Лучший педагог года

Консультация «Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте»

Инга Босикашвили
Консультация «Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте»

Подготовка детей к школе

в старшем дошкольном возрасте

Босикашвили И. П.

Воспитатель ГБОУ 236

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой стала проблема формирования произвольной регуляции деятельности и поведения у детей дошкольного возраста. Это центральное новообразование появляется в конце дошкольного возраста и проявляется в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Эта проблема является важной и для личностной готовности ребенка к школьному обучению, так как в школе ему придется действовать целенаправленно и осознанно, оценивая результаты и последствия своих действий.

Публикация «Консультация „Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

С каждым годом увеличивается число детей с возрастным отставанием в развитии, где на передний план в структуре нарушений личностного и интеллектуального развития детей выступают :

• импульсивность действий;

• малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания;

• отсутствие целенаправленности в работе;

• нарушение или утрата программы деятельности;

• отказ выполнять задания в ситуации, когда от ребенка требуют объяснить процесс его выполнения;

• большое количество ошибок при «безречевом» выполнении задания;

• неприятие или неосознанное выполнение правил поведения.

Все это говорит о несформированности произвольной регуляции деятельности и поведения.

Произвольная регуляция является основой социальной зрелости ребенка, без которой активность его в школьном микросоциуме невозможна. К началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поступками, уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя. Наблюдения за поведением старших дошкольников позволяют зафиксировать произвольное подчинение правилам, но лишь тогда, когда ребенку предлагаемое задание (занятие) интересно или оно имеет для него огромное значение. Слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Н. И. Гуткина в книге «Психологическая готовность к школе» пишет: «Маленький ребенок не может сознательно выполнять то, что ему не интересно и не нужно, но как только деятельность приобретает для него смысл, появляется и сознательное управление собственным поведением». Если ребенок прошел все стадии развития игры, и вступил в кризис семи лет, сопровождающийся появлением учебной мотивации, то у него как следствие, замечает автор, формируется психологическая готовность к обучению в школе.

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, вследствие требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Волевые действия существуют рядом с действиями непреднамеренными, импульсивными. Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, у него формируется соподчинение мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддается отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три связанных между собой стороны:

1 - развитие целенаправленности действий;

2 - установление отношения между целью действий и их мотивом;

3 - возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

В старшем дошкольном возрасте постепенно формируется умение удерживать возникшую цель. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. У некоторых старших дошкольников появляется стремление преодолевать трудности, этим самым обнаруживается новый, более высокий уровень целенаправленности, характерный уже для детей школьного возраста.

В действиях, непосредственно направляемых чувствами и желаниями ребенка, цель и мотив совпадают. Здесь нет противоречия. Это означает, что прямой результат действия и есть то, ради чего оно выполняется. Возникающая в дошкольном детстве возможность управлять своим поведением связана с образованием действий нового типа, цель которых не совпадает с мотивом.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок под влиянием воспитания постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера (сделать подарки для бабушки, нарисовать картинку для сестры).

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются два мотива, действующих в разных направлениях. В этой ситуации ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. Здесь происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Возможности правильного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Все это приводит к развитию самообладания, умения сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но не всегда это происходит. Даже у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор. Одно из важных условий, которое влияет на решение ребенка, – присутствие других людей и их оценка. Когда ребенок остается один, он гораздо реже сдерживает свои непосредственные побуждения, нежели находясь в коллективе сверстников или в обществе взрослых.

Выполнение волевых действий во многом зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели.

Речь не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок постепенно овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия. Старший дошкольник начинает применять к себе самому те формы управления поведением, которые раньше к нему применяли взрослые.

На современном этапе развития дошкольного образования важное место отводится формированию компетентности дошкольника.

Начальные компетентности ребенка как интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизни и деятельности, включают начальную здоровьесберегающую компетентность, личностно-социальную, учебно-познавательную компетентность дошкольника.

Начальная личностно-социальная компетентность определяется как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми, совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом. Саморегуляция, самоконтроль поведения, действий и поступков является одним из компонентов социально-личностной компетентности дошкольника.

Использование моделирования поведенческого акта при формировании нравственного сознания является важным и доступным средством, наглядно показывающему ребенку старшего дошкольного возраста суть происходящего. Формирование основ самоконтроля в поведении имеет важное значение для успешного осуществления деятельности, регулирования отношений ребенка с взрослыми и сверстниками, подготовки его к школе.

Саморегуляция является существенной характеристикой человеческой деятельности и поведения.

К старшему дошкольному возрасту формируется самосознание ребенка, он начинает осознавать себя как субъект общества и учится осознанному управлению своим поведением. Ребенок старшего дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знания нравственных норм и правил поведения, понимания их значения как средств регуляции собственного поведения, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, предвосхищать последствия собственного поступка.

Компонентом саморегуляции поведения является самоконтроль. Самоконтроль – процесс сознательной регуляции действий, деятельности, поведения в целях предупреждения, выявления и устранения ошибок при их выполнении, осуществляется на основе сравнения процесса и результата деятельности с требованиями и критериями к ним, установление степени рассогласования между эталоном и контролируемой составляющей.

Самоконтроль пронизывает все присущие человеку психические явления и осуществляется как самоконтроль за протеканием отдельных психических процессов: восприятия, представления, мышления; самоконтроль человека за собственным состоянием, состоянием эмоциональной сферы; самоконтроль как свойство человека, ставшее чертой характера в результате воспитания и самовоспитания.

Овладение действиями контроля позволяет совершенствовать процесс усвоения знаний, играет значительную роль при планировании, осуществлении деятельности, способствует выявлению и исправлению допущенных ошибок, производить учет неосуществленного действия, корректирует способ его выполнения.

Формирование самоконтроля происходит более успешно в условиях совместной деятельности, когда ребенок имеет возможность сравнивать свое поведение с поведением сверстников, удовлетворять свою потребность в идентификации себя с образцом-сверстником, доступном для сравнения и подражания, когда он получает поддержку в виде одобрения, переносит усвоенный им нравственный смысл правил в конкретные ситуации совместной деятельности. Ребенок стремится к содержательной интересной деятельности с партнером, желает быть признанным им, а для этого ему необходимо уметь вести себя в обществе сверстников, уметь регулировать свое поведение.

Педагогическими условиями формирования начал самоконтроля у детей дошкольного возраста являются :

1. Развитие у детей осознания необходимости регуляции собственного поведения на основе усвоенных правил.

2. Формирование у детей умения предвидеть последствия своего поступка во взаимосвязи с эмоциональными переживаниями, возникающими в связи с представлениями о значении будущего результата для себя и окружающих на основе анализа художественных произведений и ситуаций опыта повседневной жизни в дошкольном учреждении,

3. Формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.

А. М. Щетинина считает, что развивающая работа с ребенком должна строиться с учетом конкретных трудностей, испытываемых им при формировании произвольного поведения. А для того, чтобы выявить их, нужен более тонкий, по сравнению с существующим, диагностический инструмент, диагностирующий не «произвольность» вообще, а конкретные ее проявления, который бы не только оценивал уровень развития произвольности, но и помогал вычленить из довольно емкого понятия «произвольное поведение» те из умений, которые необходимы в структуре учебной деятельности и формируются уже в дошкольном возрасте.

С помощью такого диагностического инструмента психолог может установить конкретные трудности у ребенка при формировании произвольного поведения и решить, с какого этапа начать работу с ребенком, какие игры и упражнения выбрать из программы для реализации поставленных задач. Для создания такого инструмента можно использовать следующие методики: Н. И. Гуткиной «Домик» и «Да и нет», Д. Векслера «Кодирование», А. Л. Венгера «Образец и правило», У. В. Ульенковой «Методика на саморегуляцию», Л. И. Цеховской «Узоры», Б. Д. Эльконина «Графический диктант». Эти методики разноплановые – большинство из них близки к структуре учебной деятельности и позволяют судить об уровне сформированности произвольности у дошкольников.

Список литературы.

1. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 1994. – 256 с.

2. Гребенникова, О. В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников / О. В. Гребенникова // Психологические исследования. – 2009. – № 1(3).

3. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 178 с.

4. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах : методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогическая психология» // под ред. Н. Г. Салима, О. Г. Филимоновой. – М. : МГППУ, 2002. – 146 с.

5. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

6. Яскевич, Г. Б. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе / Г. Б. Яскевич // Дисс. канд. психол. наук. – М., 1997. – 144 с.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо при личностном.

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков всегда будут стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его.

Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес» Цель: - Формировать представление о состоянии природы весной;.

Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Методика формирования сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Воспитатель старшей группы Савкина.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами пластилинографии в старшем дошкольном возрастеПерспективный план по развитию творческих способностей детей средствами пластилинографии в старшем дошкольном возрасте 1. Тема занятия «Аквариум» (коллективная работа) Программное содержание: Учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр творчества»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр творчества» Большое внимание уделяется предметно развивающей среде. Создаются разные центры детской деятельности. Одним из значимых для детей - это.

Применение подвижных «дворовых» игр в старшем дошкольном возрасте В каждом маленьком ребенке И мальчишке и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило! Должен он бежать и прыгать Все хватать,.

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 16:58
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Инга Босикашвили на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД