Лучший педагог года

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Харламов Виктор Алексеевич
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Посттравматическое стрессовое расстройство - это комплекс психических нарушений, которые возникают через некоторое время после сильной психологической травмы.

Особенностью данного расстройства является то, что оно проявляется внезапно, не исчезает с течением времени, а становиться все более выраженным.

По временному признаку ПТСР разделяют на три типа:

1. Острое – симптомы длятся менее трех месяцев.

2. Хроническое – симптомы длятся три месяца и более.

3. Отсроченное – когда состояние спустя полгода после окончания воздействия стрессора, резко ухудшается.

Публикация «Посттравматическое стрессовое расстройство у детей» размещена в разделах

Посттравматическое стрессовое расстройство, как медицинский термин сформировался к 1980 году.

В 1995 году этот термин был внесен в десятую редакцию Международной классификации болезней – МКБ – 10, являющимся основным диагностическим стандартом Европейских стран и России.

Причинами расстройства могут являться:

- Насильственные действия, в которых ребенок принимает участие или за которыми наблюдает;

- Насилие над самим ребенком;

- Смерть близкого человека;

- Аварии и несчастные случаи;

- Медицинские вмешательства;

- Проблемы в учебе;

- Трудности в общении со сверстниками;

- Частые конфликтные ситуации в повседневной жизни;

- Усыновление/ удочерение;

- Переезд на новое место проживания или страну;

- Частые смены места обучения;

- Развод родителей;

Симптоматика характеризующая ПТСР следующая:

1. Избегание любых разговоров, которые будут связаны с травмирующей ситуацией.

2. Избегание мест, связанных с травмирующей ситуацией.

3. Частые кошмары о травмирующем событии.

4. Снижение или потеря интереса к значимой деятельности.

5. Потеря способности испытывать любовь.

6. Частые вспышки гнева и повышенная раздражительность.

7. Чувство потерянности, безнадежности и беспомощности.

8. Чувствительная реакция на испуг.

9. Трудности с концентрацией внимания.

10. Чувство отчуждения.

11. Проблемы со сном.

12. Отсутствие перспектив на будущее.

13. Навязчивые мысли о травмирующем событии.

14. Запамятывание некоторых аспектов травмирующего события.

15. Внезапно возникшее чувство преследования.

16. Устойчивое психическое напряжение.

17. Ощущения похожие на те, которые были во время травматического события.

18. Потеря интереса к жизни.

19. Потеря социальной активности, трудности со взаимодействии с окружающими.

20. Снижение круга жизненных интересов.

Диагностика ПТСР у детей.

1. Беседа с родителями, для определение типа травмы и выявление особенностей поведения ребёнка.

2. Беседа с ребенком. Полуструктурированное интервью для оценки силы психотравмирующей ситуации.

3. Исследование эмоциональной сферы:

- Рисуночные тесты: «Дом - дерево - человек», «Человек под дождём», «Несуществующее животное» и т. д.

- Определение самооценки: Тест "Лесенка", Тест "Дерево с человечками".

4. Изучение негативных личностных проявлений, наблюдение.

Особенности ПТСР у детей.

Для кризисных состояний, которые переживают родители и дети, в эмоциональном плане характерны растерянность, переживание негативных эмоций и чувств (страх, тревога, злость, чувство вины и т. п., «заряженность» ими.

На когнитивном уровне у получателей услуги в ходе консультирования часто выявляются представления о своей беспомощности и о бесперспективности жизни, наблюдаются трудности в оценке своих внутренних и внешних ресурсов, искаженное представление о причинах и последствиях происходящего, способах и путях преодоления сложившейся ситуации.

Детские реакции на травму зависят от возраста и уровня развития ребенка. Чем младше ребенок, тем сильнее его реакции зависят от того, как ведут себя в этой ситуации его родители. Если они хорошо справляются с обстоятельствами, то в большинстве случаев у детей не развиваются длительные симптомы травмы. При травмах, которые дети получают в младшем возрасте, и действие которых продолжается на протяжении значительного промежутка времени, развитие ребенка может нарушаться. Некоторые травмы, такие как сексуальное насилие, особенно тяжело переживаются в подростковом возрасте.

Таким образом, возраст может быть, как отягощающим, так и защитным фактором. Реакции на одно и то же травматическое событие даже у детей одного возраста могут быть различными: один ребенок может быть подавленным и испуганным, другой начинает агрессивно себя вести, третий сосредотачивается на заботе о других. Во многом эти реакции определяются тем, как ребенок или подросток понимает, что произошло, и какие последствия это событие имеет для него лично; на сколько он чувствует поддержку со стороны семьи; как относится к себе; какие у него имеются характерологические особенности и какие выработались формы реагирования на трудности.

Возрастные особенности мышления в значительной степени влияют на переживание детьми травматических событий. В силу возрастного эгоцентризма дети склонны приписывать происходящие вокруг них события себе или своему влиянию. Эта особенность детского мышления приводит к тому, что дети часто чувствуют виноватыми в ситуациях, которые от них не зависят и на которые они не могли влиять (смерть близкого человека, развод и т. п.). Недостаточность социального опыта приводит к тому, что дети создают мифы, нереалистичные объяснения тому, что произошло, и своей роли в этих событиях.

Помимо непосредственного обвинения себя в случившемся, дети могут решить, что все, что произошло, обусловлено тем, что они «плохие», «ущербные». Это дает детям возможность объяснить то, что несчастья случилось именно с ними, а не с другими. Таким способом дети стремятся сохранить представление о предсказуемости и справедливости устройства мира и принимают вину на себя.

Примером когнитивного искажения может быть обвинение ребенком себя и умершего родителя после его смерти («если бы он меня любил, не умер бы»).

Дети, с которыми длительное время жестоко обращаются в семье, особенно склонны формировать такие искаженные представления. Оказание помощи и работа над преодолением неадекватного чувства вины может вызывать значительное сопротивление у ребенка и увеличивать его тревогу, т. к. противоречит сложившейся после травматического события самоконцепции и нарушает стабильность (ребенок может считать, что обвинять не себя – значит обвинять родителей).

Другие когнитивные искажения, особенно часто встречающиеся при переживании ребенком насилия, затрагивают отношение ребенка к другим людям. Дети могут генерализировать и переносить отношение к насильнику на всех людей. Установка «никому нельзя доверять» приводит к нарушению контактов как со сверстниками и другими взрослыми, так и с близкими, а также с психологом.

Помимо того, дети могут реагировать на травму, пытаясь «переиграть» и скомпенсировать свой негативный опыт. Для этого они могут вступать в небезопасные отношения с неподходящими сверстниками и взрослыми и получать повторные травмы, подкрепляющие неадекватную концепцию («все произошло из-за того, что я плохой»).

Помимо когнитивных нарушений, у детей, перенесших психологические травмы, могут возникать стойкие или переходящие эмоциональные расстройства. У детей возникают страх, зачастую преувеличенный, стыд, гнев, постоянно сниженное настроение, которые могут проявляться как в форме непосредственной реакции на событие, так и в символической форме. Кроме того, может нарушаться способность к регуляции своих эмоций, что приводит к повышенной возбудимости, внезапной плаксивости, частым сменам настроения, неумению преодолевать плохое настроение и т. п.

Помимо появления конкретных страхов, у детей часто повышается уровень общей тревожности, обусловленной внезапным, неожиданным и непредсказуемым характером травматического события. Эта тревога является реакцией на ощущение общей небезопасности и уязвимости (ребенок не отпускает мать от себя, после того, как умер его отец).

Сниженная самооценка, как реакция на травму, непосредственно оказывает влияние на настроение и может приводить к дезадаптивному поведению (подросток, подвергшийся сексуальному насилию, может начать беспорядочные половы е связи).

Злость или гнев могут возникать у ребенка как реакция на ощущение несправедливости, на то, что травматическое событие произошло именно с ним, несмотря на то, что он не делал ничего особенно плохого.

Поведение ребенка после травмы может значительно измениться наиболее характерные реакции, избегание, агрессивное поведение, саморазрушающееся поведение (Употребление наркотиков, сексуализация после сексуального насилия.

Злость и гнев, которые испытываю многие травмированные дети, нередко выражаются в протестном, агрессивном или деструктивном поведении. Употребление алкоголя или наркотиков является стратегией, направленное на смягчение травматических воспоминаний и переживаний негативного образа «Я». Самоповреждения (парезы, ожоги, суицидальные действия, нередко находятся в непосредственной связи с детской травмой.

В некоторых случаях реакция на травму может протекать в форме посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Нарушения в познавательной сфере достигают, порой, такой выраженности, что успешность детей в обучении сильно ухудшается. Поглощенность осознаваемыми или неосознаваемыми тревожными переживаниями, вызванными травматическими событиями, приводят к снижению способности к продуктивной деятельности. При этом ухудшение успеваемости у ранее успешного ребенка дополнительно снижает его самооценку.

Родители, как правило, имеют в целом верное представление о состоянии ребенка, но стремятся преуменьшить его негативные аспекты (характерно для родителей детей дошкольного возраста, особенно в тех случаях, когда сами родители вовлечены в травматическую ситуацию или являются ее виновниками. Адекватное понимание и описание травматической ситуации характерно для родителей детей 7-10 лет. Родители детей старшего возраста хуже распознают последствия травмы и ее непосредственную связь с переживаниями и поведением ребенка. Тенденция преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка более ярко проявляется в дисгармоничных семьях.

Публикации по теме:

Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группыСценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детейПодарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.

Стихотворения «Пословицы — народная мудрость, глазами детей» для детей 5–11 лет. Часть 1 Уважаемые товарищи, педагоги, находясь на МААМ, я увидел, что при знакомстве детей с народным творчеством Вы обращаете внимание на такой.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование мужского и женского начала у детей» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Тематическая осенняя прогулка «Наблюдение за ветром» для детей 4 группы детей с ОВЗТематическая осенняя прогулка «Наблюдение за ветром» для детей 4 группы детей с ОВЗ Тема: Наблюдение за ветром. Цель: продолжить знакомство с таким природным явлением, как ветер; вырабатывать наблюдательность посредством.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Посттравматическое стрессовое расстройство у детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Харламов Виктор Алексеевич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 12:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД