Лучший педагог года

Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения

Оралова Елена
Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе изучение девиантного поведения главным образом связано с подростками, представляющими группу повышенного социального риска.

Подростковый период является переходным периодом от детства к взрослости. Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина он соотносится с хронологическим возрастом от 10 до 15 лет. Одной из существенных особенностей подросткового возраста является бурное физическое и половое развитие. В связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез, в организме возникают резкие перемены. Нарушение прежней слаженной деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования выступают основой общей неуравновешенности подростка, лабильности настроения от бурной активности к вялости и апатии.

Публикация «Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения» размещена в разделах

Психологическим симптомом, характеризующим подростковый возраст, является чувство взрослости. Согласно Д. Б. Эльконину, чувство взрослости относится к новообразованиям сознания, через которое подросток сравнивает себя с социальным окружением, находит образцы для усвоения поведения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

О своеобразной маргинальности подростка, о его положении между «миром детей» и «миром взрослых» говорил и К. Левин. Подросток уже не хочет принадлежать детской культуре, но и не может реализовать свое желание войти в сообщество взрослых, что приводит к возникновению состояния «когнитивного дисбаланса», неопределенности ориентиров, целей, планов в период смены «жизненных пространств».

Типичными формами поведенческих реакций в подростковом возрасте являются :

- реакция оппозиции выражается в активном протесте, причиной которого могут быть слишком высокие требования, которые предъявляются к подростку, недостаток внимания со стороны взрослых;

- реакция имитации – характеризуется стремлением подражать определенному образу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников;

- реакция гиперкомпенсации – проявляется в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб;

- реакция эмансипации - выражается в стремлении освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Она связана с борьбой подростков за самостоятельность, самоутверждение себя как личности. Реакция эмансипации может проявляться в частых уходах из дома;

- реакция группирования, основной предпосылкой которой является удовлетворение потребности в интимно-личностном общении. В среде подростков группы возникают и функционируют по своим законам, среди которых наибольшую опасность представляет «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно часто в группы объединяются наркоманы, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.

Данные формы поведенческих подростковых реакций возникают при взаимодействии с окружающей средой. Подходя к изучению подросткового возраста как к историческому образованию, Л. С. Выготский и П. П. Блонский считали, что его продолжительность и особенности протекания заметно варьируют в зависимости от социально-экономического уровня развития общества и от личностных особенностей самого подростка.

Таким образом, неустойчивость психической деятельности подростка может изменить его поведение как в сторону социально-позитивных влияний, так и в сторону социально-негативных.

Публикации по теме:

Дизонтогенез как фактор формирования самосознания в дошкольном возрасте Дизонтогенез как фактор формирования самосознания в дошкольном возрасте Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение.

Игра как фактор развития диалога Игра, как фактор развития диалога Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования.

Игра как социокультурный фактор развития Я Леонова С. Е., учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 115 ОАО «РЖД» ИГРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Конкурс «Пример родителей — как фактор воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» «Пример родителей - как фактор воспитания у детей навыков.

Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы «социального риска» Цель: Создание условий для развития гибкости мышления и толерантного отношения к окружающим у подростков «группы риска». Автор-составитель:.

Музыкальная терапия как метод профилактики девиантного поведения младших школьников Одной из актуальных проблем младшего школьного возраста является проблема девиантного поведения. В каждый период развития личности ребенка.

Консультация «Подростковый суицид» Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда.

Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка Я работаю во второй младшей группе по программе А. Васильевой 2010г Так как эта группа была набрана недавно, из детей ранее не посещающих.

Развитие связной речи как фактор готовности к школе Неоспорим тот факт, что речь ребёнка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. Чаще всего родители старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения
Опубликовано: 22 июля 2017 в 22:45
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения» (включая файлы) размещена пользователем Оралова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД