Лучший педагог года

Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)

Екатерина Оводкова
Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)

Подвижные игры как эффективная форма

физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка

Содержание

Введение

1. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи

Публикация «Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах

3. Из опыта работы семейной группы «Подсолнух»

4. Физкультурные развлечения, досуги и праздники

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Ранний дошкольный возраст – приоритетный в формировании фундамента здоровья детей с ОВЗ. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. В нашем доме ребенка имеются все возможности для укрепления здоровья детей с ОВЗ. На протяжении всего периода пребывания ребенка в доме ребенка обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных задач в современном обществе. В раннем детстве у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В доме ребенка создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого и инициативного ребёнка, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей.

Актуальность

К сожалению, в дом ребенка поступают дети, требующие срочной реабилитации и абилитации. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них долгое время находились в неблагоприятной социальной обстановке и, как следствие, имеют различные нарушения опорно – двигательного аппарата, зрения, общей соматики и т. д. Ребёнок, впервые оказавшийся в доме ребенка, чувствует дискомфорт от отсутствия, привычной для него неблагоприятной среды. Наша задача – сделать пребывание ребёнка в доме ребенка оздоровительным, комфортным, интересным и познавательным.

1. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для этого педагоги и специалисты дома ребенка используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в доме ребенка осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы таких как, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки, динамические паузы и много другое. Но я хотела бы остановиться подробнее на подвижных играх. Это достаточно объёмный раздел физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Сюда так же входят различные игры-эстафеты, игровые и имитационные упражнения, различные музыкальные игры.

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Подвижные игры вырабатывают большое количество положительных эмоций, учат чувству коллективизма, развивают основные физические качества. Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Очень важно поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей непосредственностью отдаваться ей, так как эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Считаю, что этому в значительной мере способствуют, проводимые мною разнообразные игры как на физкультурных занятиях в зале, так и на улице.

2. Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи

Подвижные игры включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, имитации. Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. В своей физкультурно-оздоровительной работе с детьми уделяю большое значение разнообразным играм. В течение года провожу физкультурные досуги и праздники, в которые включаю уже знакомые детям игры. При проведении подвижных игр ставлю перед собой основную цель:

- повысить интерес к занятию физкультурой и спортом через подвижные игры детей с ОВЗ. Одновременно решаю образовательные и воспитательные задачи такие как:

1. Формирование здорового образа жизни и познавательной активности.

2. Совершенствование основных видов движений.

3. Повышение эмоционального фона детей.

4. Воспитание у детей интереса к играм.

3. Из опыта работы семейной группы «Подсолнух»

В процессе работы мною были созданы и периодически пополняются различные картотеки подвижных игр : подвижные игры для детей раннего возраста (от 1 года до 3 года жизни, русские народные игры, хороводные игры, тематические игры, а также игры для детей с ОВЗ.

Подбор игр веду с учётом возраста и степени подвижности детей, по содержанию, а также видам движений. В работе с детьми первого, второго и третьего года жизни использую игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале работы, когда вновь пришедшие малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений. Вначале на занятиях полезно повторить и использовать такие игровые задания, как:

«Перешагни через палку»,

«Пройди по дорожке»,

«Пройди по мостику»,

«Доползи до погремушки»,

«Проползи под воротики»,

«Будь осторожен»,

«Найди игрушку» и т. д.

Их я использую индивидуально или для подгруппы детей в повседневной самостоятельной деятельности и во время прогулок, а также включаю в занятия. Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно. Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см) : они идут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой, причем переступая несколько палок; «Целься вернее» - каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). При такой организации создаются благоприятные условия для многократного повторения движения, ребенок действует при этом в соответствии со своими возможностями и умениями, в удобном темпе.

В сочетании, чередовании и дополнении к игровым упражнениям в занятия для малышей своей группы включаю сюжетные подвижные игры. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале индивидуально со взрослым, а затем уже подгруппой сверстников. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости. У ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого, развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Объем знаний у детей раннего возраста с ОВЗ незначителен, внимание непроизвольное, неустойчивое, поэтому сюжет подвижных игр должен быть простым, понятия хорошо знакомым: (машины, птички, солнышко, самолет и т. д.)

Играя, ребенок с ОВЗ удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Например, в играх «Воробышки и автомобиль» - подпрыгивание и бег; «Мой веселый звонкий мяч» - поскоки и бег; «Зайка серый умывается» - разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, малыш с ОВЗ совершенствует, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях, более свободно, непринужденно и естественно.

Для детишек постарше, доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. В этом возрасте можно использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила и одна-две роли ("Солнышко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т. д.). Можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (дети, по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сижу я с закрытыми глазами; если я услышу тяжелый бег, то открываю глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры, "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т. д. Знакомлю с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры. Дети знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению. Пособия, используемые в игре, располагаю до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться. Так же объяснение осуществляю в ходе игры. Роль играю изначально сама. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, передаю роль водящего ребенку.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений подбираю игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, в средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даю задания на быстроту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый ловкий" и т. д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомобили" и др.). В этом возрасте я начинаю знакомить детей с народными подвижными играми, включающие простые основные движения. (Бабка-Ёжка, Дударь, Горелки, Воевода). Роль водящего в этом выполняет уже сам ребёнок. Его можно назначить или выбрать с помощью считалки. Дети очень любят, когда к ним обращаются за помощью в расстановке и уборке инвентаря. В дальнейшем эти умения могут им пригодиться и в самостоятельной деятельности.

4. Физкультурные развлечения, досуги и праздники

Подвижные игры — это всегда веселое и здоровое времяпровождение детей. Различные уже знакомые детям эстафеты, конкурсы и игры я включаю в физкультурные развлечения, досуги и праздники. Участвуя в них, даже самые маленькие дети учатся быстро и правильно мыслить. Такие мероприятия, конечно же, развивают в них командный дух, воспитывают чувство товарищества, такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважение к соперникам. Во время проводимых мной физкультурных праздников, досугов и развлечений все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, аттракционах, упражнениях, музыкально- ритмических движениях.

Заключение

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Естественно, проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, пополняют словарный запас.

Различные игры с детьми раннего возраста ценны и тем, что создают условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Подвижные игры формируют у детей с ОВЗ жизненно важные двигательные навыки, нравственные качества (честность, дисциплинированность). Активизируют речевые процессы. Развивают скоростно-силовые качества (быстроту, ловкость, выносливость, интеллектуальные качества (наблюдательность, память, сообразительность). Создают атмосферу общности интересов детей, воспитателей и коллектива дома ребенка.

Для игр нет возрастных ограничений, ведь в них мы играем с раннего возраста. Главное, что должно быть — это желание. Желание дарить детям радость и желание видеть их здоровыми и веселыми.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности  (2 часть) СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:«Камешек»Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в доме ребенка (из опыта работы)
Опубликовано: 21 января 2020 в 12:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД