Папки-передвижки

Пословицы и поговорки как средство развития образной речи детей

Ешмеметьева Екатерина
Пословицы и поговорки как средство развития образной речи детей

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей с помощью пословиц и поговорок.

Задачи:

Публикация «Пословицы и поговорки как средство развития образной речи детей» размещена в разделах

• уточнить и закрепить знания воспитателями об использовании пословиц и поговорок для развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, развивать мыслительную активность участников.

Оборудование: карточки с заданиями, картинки к пословицам и поговоркам (маленькие, тексты пословиц и поговорок, иллюстрации к пословицам и поговоркам (А4).

Вводная часть

Русские пословицы и поговорки богаты по содержанию,

современны по форме, лаконичны и живописны, они внушают ребенку «такт русского языка»

К. Ушинский

( примечание: разделить слушателей на 2 группы)

Основная часть

Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста является одним из показателей общего развития его личности. Ученые доказали, что в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и так далее.

Эмоциональность речи достигается благодаря её образности, которая рассматривается как осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения. Следовательно, образность является одним из качеств культуры речи. Образная речь предполагает богатство используемых языковых средств (лексических, грамматических, фонетических, точность в отборе языкового средства, наилучшим образом передающего содержание высказывания, уместного в данной ситуации, стилистически оправданного; выразительность (отбор вербальных и невербальных средств с учетом условий и задач общения). Ничто так не обогащает словарный запас и образную сторону речи детей, как пословицы и поговорки. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Упражнение 1

Что такое пословица? (выбрать из 4х вариантов)

Что такое поговорка? (выбрать из 4х вариантов)

(См. Приложение1)

Упражнение 2 «Где пословица, где поговорка». (На столах карточка с пословицами и поговорками, выбрать из списка пословицы и поговорки)

(См. Приложение 2)

Процесс использования пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста может быть подразделен на четыре этапа:

Первый этап - предусматривает расширение представлений детей о пословицах и поговорках. Основной формой работы на данном этапе являются беседы.

Например: «Пословицы и поговорки русского народа».

Цель: формирование умения у детей понимать смысл пословиц и поговорок.

«Устное народное творчество - сила народной мудрости». https://kladraz.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-dvoreckaja/beseda-o-poslovicah-i-pogovorkah-dlja-detei-5-7-let.html

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству.

Беседа по пословице : «У страха глаза велики».

Цель: Учить понимать смысл пословицы. Способствовать развитию памяти и внимания. Развивать интерес к народному творчеству.

(серию бесед разработала Плытник Инна Константиновна, воспитатель, город Гродно)

Второй этап направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?»

Например «Не буди лихо, пока оно тихо».

«Лихо» -- устаревшее, практически не употребляющееся сейчас отдельно слово. Оно означает напастье, горе, нужду, жизненные беды или смерть.

«И швец, и жнец, и на дуде игрец».

«Швец» --то же, что портной. 2. Типографский рабочий, сшивающий сброшюрованные листы.

«Жнец» -- человек, который жнет хлебные злаки. «Жать» -- срезать под корень (стебли зерновых)

«На дуде игрец» -- клоун, актер, тот, кто способен развлечь, забавлять, смешить.

«Подбери слова» Например «Одежда» (кофта, платье, сарафан, колготки, носки, шуба, пальто и т. д, «Посуда» (тарелка, нож, вилка, кружка, чашка, кастрюля и т. д.). (Провести упражнение со слушателями)

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.

Большое значение имеют пословицы и поговорки в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки»,- говорим ребятам и предлагаем протереть пыль с игрушек. После того как работа закончена, спрашиваем: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице. Дети правильно объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скучно, время происходит быстрее и с пользой.

При анализе детского труда используем пословицу «Не говори, что делал, а говори, что сделал», объясняем её смысл, подчеркиваю, что работу можно выполнить по-разному – плохо и хорошо.

Например, зимой на прогулке предлагаю детям расчистить участок от снега и говорим: «Берись дружно, не будет грузно». Дети интересуются: «А что такое «грузно»?». Объясняют, Что эту пословицу можно сказать иначе : «Берись дружно не будет трудно».

Во время еды используем поговорку «Когда я ем, я глух и нем»

Четвертый этап обучения направлен на определение компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице. (См рис 1)

Методы, приемы и формы работы с детьми:

(Вопрос «Какие методы работы с детьми мы знаем) (Заслушиваем ответы воспитателей).

Словесные методы: диалог, объяснение, вопросы, беседы, игровые упражнения. Чтобы создать у детей интерес к различным видам деятельности используется образное, меткое и мудрое народное слово, постепенно оно становится постоянным спутником ребенка. Например: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко».

Наглядные методы: показ иллюстраций (см рисунки 2, 3, 4) разыгрывание пословиц и поговорок с помощью игрушек, организация развивающей предметно – пространственной среды

Практические приемы: творческие задания - нарисовать пословицу или поговорку. (рис 1)

Дидактический материал: иллюстрации, мнемотаблицы (рис 5, игрушки, альбомы, картотеки пословиц и поговорок по темам, дидактические игры.

Вопрос к аудитории: какие формы работы с детьми)

Формы работы по использованию пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи детей старшего дошкольного возраста:

Коллективная. Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При выполнении работы дети учатся самостоятельно подбирать материал, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы в небольшое панно.

Индивидуальная. Строится с учетом речевого развития детей, и используется для работы с детьми испытывающими затруднения в общении со взрослыми или сверстниками в силу недостаточного словарного запаса и развития образной речи.

В работе с детьми используются такие виды деятельности, как:

• НОД «Пословицы и поговорки». Задачи: обогащать представления детей о пословицах и поговорках (значение, содержание, форма)

• Создание картотеки пословиц и поговорок по темам

• Беседы с детьми в повседневных бытовых ситуациях.

• Совместное рисование мнемодорожек по пословицам и поговоркам.

• Дидактические игры, например «О чем я говорю» (Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные (ключевые) слова пословиц и поговорок., «Почему так говорят» ( педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются (можно ли подобрать к ним поговорки,

«Подбери картинку к пословице» и другие.

Я хочу вам предложить поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». (Изначально поделить слушателей на две группы. У одной группы на столе лежат пословицы у другой группы – картинки к ним. На столе выкладывают пословицы и соответствующие им картинки напротив). (См. Приложение 3.)

Заключительная часть. Мы с вами узнали, что такое пословицы и поговорки. Чем они отличаются друг от друга. Также поняли, каким образом они могут влиять на развитие образной речи детей в дошкольном возрасте. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пословицы и поговорки должны чаще применятся в различных видах деятельности с детьми. А теперь мне хотелось бы услышать от вас «полезные советы» (слово дня).

Аудитория делится впечатлениями и дает советы по теме.

Источники информации:

1. Акулова, О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. /О. В. Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.

2. Бурлачко Т. С., Градусова Л. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т. С. Бурлачко, Л. В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13

3. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников /М. Асташина// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61-68.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/Н. Гавриш// Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С. 16-20.

5. Тихеева, Е. И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей/ Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981 – 195 с.

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическое пособие «Цветы народной мудрости. Пословицы и поговорки»Дидактическое пособие «Цветы народной мудрости. Пословицы и поговорки» К Дню пословицы и поговорки. Дидактическое пособие "Цветы народной мудрости". Цель: приобщать детей к народной мудрости, знакомить с.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Чему учат пословицы и поговорки» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Чему учат пословицы и поговорки» в центре помощи семье и детям Доброе время суток, дорогие друзья! Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. В них отражена народная мудрость.

Консультация «Пословицы и поговорки. Как сделать игру для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Напишите на небольших карточках пословицы и поговорки. Каждая пословица пишется на двух карточках - на одной начало, на другой конец. Разложите.

Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки»Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пословицы и поговорки как средство развития образной речи детей
Опубликовано: 28 января 2024 в 08:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пословицы и поговорки как средство развития образной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Ешмеметьева Екатерина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД