Получи документы

Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей

Алла Павлова
Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей

Наименование образовательной организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Город чудес»

Тема инновационного проекта (программы) : «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

Сроки реализации инновационного проекта (программы) : 22.05.2018. – 31.03.2023.

Публикация «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей» размещена в разделах

Контактная информация образовательной организации: г. Саратов, ул. Большая Садовая, дом 239 (1 корпус). Телефон, факс: (845) 69-29-62. Адрес электронной почты: mdou18.raz@yandex.ru/

Web-site : https://18gorodchudes.ru/

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» признается одним из основных принципов дошкольного образования. Поэтому проблема выбора и внедрения технологий, методов, приемов, позволяющих обеспечить позитивную социализацию ребенка, развитие его инициативы и самостоятельности, является актуальной для современной дошкольной организации.

Цель проекта: разработка организационно-педагогических условий для развития самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста через использование инновационных способов и направлений поддержки детской инициативы.

Задачи проекта:

изучить теоретические подходы к пониманию эффективных инновационных способов и направлений поддержки детской инициативы как обязательного условия развития самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста;

определить и обеспечить условия развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности (нормативные, материально-технические, организационно-педагогические, финансовые, кадровые, информационные) через использование инновационных способов и направлений поддержки детской инициативы;

повысить эффективность использования ресурсного потенциала развивающей предметно-пространственной среды для социализации, развития самостоятельности и ответственности дошкольников в разных видах детской деятельности;

способствовать созданию эффективной модели взаимодействия детей общеразвивающих групп с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, на основе реализации совместных проектов по различным видам детской деятельности;

обеспечить внедрение в педагогическую практику инновационных подходов и технологий по поддержке и развитию детской инициативы дошкольников;

способствовать повышению педагогической грамотности родителей в области поддержки у детей инициативы, самостоятельности и ответственности;

обобщить и распространить инновационный опыт, представив его на семинарах, конференциях разного уровня, а также в виде публикаций, видеоматериалов.

Содержательной идеей работы педагогического коллектива МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Город чудес» в рамках региональной инновационной площадки является исследование и внедрение в педагогическую практику идеи патриотического воспитания и развития дошкольников на основе создания детского движения.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к Родине: родной природе, родному дому и семье, истории и культуре страны.

Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки ребенка к школе на поддержку его позитивной социализации и индивидуализации в целях развития уникальной личности обеспечивает самодеятельное детское движение «Будильники», созданное на базе МДОУ «ЦРР – детский сад № 18 «Город чудес» в октябре 2018 года. (Приложение 1)

Отряд «Будильники» – это детское объединение добровольцев, участвующих в творческой, социально полезной, социально значимой деятельности. Детское движение создаётся с целью создания условий для развития и реализации организаторского, творческого и интеллектуального потенциала воспитанников, поддержки позитивной социализации, инициативы, развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста.

Отряд создан и действует на основании добровольности и равноправности его членов. Участником отряда может стать воспитанник МДОУ «ЦРР – детский сад № 18 «Город чудес» с 5 лет, который поддерживает цели и задачи отряда и ориентирован на ценности общества.

Направления деятельности отряда:

патриотическое;

эколого – краеведческое;

физкультурно – оздоровительное;

художественно – эстетическое;

волонтерское.

Цель, задачи, функции и направления деятельности детского движения для педагогов

Цель: позитивная социализация каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития.

Задачи:

1. Включение детей в социальную жизнь, социальную практику общества на посильном для них уровне.

2. Адаптацию детей к социальной среде.

3. Удовлетворение их потребностей, интересов и запросов, а также защиту прав, достоинства, в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды.

Функции:

1. Развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно – и личностнозначимые цели).

2. Ориентационная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей).

3. Компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия).

Направления деятельности:

1. Патриотическое: «Это Родина моя.»

2. Эколого – краеведческое: «В гостях у совы Серафимы»

3. Физкультурно – оздоровительное: «Здоровье – это здорово!»

4. Художественно – эстетическое: «Радуга талантов»

5. Волонтерское: «Сами!»

Векторы направлений деятельности:

Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству).

Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство).

Семья (любовь, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших).

Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость).

Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание).

Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие).

Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов).

На первом этапе создания детского движения (организационно-подготовительном) был проведен проблемно-ориентированный анализ исходного состояния образовательной среды (анализ ресурсных возможностей) ДОУ; получена поддержка родительской общественности. Педагогический коллектив прошел «внутрифирменное» повышение квалификации: «Нравственно-патриотическое воспитание и поддержка детской инициативы» (педагогический совет, педагогические часы, индивидуальные консультации старшего воспитателя). Высокий уровень инновационного потенциала и восприимчивости к нововведениям имеют 30% педагогов; средний уровень – 67%; низкий – 3%.

Педагогический коллектив (в количестве 32 педагогов, в том числе: 2 учителя-логопеда; педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, хореограф, инструктор по физической культуре, высокопрофессионален, о чем свидетельствуют высокие награды и звания разных уровней: «Почётный работник Общего образования РФ», «Лучший наставник молодежи». В ДОУ работает один кандидат исторических наук; высшее образование имеют 76 % педагогов (2 педагога получают высшее образование в настоящее время, среднее специальное – 24%. Высшую квалификационную категорию имеют 6 педагогов, первую – 14, соответствуют занимаемой должности – 6, молодых специалистов – 6.

Второй этап (внедренческий) – практическая апробация модели организации образовательной деятельности с использованием педагогических технологий, направленных на развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности.

Задачи второго этапа:

1. Разработка и подготовка дидактической, методической и материально-технической базы площадки.

Нами применяются переработанные и вновь созданные эффективные технологии поддержки детской инициативы :

1) «Клубный час»;

2) «Центры активности»;

3) «Детский совет»;

4) проектная технология;

5) информационно-коммуникационная технология;

6) Детская журналистика – видеожурнал «Конфетка»; выпуски журнала регулярно размещаются на Ю-туб канале

7) В последнее время у воспитанников и педагогов особый интерес вызывает использование такой технологии как «Квест – игра» : зарницы (игры патриотической направленности, спортивные квесты, квест-игра по безопасности.

Цель использования данных технологий – воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки.

2. Следующая задача – обогащение и развитие развивающей предметно-пространственной среды насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения.

Эта задача решается путем реализация проекта «Среда обитания» состоящего из серии минипроектов; созданы и успешно функционируют

«Чудесные ступеньки»

«Лестница безопасности»

«Веселый английский»

«Что за прелесть эти сказки…» (комната сказок); «Чудо – дерево»

Скалодром

Буккросинг (книгообмен)

Минимузеи: Города – герои, Народы Саратовской области,

Эколого-краеведческий проект: птицы Красной книги Саратовской области (дрофа, зеленый дятел, журавль – символ 2020 года, черный аист)

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Реализация проектов «Точки роста» : педагоги принимают участие в конкурсе «Воспитатель года» и становятся призерами: Бобровник Е. А. 2018г – 2 место, Пиляева Е. А. 2019г – 2 место; Крикунова Н. Д. 2020г – 1 место (на уровне Кировского района города Саратова).

Успешно работает проект «Галерея успеха» на официальном сайте ДОУ.

Ежегодно педагоги заносятся на Доску почета района: Киреева У. В., Панкратова Т. В., Иванова Е. В., Салимова А. С.

4. Повышение компетентности родителей в вопросах развития детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста: проект «Успевай с детьми!»; совместная с родителями воспитанников реализация проектов: «Расскажем детям о войне», «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», создание виртуальной «Cтены памяти» на нашей страничке в Instagram (@dou18gorod).

В период самоизоляции на нашей страничке в Instagram успешно реализованы проекты: «Окна Победы», песенный флешмоб «День Победы», «30 апреля – День пожарной охраны», спортивный челендж «Зарядка со спасателем», «22 апреля – День Земли», «12 апреля – День космонавтики», фотомарафон «Украсим Землю цветами», «Всемирный день книги», проходили занятия с музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, воспитателями.

В планах – реализация совместного с родителями проекта «Юные инспекторы дорожного движения», т. к. многие родители воспитанников работают в полиции

5. Тиражирование результатов инновационной площадки.

­ На оф. сайте работает страничка, посвященная деятельности инновационной площадки

­ Наши педагоги выступают на семинарах различного уровня.

­ В 2018г в рамках реализации проекта Городского методического центра «Практики эффективного руководителя» на базе нашего д/сада прошел городской семинар для воспитателей и руководителей ДОУ «Инновационные технологии в ДОУ», где были представлены пед. технологии «Клубный час»; «Центры активности»; «Детский совет»; проектная технология; информационно-коммуникационная технология; Детская журналистика – видеожурнал «Конфетка»; «Дети – волонтеры», которые, как мы знаем, теперь применяются в работе нашими коллегами из детских садов 225 и 232

­ 2019г – семинар для слушателей курсов ГАУ ДПО «СОИРО» «Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников»

­ 6 февраля 2020г. – состоялся районный семинар – мастер-класс "Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами дополнительного образования и воспитателями".

­ Ноябрь-декабрь 2020 г. – запланировано проведение семинара «Инновационные подходы и методы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» в рамках реализации проекта Городского методического центра «Практики эффективного руководителя»

НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНЕНА НА ВСЕРОССИЙСКОМ УРОВНЕ:

В 2017-2018 учебном году МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Город чудес» вошел в число 100 лучших дошкольных образовательных учреждений России и награжден Дипломом лауреата в номинации «Лучший государственный детский сад России».

В марте 2018 года МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Город чудес» стал лауреатом-победителем смотра-конкурса «Образцовый детский сад» в формате открытой публичной выставочной интернет-площадки, войдя в число 1000 лучших детских садов России среди 42 тысяч организаций дошкольного образования и учреждений, осуществляющих уход и присмотр за детьми дошкольного возраста.

По итогам I Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Лучшие 1000 школ – 2019» наш детский сад занял первое место в номинации для организаций дошкольного образования

В 2019-2020 учебном году МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Город чудес» вошел в число 1000 лучших дошкольных образовательных учреждений России и награжден Дипломом лауреата в номинации «Лучший государственный детский сад России».

В апреле 2020 года МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Город чудес» стал лауреатом-победителем Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад» в формате открытой публичной выставочной интернет-площадки, войдя в число 1000 лучших детских садов России среди 42 тысяч организаций дошкольного образования и учреждений, осуществляющих уход и присмотр за детьми дошкольного возраста.

Организовано сетевое взаимодействие и сотрудничество с другими учреждениями: сотрудничество в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей с СГАУ имени Н. И. Вавилова, СНИГУ имени Н. Г. Чернышевского, МАОУ «Гимназия № 31», МДОУ № 55, 136, Областной библиотекой для детей и юношества им. А. С. Пушкина, ГБУ СОДО «Областной центр экологии, краеведения и туризма», детскими театрами «Планета Карамелька», «Десятое королевство», Саратовским Планетарием.

Деятельность МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Город чудес» осуществляется в соответствии с планом, в 2020 года некоторые мероприятия были перенесены в on-line (проект «Цифровой детский сад» на странице в Инстаграм: @dou18gorod) в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.

Исследование самостоятельности и творческого мышления в рамках РИП.

Нами было принято решение провести исследование по выявлению уровня самостоятельности и креативности среди детей 5-7 лет. Ниже будут представлены результаты исследования.

В данном исследовании приняли участие 54 воспитанника 5-7 лет.

На данной диаграмме мы видим гендерный и возрастной состав групп:

Мы использовали следующие методы исследования: наблюдение, проективная методика «Тест Э. П. Торранса» и опрос А. Н. Атаровой для воспитателей.

Наблюдение в каждой группе проходило по одному часу. Наблюдение производил педагог-психолог. Было выявлено, что 71% воспитанников проявляли самостоятельность, инициативу, придумывали игры, сюжеты для ролевых игр. 21% - дети проявляли самостоятельность, но ждали поддержки от других детей или взрослых. 8% детей были больше исполнителями, играли в то, что им предлагали их активные и самостоятельные друзья.

Анализируя тест креативности Торранса можно сказать, что творческий, креативный подход имеют большое количество детей, а именно 72% из всех участников исследования.

По опросу воспитателей групп было выявлено, что 70% детей имеют высокий уровень самостоятельности, 20% имеют средний уровень, а 10% - низкий уровень самостоятельности.

Также у нас имеются показатели уровня самостоятельности и творческого мышления на начало работы РИП. По всем параметрам те показатели ниже на 43,9% от показателей последнего исследования.

Исходя из данных, указанных выше можно сделать следующий вывод: воспитанники 5-7 лет имеют высокий уровень самостоятельности, креативности, инициативности и любознательности (71% от общего количества принявших участие в исследовании). Вышеперечисленные мероприятия проведенные на базе РИП помогают в воспитании инициативного, творческого, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

ВЫВОДЫ:

Осуществленная деятельность РИП на базе МДОУ «ЦРР – детский сад № 18 «Город чудес» на первом и втором этапах проекта отличается новизной подхода, является научно обоснованной, значительной по объему и имеющей перспективы для продолжения и развития.

Продолжение деятельности и развитие проекта является необходимым и отвечает запросам педагогических коллективов ДОУ Саратовской области.

Планируется дальнейшее пополнение банка педагогических технологий и повышение профессиональной компетентности в области поддержки у детей инициативы, самостоятельности и ответственности; проведение «Единых методических дней» для всех воспитателей; пополнение банка материалов на сайте ДОУ по теме проекта;

взаимодействие с родительской общественностью в процессе реализации проектов по всем направлениям деятельности ДОУ; работа с родителями по формированию у них осознанно правильного отношения к развитию самостоятельной личности; сетевое взаимодействие с другими участниками РИП и педагогическими коллективами других ДОУ района: в частности, расширение детской организации «Будильники», вовлечение д/с 55, 65, 102, 136; тиражирование результатов РИП (публикации статей педагогов ДОУ).

Публикации по теме:

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Игры на подносах как способ развития самостоятельности у детейИгры на подносах как способ развития самостоятельности у детей Детям свойственно быть любопытными и интересоваться происходящим вокруг. Ответы на детские вопросы можно искать с помощью увлекательных.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:

Публикация Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алла Павлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 09:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД