таких рисунков, ведь в дальнейшем с ними можно весело играть. Показывайте ребенку любого нарисованного им человечка, и пусть он сам копирует его, повторяя позу.

«Так не бывает»

Игра очень веселая и хорошо развивает фантазию. Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную.

Победителем становится игрок, выдумавший такой сюжет, что услышав его, слушатели дружно восклицают: «Так не бывает!»

«Послушная тень»

Эта занимательная игра активизирует воображение, внимание, оттачивает умение точно и вовремя повторить увиденное.

Один игрок показывает самые разные движения: как он купается в реке, что-то пишет, чешет затылок, падает или что-нибудь поднимает с земли. Второй игрок — «тень» первого. Как послушная тень, он неотступно следует за своим «хозяином» и точно повторяет каждое его движение. Потом игроки меняются ролями.

Игры на развитие внимания

«Что пропало?»

Игра интенсивно развивает внимание, память, позволяет лучше узнать свойства предметов.

На стол выкладывается несколько разных предметов (количество их можно постепенно увеличивать). Попросите ребенка внимательно рассмотреть предметы, назвать их. Потом он отворачивается, а вы убираете один предмет, Малыш должен вспомнить, какого предмета не стало, и где он лежал.

«Запретное движение»

Игра тренирует внимание, умение подражать, стимулирует быстроту реакции.

Взрослый встает перед ребенком и начинает делать разные движения руками, ногами, головой. Ребенок должен в точности повторить его действия, кроме одного, которое заранее объявляется запретным. Например, до начала игры говорится, что нельзя поднимать руки вверх.

Как только малыш зазевался и повторил за ведущим запретное движение, он меняется со взрослым местами, сам становится водящим.

В эту игру будет весело играть, когда к вам пришли гости, во время праздника.

«Кисонька, лапочка»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими. Играют вдвоем. Один поворачивает ладони вверх, второй кладет на них свои ладони. Первый слегка их поглаживает и повторяет: «Кисонька, лапочка!» Потом неожиданно перестает гладить и хлопает по рукам второго игрока со словами: «Брысь под лавку!».

Второй игрок должен быстро среагировать и отдернуть руки.

«Найди игрушку»

Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку или предмет, находящиеся в комнате. Малыш может задавать вопросы о назначении предмета, его свойствах и т. п. Затем его просят найти предмет, о котором шла речь.

Описывать предметы можно по очереди, что также способствует развитию речи ребенка.

Игры на развитие восприятия

«Узнай по звуку»

Ребенок отворачивается и закрывает глаза, а вы стучите карандашом по разным предметам: книге, кастрюле, 7, вазе. Малыш должен на слух определить, по какому предмету стучит карандаш и из чего этот предмет сделан.

«Сыщики»

Эта игра, пригодится, когда идете с ребенком домой в детский сад. Предложите поиграть в сыщиков: найти назвать встречающиеся на вашем пути предметы (квадратной, треугольной, овальной) формы, выше или низкие, широкие или узкие. Повторяющиеся предметы не называются.

«Разрезные картинки»

Для этой игры вы можете разрезать на несколько частей две открытки или предложить сделать это малышу, можно проводить как соревнование: «Кто быстрее соберет открытку?» Если ребенок справляется с заданием легко, разрежьте открытку на большее количество фрагментов.

Игры на развитие памяти

«Сделай, как было»

Положите на стол перед ребенком несколько предметов (начинать можно с пяти, постепенно увеличивая количество). Попросите назвать предметы и запомнить, как они лежат. Потом ребенок отворачивается, а вы меняете предметы местами. Малыш должен определить, какие предметы лежат не на своих местах, и положить их на место.

«Что я видел»

Ребенок отворачивается, а вы раскладываете на столе несколько предметов (начинать можно с пяти, постепенно увеличивая количество). Затем малыш поворачивается и пробует запомнить, что и в каком месте находится на столе (дается пять-семь секунд). Потом он снова отворачивается и дает описание предметов, которые увидел, а также указывает, на каком месте каждый предмет расположен. Чем более необычные предметы находятся на столе, тем легче их запомнить.

«Вспомни какой-нибудь случай»

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую бабушку, как праздновали день рождения или ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. Вспоминайте события, которые были совсем недавно. Не корите малыша за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены — когда-нибудь он будет помнить то, о чем вы совершенно забыли.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать условия для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театральной.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Повышение культуры игры дошкольников в семье (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Харичева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Повышение культуры игры дошкольников в семье
Опубликовано: 26 марта 2015 в 17:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД