Лучший педагог года

Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников

Людмила Румянцева
Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников

Пластилинография – как средство развития

творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники изобразительной деятельности, пластилинографии. Формирование творческой личности - одна из главных задач художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Пластилиновая живопись является эффективным средством развития творческих способностей. Автор раскрывает свой практический опыт работы в детском саду по развитию творческих способностей посредством пластилинографии. Наглядно показана вся работа в детском саду от создания предметно-развивающей среды и организации комплекса образовательных ситуаций до взаимодействия с родителями.

Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, дети дошкольного возраста, изобразительная деятельность, пластилинография, пластилиновая живопись, творческие способности, творческая деятельность, художественная деятельность, изобразительное искусство.

Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста - это целенаправленное воздействие средствами искусства на дошкольника, в процессе которого у детей развиваются творческие способности, формируется чувство вкуса, интерес к искусству. [6]

Одна из основных задач художественно-эстетического воспитания - формирование творческой личности. Наиболее эффективным средством считается изобразительная деятельность ребёнка в дошкольном учреждении. В процессе рисования, лепки, аппликации дошкольник переживает разнообразные чувства: радуется созданному им изображению, стремится преодолеть трудности, приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, их характерные особенности, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся их использовать. [6]

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияизобразительную деятельность включает в образовательную область "художественно-эстетическое развитие", которое предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. [12]

Как средство формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста используются разные виды художественной деятельности, в том числе и нетрадиционные способы изобразительного искусства, такие как пластилинография.

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, с помощью которой создаются выпуклые, барельефные, образы из пластилина на поверхности.

Такие известные учёные, как Давыдова Г. Н., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г. в своих исследованиях по изучению изобразительного творчества дошкольников выделяют, что лепка – это средство умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. Давыдова Г. Н., в своих работах отмечаетПластилинография хороша тем, что доступнадетям дошкольного возраста, способствует быстрому достижению результата и придаёт новизну детскому творчеству, делая его более увлекательным и интересным» (Давыдова).

В пластилиновой живописи пластилин используется как «краска», изобразительный материал, а инструментом в работе с этим материалом являются пальчики и ладошки ребёнка. Такая техника изобразительного искусства, как пластилинография, имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Создавая картины из пластилина, дошкольникиучатся ориентироваться в пространстве, планировать свою работу; у них развиваются внимание, воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, самостоятельность, творческие способности; способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Развитие творческих способностей через пластилинографиюведётся поэтапно, начиная с младшегодошкольного возраста, и продолжается в течение всего дошкольного возраста. В младшей группе дети знакомятся с пластилином, учатся раскатывать колбаски, шарики, сплющивать их, соединять между собой детали поделки; прикреплять,прижимая пальчиком, кусочек пластилина к основе.

На первом этапе, начиная с младшей группы, дети знакомятся с пластилином, учатся раскатывать колбаски, шарики, сплющивать их, соединять между собой детали поделки. У них формируются умения отщипывать маленькие кусочки от целого куска, скатывать шарики между двумя пальчиками, прикреплять и размазывать кусочки пластилина по основе; дети учатся работать на ограниченной плоскости.

Во время второго этапа дошкольники осваивают метод размазывания пластилина от центра к краю, не выходя за контуры поделки; осваивают способы смешивания разных цветов пластилина : смешивают пластилин прямо на основе или перемешиваютразные цвета пластилина в одномкусочке. Для получения шероховатой поверхности, дети учатсяработать стекой, наносить ей рельефные точки, штрихи, фигурные линии, используют природный и бросовый материал для создания выразительности поделки.

На третьем этапе дети старшего дошкольного возраста самостоятельно решают творческие задачи, выбираютрисунок для работы и создают сюжетные композиции, используя при этом все приёмы, которые усвоили. На данном этапе педагоги не навязывают свои идеи и варианты работы, а способствуютпроявлению творчества детьми.

Для развития творческих способностей у дошкольников в группах нашего детского сада созданыуголки художественной деятельности, где подобраны картины, выполненные в технике пластилиновой живописи;предметные и сюжетные картинки;иллюстрации с поэтапным выполнением работ в данной технике;пластилин, стеки, природный и бросовый материал для оформления работ, шприцы, картон, оргстекло, дощечки для основы, трафареты; создаются условия для самостоятельной творческой деятельности.

Особое внимание в работе по развитию творческих способностей посредством нетрадиционной техники пластилинографии уделяется взаимодействию с семьёй. Для родителей организовываются выставки детских творческих работ выполненных в технике пластилиновой живописи, литературы, пособий. В родительских уголках размещается наглядная информация, советы. Проводятся круглые столы, беседы, консультации, мастер-классы, семинары.

Таким образом, для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста требуются не только традиционные способы художественной деятельности, но и систематическое использование нетрадиционных техник, например, пластилинографии. Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию у дошкольников мелкой моторики,внимания, наблюдательности, эстетического восприятия, ориентировки в пространстве, творческих способностей, формируются изобразительные навыки.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников
Опубликовано: 30 января 2022 в 15:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Румянцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД