Лучший педагог года

Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее

Александр Оленников
Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее

Методическая разработка

«Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе»

Выполнил: Учитель физической культуры

Лицей №36 ОАО «РЖД»

Оленников А. Ю.

Оптимальная интенсификация

Интенсификация является главной тенденцией в современном спорте. В баскетболе она проявляется в увеличении плотности игровых действий в соревнованиях, то есть в увеличении их количества в единицу времени; в уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз (например, «скорострельности» броска) в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, сокращении количества игровых ходов.

Публикация «Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее» размещена в разделах

В спортивных школах высокоинтенсивным тренировочным режимам отводится недостаточно времени, особенно при совершенствовании скоростной техники и тактических взаимодействий. В процессе реализации технико-тактических навыков в условиях игры возникают проблемы, обусловленные разницей между условиями их совершенствования в тренировочном процессе и реальным воплощением в игровой обстановке. Также очень часто, даже у лучших учащихся спортивных школ, проявляется неспособность к эффективной деятельности при коротких игровых режимах. Причина этого в отсутствии психологической и особенно физиологической готовности.

В тренерской среде в настоящее время часто ставится вопрос о том, можно ли интенсифицировать процесс подготовки в детско-юношеском баскетболе? Мы считаем, что это сделать необходимо. Ведь, во-первых, речь идет о разумном последовательном увеличении интенсивности тренировочных занятий в связи с возрастным и спортивным онтогенезом. Во-вторых, если этого не делать, то по функциональной подготовке и состоянию сердечно-сосудистой системы юные спортсмены будут явно не готовы воспринимать современные режимы игры.

Интенсификация подготовки юных баскетболистов должна основываться на применении передовых методов, главным из которых является интервальный. Так-же следует активно применять круговой, сопряженный и комплексный методы. В последнее время в одном тренировочном занятии часто применяют сочетание кругового и сопряженного методов. В таком случае на основе организации по круговому методу развиваются или совершенствуются одновременно несколько сторон подготовленности (например, физическая и техническая; физическая и тактическая). В процессе тренировок с использованием комплексного метода идет поочередная работа над атлетической подготовленностью и технико-тактическими навыками, работа и отдых строго дозируются.

В технической подготовке внимание должно быть обращено на сокращение времени выполнения технических приемов. В качестве примера можно еще раз сказать о «скорострельности» броска, то есть уменьшении времени его выполнения.

Тренировочное воздействие на повышение скорости выполнения броска бывает двух типов: аналитическое - воздействие на отдельные фазы; интегральное - воздействие на бросок в целом. В тактической подготовке интенсификация осуществляется за счет ограничения временных и пространственных характеристик при выполнении тех или иных тактических схем; качественного изменения состава сопротивления (увеличение веса отягощений при сопряженной подготовке, активизация сопротивления партнеров или увеличение их числа).

Процесс интенсификации подразумевает применение ударных воздействий: ударные нагрузки в течение отдельного занятия; ударные тренировочные дни; ударные микроциклы.

В организации тренировочного процесса интенсификация проявляется в частичном переходе на трех- и даже четырехразовые тренировки в день с определенным уменьшением объема каждой из них (в данном случае речь идет в основном о периоде летней подготовки в спортивном лагере).

Стратегия интенсификации определяется возрастом спортсменов. В младшем возрасте она осуществляется за счет выполнения отдельных упражнений с применением соревновательно-игрового метода. В среднем возрасте интенсификация тренировочной деятельности происходит с акцентом на раздел «скоростная техника» с одновременным уменьшением рабочих объемов. Для старшего возраста используется дискретная (на отдельных этапах микроциклов) интенсификация тренировочного процесса с применением средств специальной подготовки.

Многолетняя атлетическая подготовка

Употребление термина «атлетическая», а не физическая подготовка, на наш взгляд, является абсолютно оправданным. Ведь физическая подготовка подразумевает дифференцирование на традиционные ОФП и СФП, что сегодня представляется весьма спорным как с точки зрения теоретических разработок, так и точки зрения практического опыта. Бесспорно, современный баскетболист - это в полном смысле настоящий атлет. Роль атлетизма в баскетболе в последнее время значительно возросла и зачастую является решающим фактором дальнейшего прогресса при переходе спортсмена или спортсменки во взрослый баскетбол. Подчеркиваем, толь-ко многолетняя и постоянная работа над атлетизмом приносит результат.

В младшем возрасте атлетическая подготовка носит комплексный характер с интегральным воздействием на все физические качества. При этом используются подвижные игры, эстафеты, гимнастика, акробатика, различные полосы препятствия.

В среднем возрасте атлетическая подготовка носит дифференцированный характер, то есть воздействие идет на отдельные физические качества с акцентом на отстающие двигательные качества и на наиболее слабые группы мышц. Параллель-но прививаются навыки техники специальных силовых упражнений (жим лежа, приседания, но используются при этом облегченные гири, гантели и гриф от штанги. В старшем возрасте атлетическая подготовка носит преимущественно специальный характер, воспитывается так называемый игровой атлетизм. Силовые качества совершенствуются и развиваются в том направлении, которое характерно для их применения в баскетболе : например, совершенствуется не просто сила, а «быстрая» сила, не просто прыгучесть, а прыжки с укороченным временем отталкивания и при активном воздействии соперника.

Главный акцент в такой подготовке делается на совершенствование основных элементов подготовленности конкретного спортсмена. Занятия по атлетизму в старшем возрасте включают собственно силовую подготовку (в том числе упражнения на тренажерах); кроссовую подготовку; скоростно-силовую подготовку на основе легкой атлетики; сопряженную подготовку и комплексные тренировки с активным использованием отягощений.

Вариативная тактическая подготовка

В основе повышения уровня тактической подготовленности лежит совершенствование комбинационной командной игры и развитие индивидуальных специальных способностей спортсменов. Общее время конкретного тактического хода баскетболиста включает : время восприятия игровой ситуации; время выбора адекватного решения; время двигательного ответа. Выбор адекватного решения базируется на так называемом оперативном мышлении.

Предлагаем следующие схемы нестандартной тактической подготовки.

Младший возраст:

• совершенствование моторных компонентов двигательной реакции

и сокращение времени восприятия на основе различных подвижных игр;

• изучение индивидуальной тактики и простейших групповых взаимодействий.

Средний возраст:

• развитие оперативного мышления с помощью специальных творческих игр и алгоритмических задач;

• дальнейшее изучение и совершенствование групповых взаимодействий;

• изучение основ командной тактики.

Старший возраст:

• совершенствование тактического мышления с помощью моделирования специфических ситуаций на тренажере и в практических тренировках;

• углубленное совершенствование командной тактики с акцентом на специфику индивидуальных тактических действий, позволяющих эффективно использовать сильнейшие стороны подготовленности конкретного спортсмена.

Непрерывная игровая подготовка

Один из важнейших постулатов психофизиологии - «игра - это врожденная потребность детского организма». Однако, несмотря на это, учебно-тренировочная работа в детских спортивных школах строится излишне «запрограммированно». Это приводит к недостаточному творчеству детей вовремя игровой деятельности, нехватке самобытности и неумению реализовывать свой технико-тактический потенциал в условиях соревнований. Осуществление непрерывной игровой подготовки должно идти на основе применения соревновательно-игрового метода, изменения обстановки и условий выполнения технико-тактических упражнений. При этом необходимо использовать интегрированные упражнения и сопряженную подготовку.

Рассмотрим особенности непрерывной игровой подготовки с учетом возраста. В младшем возрасте акцент делается на обучение посредством игры. В тренировочный процесс постоянно включаются подвижные игры и эстафеты. В среднем возрасте регулярно применяются упражнения игрового характера. Варьируется обстановка и условия выполнения тренировочных упражнений. Для ребят старшего возраста целесообразно систематически проводить мини-турниры типа «1x1», «2x2», «3x3» на всех циклах и этапах годовой подготовки. Для этого возраста так-же должен быть предусмотрен достаточный объем собственно соревновательной подготовки.

Поэтапная индивидуализация

«Индивидуализация» - это целенаправленная реализация способностей и возможностей на основе учета индивидуальных особенностей личности. Целесообразно выделить 3 ступени поэтапной индивидуализации.

1 ступень - младший возраст - индивидуализация процесса обучения в ходе овладения общими технико-тактическими основами игры, чаще называемыми «Школа баскетбола».

2 ступень - средний возраст - индивидуализация на групповом уровне (специализация по игровым амплуа) и индивидуализированное воздействие на подтягивание «слабых» сторон во всех разделах спортивной подготовки.

3 ступень - старший возраст - углубленная индивидуализация на основе акцентированного совершенствования сильнейших параметров спортивной деятельности и компенсаторного воздействия на отстающие звенья подготовки.

В практической учебно-тренировочной работе поэтапная индивидуализация осуществляется путем разработки специальных, сугубо индивидуальных упражнений для обучения и совершенствования; индивидуальных критериев (контрольных нормативов) комплексного, а в нашем случае в основном педагогического контроля. Наибольшие трудности возникают на третьем этапе работы. Это связано с тем, что спортсмен тренируется уже в дублях команды мастеров, где подготовка, как правило, носит командную форму, да и тренер не всегда достаточно четко представляет сильные и слабые стороны своего нового подопечного. В такой ситуации целесообразно использовать две формы работы: индивидуальную работу типа «тренер - игрок» и так называемую индивидуализированную форму подготовки перспективных баскетболистов.

Суть последней заключается в том, что в детской спортивной школе формируется объединенная группа перспективных детей смежных возрастов, функционирующая 1-2 раза в неделю. Тренировки в ней по очереди ведут личные тренеры данных спортсменов. В процессе занятий пять-шесть общих упражнений чередуются с индивидуальной работой по типу «тренер - игрок».

Планирование

Объединяющей частью методологии подготовки в детско-юношеском баскетболе является планирование. Сейчас очень часто игнорируется ведущее положение теории физического воспитания о том, что состояние спортивной формы изменяется волнообразно. Учебная нагрузка, согласно программе, дается на протяжении года весьма монотонно, слегка варьируется лишь процентное соотношение видов. В основу годового планирования работы детских спортивных школ, на наш взгляд, должно быть положено четкое распределение средств и методов подготовки в связи с временным акцентом работы (см. таблицу).

Процент тренировочных воздействий на отдельные стороны 1 спортивной подготовки в процессе возрастного и спортивного онтогенеза.

Виды подготовки

Возраст Атлетическая

(воздействие) Техническая Тактическая

Младший Комплексное Элементарные двигательные акты

«Школа баскетбола» Индивидуальная тактика.

Простейшие групповые взаимодействия

Средний Дифференцированное, с учетом сензитивных периодов

развития двигательных качеств. Сложно-координационные движения, специализация с учетом игрового амплуа. Групповые взаимодействия. Основы командной так-тики.

Старший Специализированное, преимущественно на сильные стороны. «Коронные приемы».

Повышение эффективности в условиях активного противостояния. Командная тактика в связи со спецификой конкретного соперника.

Высокую эффективность показало планирование учебного материала в виде определенных блоков-программ (например, «обучение и совершенствование индивидуальных защитных действий»; «совершенствование группового отбора на основе личного прессинга» и т. д.). Такие тематические блоки-программы в течение года применяются циклически, повторяясь с возрастанием степени усложнения.

Публикации по теме:

Сценарий общешкольного праздника «День здоровья в лицее» День здоровья в Лицее Цель: воспитание поколения, стремящегося к здоровому образу жизни, посредством вовлечения детей в такие формы организации.

Детско-родительская встреча «Семейная гостиная»Детско-родительская встреча «Семейная гостиная» Детско – родительская встреча «Семейная гостиная» Задачи: 1Обогащение детско-родительских отношений. 2. Вовлечение их в воспитательно-образовательный.

Детско-родительский проект «Очумелые ручки» ДЕТСКО -_РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛА МАСТЕРОВ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» Актуальность проблемы: Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении.

Детско-родительский проект «Сказки о главном»Детско-родительский проект «Сказки о главном» Педагогическое обоснование проектаСказка – один из самых популярных видов устного народного творчества. На протяжении многих веков она жила.

Детско-родительский лэпбук «Берегите природу»Детско-родительский лэпбук «Берегите природу» Цель: Развивать у детей познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность. Задачи: Приучать детей проявлять инициативу с целью.

Фотоотчет об экскурсии старшей группы в спортивно-юношескую школу олимпийского резерваФотоотчет об экскурсии старшей группы в спортивно-юношескую школу олимпийского резерва Цель: Наглядно показать детям и родителям, где и какими видами спорта можно заниматься в свободное время, как можно укреплять свое здоровье.

Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне»Проект детско-родительский «Расскажи мне о войне» Уважаемые коллеги! Хочу вам, предложить детско-родительский проект моей воспитанницы Быстровой Марины и мамы Надежды Ивановны. Сколько.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 10 лет на темы «Подготовка к 23 февраля. Подготовка к 8 марта» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Приближаются одни из самых отмечаемых у нас в стране праздников, а именно:.

Выставка детско-родительского творчестваВыставка детско-родительского творчества Здравствуйте, уважаемые посетители моей странички! Поздравляю Вас с Днем Победы! В нашей группе дошкольного образования стало уже традицией.

Публикация Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александр Оленников на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее
Опубликовано: 5 августа 2023 в 10:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД