Папки-передвижки

Понятие проектирования как вида педагогической деятельности

Юлия Зайцева
Понятие проектирования как вида педагогической деятельности

Педагогическое проектирование :

• практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т. д.);

• новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);

Публикация «Понятие проектирования как вида педагогической деятельности» размещена в разделах

• прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);

• способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);

• процесс создания и реализации педагогического проекта;

• специфический способ развития личности;

• технология обучения.

Педагогическое проектирование – самостоятельная полифункциональная педагогическая деятельность, предопределяющая создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения (В. П. Беспалько).

Понятие «проектирование» определяет два основных направления деятельности педагога :

• мысленное конструирование (замысел, проектная идея, которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;

• целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т. д., то есть факторов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым.

Центральные идеи проектирования

• идея опережения

• идея «разности потенциалов»

• идея пошаговости (Н. А. Бернштейн)

• идея совместности, кооперации

• идея «разветвляющейся активности» (В. Х. Килпатрик)

Педагогическая сущность проектирования

• ярко выраженный общественный характер;

• создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть;

• мозаичная природа

Задачи педагогического проектирования (по Е. С. Заир-Бек)

1. Обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для воспитания и развития человека, актуализации его внутренних сил, социального самоопределения и становления.

2. Прогнозирование развития педагогических систем и процессов.

3. Создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которые позволят определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение.

4. Педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов

Функции проектирования :

Аналитическая: прийти к новому состоянию возможно, осмыслив имеющееся, ответив на вопросы: что не устраивает, является тормозом, что нуждается в усовершенствовании?

Прогнозирующая: в ходе проектирования выстраиваются желаемые педагогические результаты, более эффективные по сравнению с имеющимися. Основным прогнозом, результатом проектирования является новое состояние, качество объекта.

• Конструктивная (конструирующая) : в ходе проектирования выстраивается и реализуется деятельность по достижению желаемых результатов.

Основные черты проекта

• отнесенность проекта к будущему;

• ориентация проекта на желаемое состояние в будущем;

• представление проекта как системы средств достижения будущего;

• определенность начала и окончания проектной работы;

• четко и ясно сформулированные критерии эффективности;

• непосредственная связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;

«заданный» характер, непосредственная связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;

• итерационный характер, когда для приближения к удовлетворенному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;

• наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;

• практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;

• интеллектуальный характер;

• информационный характер;

• готовность использовать разнообразные практико- ориентированные и научно-необоснованные схемы деятельности.

Ключевые вопросы проекта

Что нужно сделать, чтобы реализовать проект? Предметная область: цели, задачи, виды работ, основные результаты, масштабы, сложность, допустимые сроки.

Как сделать? Основные идеи реализации.

Кого касается проект? Круг основных пассивных участников.

Каковы мотивы участников проекта? Способы соорганизации и мотивации участников.

Кто будет выполнять? Круг основных активных участников

Публикации по теме:

Аналитический отчет о педагогической деятельности за 2016–2017 год Прошедший год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей.

Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиФоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиВоспитатель: Симонова Л. А. В нашу жизнь вошло новое слова, ситуация.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Презентация «Научная концепция педагогической деятельности»Презентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие проектирования как вида педагогической деятельности
Опубликовано: 19 сентября 2023 в 07:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД