Папки-передвижки

Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ

Ролдугина Елена Николаевна
Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ

Современный мир характеризуется высокой динамикой происходящих в нем социальных процессов, что приводит к увеличению требований к людям, населяющим нашу планету. В настоящее время уже недостаточно просто получать знания, необходимо уметь самостоятельно их добывать, анализировать новую информацию и творчески мыслить. Образование в его общепринятом значении играет ключевую роль в достижении этой цели, что ведет к коренным преобразованиям во всей педагогической среде. Образовательные стандарты в Российской Федерации в последние годы под влиянием передового международного опыта претерпевают коренные изменения, и их основная направленность - формирование компетентности у дошкольника, которая включает в себя как интеллектуальный, так и практический компоненты.

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ» размещена в разделах

Это требует от современных педагогов изменения механизма подачи информации, при сохранении мотивации детей к учению.

Один из методов достижения этой цели - вовлечение детей в продуктивную деятельность, что позволяет сделать обучение более интересным, помогает формированию личности в соответствии с требованиями социума.

Наиболее чувствительный этап развития личности ребенка проходит в детском саду, когда малыш пытается понять окружающий мир, проявляя интерес ко всему, что находится рядом.

Взаимодействуя с предметами, ребенок раскрывает их содержание и осуществляет познавательную деятельность. Дошкольное образование играет определяющее значение в формировании личности ребенка, способствуя его саморазвитию и самореализации.

Согласно ФГОС ДО, принятому в Российской Федерации в 2013 г., содействие формированию познавательных интересов и деятельности дошкольника в различных сферах следует считать одним из основополагающих принципов программы. В тексте говорится о том, что для развития познавательной сферы дошкольников необходимо учитывать развитие их интересов, любознательность и мотивацию к познанию, кроме того важным является формирование у детей представлений об окружающей действительности.

Ряд ведущих российских и зарубежных ученых считает, что поисково-исследовательская деятельность ребенка является неотъемлемой частью дошкольного возраста. Она включает в себя изучение и экспериментирование с объектами окружающего мира.

Во все времена ученых и мыслителей интересовала проблема организации поисково-исследовательской деятельности детей. Свидетельство этого можно найти в беседах Сократа с учениками, где древнегреческий философ пытался постичь истину. В конце 19 - начале 20 веков известные ученые, такие как Джон Дьюи, Елена Паркхерст, Уильям Килпатрик и прочие, проводили активные исследования в этой области.

Они считали, что процесс познания должен включать ребенка в деятельность исследовательского характера. Их научные труды остаются актуальными и сегодня.

В настоящее время поисково-исследовательскую деятельность воспитанника дошкольного учреждения следует считать отдельным видом интеллектуально-творческой деятельности, к которой отнесены факторы, повышающие мотивацию дошкольника и механизм их осуществления. Дети активно интересуются исследованиями и с большим интересом участвуют в мероприятиях, направленных на решение заданий поискового и экспериментального характера.

Педагоги отмечают эффективность такого подхода, указывают его положительное влияние на сознание каждого вовлеченного в процесс ребенка.

Основная задача организации познавательной деятельности детей в дошкольном учреждении согласно ФГОС ДО состоит в формировании у дошкольников глубокого и устойчивого интереса к рассматриваемому предмету с использованием свойственной детскому возрасту познавательной активности и любознательности. А интеллектуально-личностное и творческое развитие детей дошкольного возраста следует рассматривать в качестве основополагающей цели поисковой и познавательно-исследовательской деятельности ДОУ.

Для успешной реализации такой деятельности необходимо использование исследовательских способностей дошкольника, проявляющихся в его поисковой активности, заметных по уровню и прочности овладения им методами и способами исследовательской деятельности.

Следует понимать, что разговор в данном конкретном случае идет не только о самом стремлении к поиску у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, но и о возможности дошкольника оценивать и верифицировать результаты своих исследований, а также о его способности корректировать свое дальнейшее поведение в условиях меняющейся ситуации, опираясь на них.

Исследования Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева убедительно доказывают, что у ребенка поисковая и познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий, среди которых: любопытство, любознательность и собственно исследовательская деятельность.

Любопытство, по мнению ученых - это особое отношение к чему-то новому и интересному, которое может стать началом процесса познания. Ребенок, обладающий любознательностью, проявляет желание узнать что-то новое и получить от этого радость и удовлетворение. В процессе исследовательской деятельности активизируется мышление и поиск, что помогает получить новые знания.

Доктор педагогических наук А. И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как целостное образование личности, включающее в себя следующие процессы: волевые, творческие, интеллектуальные, а также эмоциональные. Исследовательская деятельность дошкольника, по его предположению, состоит из определенного набора действий: выявление проблемы, выбор темы исследования, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление предварительного плана, проведение эксперимента или наблюдения, проверка гипотезы и формирование выводов, указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы. Профессор также отмечал, что исследования, проводимые детьми, способствуют их саморазвитию.

В период дошкольного возраста у детей активно развиваются высшие психические функции, воображение, речь, способы умственной деятельности, а также любознательность. Развиваются навыки обнаружения проблем, задания вопросов, выдвижения предположений, определения понятий, классификации, наблюдения, структурирования полученной информации, формулирования выводов, доказательства и защиты своих идей.

Поисково-исследовательская деятельность детей в дошкольном возрасте представляет собой особую активность, имеющую свои познавательные цели и намерение ребенка понять больше о структуре вещей используемых им, получить больше информации об окружающем мире, упорядочить свои знания о какой-либо области жизни. Она стимулирует процесс обучения, придавая ему исследовательский, творческий характер, позволяя ребенку проявлять инициативу в организации своей поисковой деятельности. В ходе идущего процесса важно поддерживать активность ребенка, позволяя ему выступать в роли полноценной личности, ставящей цели и ищущей способы их реализации.

Необходимо дать возможность ребенку быть свободной личностью, реализовывать свои интересы и потребности.

Здесь необходимо заметить, что естественным состоянием ребенка и главным источником получения представлений о мире является его познавательная активность. В дошкольном возрасте это заметно в частом задавании вопросов, таких как "почему?", "зачем?", "для чего?". У детей в возрасте от 4 до 7 лет наблюдается увеличение количества вопросов, связанных с познанием окружающего мира, которые можно охарактеризовать девизом: "Хочу все знать!" Развитие мышления ребенка, его умение устанавливать связи и отношения между различными объектами способны пробуждать интерес к познанию окружающей действительности.

Личностное развитие ребенка и накопление им знаний о своих возможностях, умениях, способностях и социальной значимости стимулируется его познавательной активностью.

Знания, полученные в результате разнообразной поисково-познавательной деятельности, включая занятия в экспериментальной лаборатории детского сада, аккумулируются в опыт, позволяющий ребенку уверенно себя чувствовать при общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Дети, участвующие в коллективных исследованиях, значительно изменяют свои межличностные отношения, приобретая опыт продуктивного взаимодействия, учатся понимать друг друга и высказывать свое мнение по различным аспектам исследовательской деятельности, овладевают навыками культурного поведения в обществе.

Как уже отмечалось ранее, цели поисковой и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста должны включать в себя воспитание уверенности в себе и своих возможностях, развитие инициативности и любознательности, сообразительности и активности, самостоятельности и креативности. Кроме того, важно создавать перспективы для поисково-познавательной деятельности, включая детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия, а также привлекать родителей к поддержанию поискового интереса у детей, организации исследовательской деятельности на дому.

Организация работы по формированию и развитию поисково-исследовательской деятельности должна осуществляться в форме партнерства с детьми, где дети имеют возможность проявить свою исследовательскую активность. Необходимо общаться с ребенком, уважая его как личность, стараясь объяснить свою точку зрения и помогая ему выразить свою.

Поисково-исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении согласно ФГОС ДО рекомендуется развивать в процессе обучающих занятий с демонстрационными опытами, экспериментами, а также совместной исследовательской деятельности родителей и их детей.

Условно можно выделить несколько типов исследований, в которых рекомендовано максимально задействовать дошкольников при осуществлении поисковой и познавательно-исследовательской деятельности : опыты, эксперименты с предметами и их свойствами, коллекционирование, путешествие по карте и по реке времени.

Выполнение этих заданий обеспечивает создание надлежащих условий для реализации целого комплекса развивающих задач, которые позволяют установить характер существующих между ними причинно-следственных, а также родовидовых связей, пространственных схем и временных отношений.

В процессе проведения поисково-исследовательской деятельности у дошкольников развиваются умения вычленять проблемные моменты, задавать вопросы в ходе беседы, разрабатывать гипотезы, называть понятия своими именами, наблюдать и уметь классифицировать. Также важными являются навыки проведения экспериментов и исследований, опыт структурирования полученного материала, способность делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Способность видеть проблемы - необходимый навык для совершенствования исследовательских способностей. Ребенок, не имеющий опыта, не всегда может лаконично описать проблему, с которой он начинает исследование. Однако, общее, примерное описание проблемы достаточно. Способность видеть проблемные моменты совершенствуется длительное время и предполагает использование специальных занятий. Для любого исследователя умение задавать вопросы является важным навыком. Когда ребенок сталкивается с проблемой, его интеллект активизируется, чтобы найти решение, что в свою очередь пробуждает его скрытое желание учиться и познавать новое.

Чтобы развить у детей навык задавать вопросы, можно показывать им картинки с людьми или животными и предлагать им задать вопрос тому, кто изображен, или попытаться ответить на вопрос, который мог бы задать им тот, кто изображен на картинке.

Можно предложить ребенку ситуацию: «Представь, что на остановке к тебе подошел незнакомый человек. Что бы он мог тебе предложить?»

Важно помочь научить дошкольника задавать правильные вопросы, которые могли бы помочь узнать новое о вещи, лежащей на столе воспитателя, например, о мягкой игрушке или гоночной машинке и т. п.

Навыки построения предположений и выдвижения гипотез являются одним из важнейших умений ребенка в дошкольном возрасте. Для успешного осуществления этого процесса необходимо обладать оригинальностью и гибкостью мышления, продуктивностью, а также такими личностными качествами, как решительность и смелость.

Гипотеза возникает как возможное решение проблемы и должна указывать направление исследовательского поиска.

Наиболее простым и одним из самых востребованных методов исследования в детском саду по-прежнему остается наблюдение. Чтобы наблюдение стало возможным, важно обладать наблюдательностью. Почему ребенок способен самостоятельно обнаруживать в предмете новые аспекты и специфические особенности? Это происходит потому, что его восприятие и наблюдательность обладают аналитическим характером – ему не только нужно увидеть внешний мир, но и понять его через внешние действия.

В таких ситуациях полезно использовать игры, которые развивают наблюдательность дошкольника и требуют от него аналитического мышления:

- «Что поменялось?»;

- «Найди несоответствия в картинках»;

- «Найди два одинаковых изображения предмета»;

- «Найди нестыковки внешнего вида у животных»;

- «Какую фигуру напоминает?».

Эксперимент – один из важнейших методов научного изыскания, трудно отделимый от исследовательского поведения. Дети активно изучают окружающий мир, интересуются всем вокруг и любят проводить эксперименты с реальными предметами. Исследуя песок и глину, дети узнают их свойства, изучают тайны воды, выявляют особенности взаимодействия воды, льда, снега и постигают «волшебные» свойства магнита.

Для использования метода детского экспериментирования в его структуру необходимо включить постановку проблемы, требующую решения, а также определить цели и задачи, которые нужно выполнить для ее решения. К этому же можно отнести предложение возможных путей решения проблемного вопроса (выдвижение гипотез, их оценивание, тестирование получившихся результатов и выработку итоговых выводов.

На начальном этапе формирования навыка экспериментирования важно выявить проблему, вместе с детьми определить способы ее решения. При этом дети самостоятельно подбирают решение и ищут его. Важно научить детей самостоятельно выбирать необходимые материалы и оборудование, выполнять простые действия, наблюдать и анализировать результаты своей деятельности, чтобы развивать их исследовательскую активность.

Необходимо проявлять уважение к высказываниям и действиям детей, создавать у них ощущение безопасности; помогать им формулировать свои действия и выводы, предоставлять свободу выбора и пространства, что будет способствовать развитию активности, самостоятельности, решительности и уверенности в себе.

На следующей стадии обучения наставник предлагает задачу, которую ребенок должен решить самостоятельно, используя свой собственный метод. Цель педагога - научить детей находить решение сложных заданий, используя проблемные вопросы, типа: «Каким образом это можно проверить?», «Что произойдет, если?», «Что нужно сделать?»

С целью совершенствования навыков экспериментирования у застенчивых и нерешительных детей, допустимо применение метода моделирования исследовательской деятельности, включающего в себя определение, проговаривание и формирование образа предстоящих действий.

К финальному этапу обучения дошкольники должны уметь самостоятельно ставить задачу, выбирать метод и разрабатывать решение, получая при этом минимальную поддержку взрослого.

Умение строить умозаключения и выводы - это очень ценное качество, помогающее обрабатывать информацию, полученную в результате исследования или подготовки к выступлению перед другими детьми. Чтобы развить этот навык, можно применять простые графические схемы для объяснения своих мыслей. Еще один способ - зафиксировать графически этапы эксперимента.

Общая поисково-познавательная деятельность педагога или родителей с дошкольником ведет к интенсификации свободной самостоятельной деятельности последнего, происходящей в пространстве предметно-развивающей среды. Чтобы создать такие условия, необходимо соблюсти интересы каждого ребенка в области познания и подобрать такие материалы и оборудование, чтобы было можно учесть разный уровень развития исследовательской деятельности детей. Предметно-развивающая среда дает ребенку возможность ощутить уверенность в себе, быть открытым и независимым, стимулирует его активность, интерес и желание узнавать новое.

Ребенок, участвуя в исследовательской деятельности, развивает свою познавательную инициативу, осваивает причинно-следственные, пространственные и временные отношения, базовые культурные формы обобщения опыта, совершенствует восприятие, мышление, речевой аппарат, активно ищет связи между вещами и явлениями, расширяет свой кругозор, выходя за пределы своего непосредственного опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

В заключение стоит подчеркнуть, что современный дошкольник должен уметь самостоятельно искать информацию. Основным видом деятельности исследование становится только тогда, когда оно возникает по инициативе самого ребенка.

Для этого принципиальным является наличие ряда условий: в дошкольном учреждении необходимо создать предметно-развивающую среду, которая будет способствовать развитию познавательного интереса у детей, важно совершенствовать навыки педагогов в организации исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста. Требуется включение исследовательской деятельности в образовательный процесс детского сада, а также установление взаимодействия с семьями воспитанников для организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как на территории ДОУ, так и дома.

Публикации по теме:

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ
Опубликовано: 1 апреля 2024 в 20:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ролдугина Елена Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД