Получи документы

Планирование работы вожатого

Дарья Александровна
Планирование работы вожатого

Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. За

составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку

планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и

эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей

деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения

целей и задач работы вожатого с детьми.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной

Публикация «Планирование работы вожатого» размещена в разделах

деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и

способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в

отряде.

Функции планирования :

направляющая, связанная с определением в процессе планирования

сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета,

конкретных направлений и видов;

прогнозирующая, где в ходе разработки плана реализуется

педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности

отряда на предстоящую лагерную смену;

координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с

помощью обоснованных и рациональных действий при планировании

получить ясное представление о направлении и содержании

предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и

задачами;

контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью

плана контролировать свой путь к достижению цели;

воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить

содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого

времени.

Принципы педагогического моделирования можно отнести принципы:

системности (четкое определение целей и задач воспитания,

обеспечение тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единство

педагогических требований со стороны педагогического коллектива

лагеря);

конкретности;

оптимальности;

диалога (наличие регулярной обратной связи, контроля за результатами

воспитательного воздействия);

индивидуальности;

научности;

Непрерывности.

Исходными данными для планирования (по М. П. Кулаченко) являются:

нормативные правовые документы по организации летнего отдыха

воспитанников;

приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в

соответствии с методическими рекомендациями в помощь

организаторам летнего отдыха;

календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе,

лагере;

режим дня и традиции оздоровительного лагеря;

информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы,

потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);

природно-погодные условия, в которых будет реализовываться

задуманное;

модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;

опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и

личностный потенциал вожатого.

Деятельность по разработке плана целесообразно разделить на ступени:

1-я ступень – сбор-старт коллективного планирования (объяснение задач,

содержания и методики предстоящей работы). При составлении плана

необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в

данном процессе.

2-я ступень – разведка дел (консультации, сбор информации, осуществляемый

мини-группами);

3-я ступень – защита идей и предложений для плана работы (мини-группы

предлагают либо отдельные акции, либо свой вариант целого плана);

4-я ступень – составление плана работы на смену;

5-я ступень – осмысление итогов коллективного планирования.

Формы коллективного планирования :

разведка полезных дел («разведка» - потому что группе ребят дается

задание что-то найти, узнать, разведать. Ее проводят в лагере и за его

пределами. До того, как ребята отправятся в разведку, воспитателю

необходимо встретиться с руководителями тех объектов, куда придут

ребята, предупредить их о приходе «разведки», попросить подсказать

ребятам, где требуется их помощь. Ведут разведку специально

созданные группы во главе с командиром. Они получают конкретные

задания, оформленные в виде маршрутных листов или пакетов.

Донесения разведки помещаются в отрядном уголке).

анкетирование;

конкурс на лучшее предложение к плану;

мозговой штурм;

ящик предложений;

аукцион идей;

банка идей (карты звездного неба, отрядного созвездия, дерева идей,

поезда творческих дел).

План воспитательной работы – это программа деятельности вожатого по

созданию условий, содействующих воспитанию, оздоровлению и отдыху детей

в лагере. План работы в деятельности отрядного вожатого является

нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение

функциональных обязанностей и моделирующим организацию воспитательной

работы в отряде.

Виды планов в детском оздоровительном лагере:

Перспективный план разрабатывается на летний период. Он может

включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и

технической базы, особенности каждой смены, детского и

педагогического коллективов, планируемые мероприятия, планы работы

кружков.

План на смену – это документ, в котором обозначены мероприятия, в

подготовке и проведении которых принимает участие весь

педагогический коллектив оздоровительного лагеря.

Календарный план-сетка охватывает содержание всех периодов

лагерной смены и проектируется до начала смены. К плану-сетке

прилагается обоснование: психолого-педагогическая характеристика

отряда и основные задачи деятельности воспитателя на смену.

План работы отряда (детского коллектива) конкретизирует и дополняет

перспективный план. Воспитатель его составляет на смену совместно с

детьми.

Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день)

Содержание и структура планов воспитателя :

характеристика отряда;

цель и задачи воспитательной деятельности;

содержание жизнедеятельности отряда;

индивидуальная работа с воспитанниками;

работа с родителями;

анализ воспитательной работы в отряде.

План-сетка выполняет две основные функции:

1) управленческую (планирование жизнедеятельности отряда);

2) информационную.

При составлении плана-сетки отрядных мероприятий следует учитывать

следующие моменты:

Эмоциональная и физическая загруженность детей;

Соотношение отрядных и общелагерных мероприятий;

Более одного большого дела в день под ответственность отряда и

сотрудника лагеря;

Время проведения мероприятий;

Достаточное количество оборудования в лагере;

Безопасность всех мероприятий;

Резерв свободного времени ребенка;

Погодные условия;

Работа секций и кружков

Ежедневный план работы вожатого – это план, в котором отражен порядок

последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого

дня. В этом документе вожатый отмечает, что ему нужно сделать, с кем из

ребят поговорить, кому помочь, на каких организационных моментах

сконцентрировать свое внимание, исполнение каких заданий необходимо в

обязательном порядке лично проконтролировать.

Алгоритм анализа дня:

1. Сбор информации в течение всего дня.

2. Оценка информации: воспитательная эффективность форм работы с детьми

и подростками;

эффективность проведенных дел; позиции детей в подготовке и проведении

КТД;

организация режимных моментов; анализ психологического состояния детского

коллектива: общественное мнение (есть ли оно); настроение детей; отношение

детей друг к другу, к взрослым, к происходящим событиям; их

организованность; наблюдение за изменениями в поведении детей.

3. Выявление причин, вызывающих несоответствие фактического состояния

дел с планом.

4. Принятие решения, оценка, выводы: выполнен ли план работы на день? что

удалось или не удалось выполнить? какое дело или событие дня было

наиболее важным в воспитательном отношении: какую задачу решили,

осуществляя его? как действовали при этом ребята (активно или пассивно,

были заинтересованы, только наблюдали и т. д.? как проявил себя коллектив в

целом и каждый в отдельности? какое чувство у детей и у вожатого оно

вызвало? над чем заставило задуматься?

5. Перспектива дальнейшей деятельности, определение воспитательных задач

на следующий день.

Требования к анализу дня: непрерывность записей, глубина анализа,

конструктивность, объективность.

Каждый прожитый день в лагере требует подведений итогов. Обычно это

делается на вечерних планерках вожатых лагеря. Проводит планерку старший

вожатый. Примерное содержание планерок :

1 часть. Как прошел день: доклад дежурного отрядом, оценка дежурства;

успехи, неудачи дня; анализ больших дел дня.

2 часть. Подробное планирование следующего дня : детальное обсуждение

предстоящих глобальных дел, назначение ответственных; советы отряду,

который принимает дежурство и т. д.

Планерка – это маленький педагогический совет, на котором решается, как

лучше и правильнее работать с детьми. Планерка программирует жизнь,

определяет главные задачи, ищет эффективные средства выполнения этих

задач. На планерке рождаются новые идеи и замыслы, по сути – это старт

будущих дел.

Законы планерки :

• Закон «0-0» – ценить свое и чужое время, являться на планерку в точно

назначенное время.

«Краткость – сестра таланта» – говорить четко, ясно выражать свои мысли.

Требования к планам работы воспитателя оздоровительного лагеря:

направленность плана на достижение определенного педагогического

результата и отражение социального заказа на формирование качеств

личности;

соответствие целям и задачам программы лагеря;

социальная направленность планируемых мероприятий;

учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;

разнообразие содержания, форм, методов воспитательной

деятельности;

систематичность, последовательность, преемственность в подборе

видов деятельности;

реальность планов по видам деятельности, по срокам;

согласованность плана отряда с планом работы оздоровительного

лагеря.

Публикации по теме:

Календарное планирование работы в младшей группе 14. Планирование воспитательно- образовательной работы по теме «Зима. Зимние забавы. Сезонная одежда, обувь, головные уборы»» на неделю с.

Перспективное планирование работы по ОБЖ для детей 5–6 лет (продолжение) Декабрь Дорожная безопасность Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» ([2], стр. 76) Дидактические игры «Говорящие.

Планирование работы по взаимодействию детского сада и библиотекиПланирование работы по взаимодействию детского сада и библиотеки План совместной работы МБДОУ «Зеленогорский детский сад» и МУК «Зеленогорская модельная библиотека» на 2017 – 2018 учебный год. № п/п,.

Планирование работы театрального кружка на декабрьПланирование работы театрального кружка на декабрь Планирование работы театрального кружка на декабрь Тема: «Ёлочка стояла» 1. Основы театральной культуры: Варежковый театр - презентация.

Планирование работы театрального кружка на февральПланирование работы театрального кружка на февраль Планирование работы театрального кружка на февраль Февраль. Театр масок. Тема Виды деятельности Репертуар ЗадачиКто в доме главный?1. Основы.

Планирование работы театрального кружка на январьПланирование работы театрального кружка на январь Планирование работы театрального кружка на январь Тема: Весёлые матрёшки 1. Основы театральной культуры: «История матрёшки» - презентация.

Планирование работы театрального кружка на мартПланирование работы театрального кружка на март Планирование работы театрального кружка на март Март. Театр игрушек. Тема Виды деятельности Репертуар Задачи Кто сказал «Мяу»? 1. Основы.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Планирование работы вожатого
Опубликовано: 24 января 2024 в 19:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД