Получи документы

Показатели психического развития детей в возрасте 5 лет

Светлана Евсеева
Показатели психического развития детей в возрасте 5 лет

Дошкольника отличает открытость всему миру. Уже доказано, что именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - говорил Лев Николаевич Толстой [25]. Путь дошкольника – дорога довольно ответственная. Это движение к познанию окружающей действительности трудное, но одновременно и радостное, так как здесь дошкольника ожидает много разных и разнообразных встреч и открытий. Дошкольник реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека.

Публикация «Показатели психического развития детей в возрасте 5 лет» размещена в разделах

Ребенок первоначально познает окружающий мир лишь чувственным образом. Чувственный мир не имеет границ, так как ему не ведомы стереотипы. Ребенок чувствует себя в этом мире легко свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования - постепенно и завораживающе.

Все, что взрослым уже познали, что, как они полагают, им до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, малыш видит впервые, и от этого созерцания его восторг настолько силен, что он мечтает продлить это «впервые» до бесконечности. Но только немногие взрослые, которых называют людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечно первооткрывать окружающий мир [21]. Вот тут- то и возникает проблема того, как же суметь помочь дошкольнику не превратиться из «маленького гения и творца» в заурядного человека, и почему порой и довольно, к сожалению, часто на смену детской восторженной и трепетной оживленности заступает школьная апатия и полное равнодушие.

Чем больше дошкольники познают, тем богаче будет становиться их познавательный опыт, тем легче и проще им будет развивать интерес, и все это позволит ему легче и успешнее учиться в школе. А после интересных и целенаправленных занятий дошкольнику не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужную деятельность [11].

Дошкольный период, как мы уже отмечали во введении - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда закрепляется, а у некоторых – и напрочь исчезает стремление постигать мир и себя.

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 5 лет, от которых зависит поведение и становление личности, выражающиеся в следующем:

Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила [17].

Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

Творческие способности. В 5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

Страхи. Безудержность детской фантазии в 5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары [12].

Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются [31].

Активная любознательность заставляет детей 5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что ребёнку 5 лет сейчас просто необходимо. Если взрослый в этот момент оттолкнёт ребёнка, он может навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться [19].

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

В возрасте 5- 6 лет, дошкольники отличаются довольно высоким уровнем умственного развития : появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления. Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольников довольно важный факт. Повышаются требования, предъявляемые к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день [2].

Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может быть сведено лишь к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им нужно иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы таких сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте [13].

Мы подробно рассказали в предыдущем параграфе об особенностях развития детей с ЗПР, но для большей наглядности этих особенностей, проведём сравнение показателей психического развития детей в возрасте 5-ти лет с нормой психического развития и детей того же возраста с задержкой психического развития.

1. Развитие моторики

Нормативное развитие : Движения рук и ног хорошо координированы. Дошкольник самостоятельно бегает по кругу, при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20 см). Движения пальцев рук четко координированы, ребенок свободно рисует линии в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Дети с ЗПР: При ходьбе опускает голову, движения рук и ног недостаточно координированы. При ходьбе по скамейке напряжен, ребенок с ЗПР пытается ходить боком, приставляя ноги. Во время прыжков заметно напряжение, он страшится. Движения пальцев рук слабо координированы, особенно при рисовании, конструировании, собирании мелких предметов.

2. Сенсорно-перцептивная деятельность.

Нормативное развитие : Дошкольник 5 лет знает, как называются цвета и оттенки, пользуется ими в процессе рисования и конструирования. Знает также названия основных геометрических фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке [14]. При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяя наиболее характерные ее части. Ориентируется в сторонах собственного тела. Правильно показывает и называет сторону тела собеседника.

Дети с ЗПР: ребёнок 5 лет с ЗПР знает названия цветов, правильно их дифференцирует, но недостаточно использует их в процессе рисования и конструирования (часто использует 1-2 цвета). Соотнося сложные формы с местом, производит значительное число пробующих движений, что указывает на недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Может правильно ориентироваться в сторонах собственного тела, но с трудом ориентируется в сторонах тела собеседника. Выраженно отстаёт в развитии изобразительной и конструктивной деятельности [28].

3. Интеллектуальная деятельность.

Нормативное развитие : осуществляется формирование обобщающих понятий «одежда, обувь, посуда, бытовая техника» и пр. Дошкольник 5 лет может устанавливать причинно-следственные связи в рассказе, пересказывает сюжет, выделяет существенное звено. Речь у него фразовая, грамматически оформленная.

Дети с ЗПР: у ребёнка 5 лет с ЗПР порядковый счет сформирован, но затрудняется, когда надо сравнить количество, особенно если предметы располагаются в разной конфигурации или бывают разной величины. Пересказ, воспроизведение сюжета доступны, но лишь с помощью наводящих вопросов. Речь фразовая, но могут наблюдаться аграмматизмы и нарушения фонематической стороны речи [30].

4. Поведение.

Нормативное развитие : дошкольник 5 лет уже умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, порядкам детского коллектива. Наблюдаются зачатки ответственности за дело, которое ему поручено, стремится быть полезным. Он освоил правила взаимоотношений.

Дети с ЗПР: ребёнок 5 лет с ЗПР может подчинять свои желания требованиям взрослых, но возможны аффективные реакции (негативизм, упрямство, протест и пр., особенно, когда такой ребёнок переутомился). Недостаточно владеет правилами взаимоотношений с окружающими, может проявлять эгоцентризм, эмоциональное замыкание, агрессивность [27].

5. Навыки.

Нормативное развитие : дошкольник 5 лет правильно пользуется предметами домашнего обихода, поддерживает установленный порядок (убирает за собой игрушки, посуду со стола). Самостоятельно одевается, застегивая мелкие пуговицы, завязывая шнурки.

Дети с ЗПР: ребёнок 5 лет с ЗПР в целом правильно пользуется предметами домашнего обихода, но не проявляет инициативы в том, чтобы соблюдать порядок. Может самостоятельно одеваться, но затрудняется в застегивании пуговиц и пр.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Библиотека изображений:

Публикация Показатели психического развития детей в возрасте 5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Евсеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Показатели психического развития детей в возрасте 5 лет
Опубликовано: 9 января 2024 в 22:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД