МААМ-картинки

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Мария Сизова
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию начинается с анкетирования родителей для того, чтобы понять, как они относятся к деятельности детского сада в духовно-нравственном воспитании их детей, к работе в этом направлении. По результатам анкетирования - 69% родителей заинтересованы в работе детского сада по данному направлению. Однако оставшиеся 31% относятся с осторожностью, или недопониманием. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.

Публикация «Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств мы провели обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста. Показатели духовно-нравственного развития детей оценивали по следующим критериям: культура общения, культура поведения, аккуратность, отзывчивость, доброта, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность, эмпатия.

Анализ уровня развития, что у детей нравственные качества сформированы на среднем уровне. То есть не все дети имеют достаточные нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.

Изучив с педагогами работу по духовно-нравственному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили уровень организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Изучили методическую литературу по духовно-нравственному воспитанию. Это помогло нам методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно-образовательного процесса.

Далее поставили цель:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Чтобы достичь поставленной цели по духовно-нравственному воспитанию, мы поставили следующие задачи:

- приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа; - способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе); - формировать моральное сознание и моральные оценки; - помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

В основе работы по духовно-нравственному воспитанию лежат следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур, участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

В своей работе используем следующее методическое обеспечение:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2016 год.

-Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Н. Г. Зеленова «Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Содержание образовательных областей в контексте духовно-нравственного воспитания

Физическое развитие

• формирование у детей представления о физической силе как о необходимом качестве для трудовой деятельности и как способе защиты в опасных ситуациях;

воспитание у детей потребности в оказании посильной физической помощи окружающим людям;

воспитание у детей милосердия, внимательного отношения к самочувствию окружающих людей, желания оказать необходимую помощь.

Социально-коммуникативное развитие

• формирование у детей представлений о родительском доме, детском садике, о городе и стране;

• развитие умения быть отзывчивым, дружелюбным;

воспитание у детей послушания, доброго и внимательного отношения к родителям; уважительного отношения к пожилым людям;

• развитие у детей представлений о милосердии, великодушии, справедливости;

воспитание дружелюбного отношения детей к друг другу, детям других национальностей, детям с ограниченными возможностями здоровья;

воспитание навыков межличностного общения здоровых детей и детей с ОВЗ на позициях равенства, уважения, взаимопонимания.

Речевое развитие

развитие у детей понимания значимости слова как источника жизни человека: мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь; слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение; слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад;

формирование представлений о роли слова в жизненных ситуациях: с помощью слова можно познакомиться, приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть;

• развитие у детей интереса к художественной литературе как источнику духовно-нравственного опыта людей; поощрение позитивной направленности придуманных детьми сюжетов сказок и рассказов на разрешение различных нравственных проблем;

воспитание доброжелательного отношение к сочинениям других взрослых и детей, побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.

Познавательное развитие

Развитие у детей представлений:

• о малой Родине и Отечестве;

• о социокультурных ценностях нашего народа;

• об отечественных традициях и праздниках;

• о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира;

• развитие интереса к жизни наших предков;

• усвоение ребенком ценностей и опыта культуры народов местности, национальных отечественных традиций;

• формирование у детей представлений о труде как основе жизни человека на земле;

воспитание трудолюбия, желания прийти на помощь другому человеку, чувства ответственности за свои дела.

Художественно-эстетическое развитие

воспитание у детей эстетических и нравственных чувств при восприятии детьми произведений искусства;

• развитие у детей нравственно – эстетических чувств в процессе музыкальной, изобразительной деятельности;

• побуждение детей старшего возраста к проявлению патриотических чувств у детей в процессе слушания музыки соответствующего содержания;

• формирование у детей средствами музыки потребности в духовной и эмоциональной близости с родителями и другими близкими людьми;

воспитание у детей средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в заботе об окружающих.

В связи с этим работа в МБДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников ведется в таких направлениях: работа с детьми, педагогами, родителям и социумом.

Для работы по этим направлениям был разработан перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию.

Работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию разделили на несколько направлений (блоков) : - Ознакомление с отечественным литературным наследием. - Фольклор; - Азбука нравственного воспитания; - Декоративно – прикладное искусство; - Патриотическое воспитание; - Краеведение; - Семья

Блок «Ознакомление с отечественным литературным наследием» построен на ознакомлении детей с творчеством русских писателей. В этом блоке раскрывается два направления:

- Первое направление – это художественное наследие, которое проходит через произведения Л. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Есенина, А. С. Пушкина и других русских писателей и поэтов.

- Второе направление – художественная литература современных авторов проходит через знакомство детей с творчеством А. Барто, К. И. Чуковского, Е. Чарушина, С. Я. Маршака, С. Михалкова. Через произведение этих авторов дети учатся добру, гуманному отношению к природе, близким людям; в их души закладываются первые родные слова, хорошие мысли.

Блок «Фольклор». Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, знакомит с народными праздниками.

В первой младшей группе этот блок раскрывается через знакомство детей с потешками, во 2 младшей через русские народные сказки, в средней группе мы знакомим детей с пословицами, загадками, дразнилками, в старшей с русскими сказаниями и волшебными сказками, а в подготовительной с былинами.

Блок «Декоративно-прикладное искусство» знакомит детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех других блоков.

Блок «Семья» служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку опирается на важнейшую, объединяющую людей духовную ценность-гармонию семейных взаимоотношений. Содержание блока опирается на семейные православные ценности.

Блок «Азбука нравственного образования и духовного становления» служит для воспитания мотивов бескорыстного отношения друг к другу; способствует формированию личного отношения ребёнка к соблюдениям (нарушениям) моральных норм; учит детей правилам общения и культуре поведения. Всё это служит ориентирами при моральной оценке собственного поведения детей. Содержание блока опирается на православную этику.

Блок «Краеведение» призван познакомить детей с жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забавам

В этом блоке мы начинаем знакомить детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе мы знакомим детей с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами народов Дальнего Востока, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории земли Дальневосточной на примере исторических событий и личностей.

Блок «Патриотическое воспитание» призван воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране. С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Работа с педагогами.

Работа с педагогами - самое ответственное звено в реализации данной задачи. Вопросы по данному направлению решаем на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т. д. Наряду с использованием традиционных форм работы вводим нетрадиционные новые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами. Это психолого – педагогическое консультирование со специалистами. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные: анкетирование, тестирование, встречи с батюшкой.

Взаимодействие с родителями.

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

Именно поэтому уделяем большое внимание взаимодействию с семьей с родителями, Проводим:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы);

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию;

-индивидуальные консультации специалистов,

-наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.

-экскурсии;

- посещение семей на дому;

-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;

- проектная деятельность.

Задействуем родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумыванию герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Взаимодействие с социумом.

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом.

Наш детский сад взаимодействует с: НИРО, Православной гимназией, школой №8, библиотекой, Центром ремесел, Ледовым дворцом, с Приходом Храма Живоначальная Троица.

Итог.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.

Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

Публикации по теме:

«Деревенские посиделки». Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию «Деревенские посиделки» Духовно нравственное воспитание Дети в русских национальных костюмах. Зал в стиле русской избы, на столе выпечка.

«Дорогою добра». Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 1 класса Методическая разработка Духовно-нравственное воспитание учеников. Выполнила Савицкая Инна Константиновна учитель начальных классов МБОУ.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Наш дом» Программное содержание: Формирование первоначальных представлений о творении мира Богом, воспитание положительного отношения к окружающему.

Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста Доклад Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу) Воспитание.

Конспект по духовно — нравственному воспитанию на тему «Масленица» Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником. Задачи: Образовательные: - формировать у детей понятие о традициях.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МКДОУ «ЦРР - детский сад №7» (Слайд 2) «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?.

Опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в контексте ФГОС до Принят педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2015 г. Утвержден приказом от 31.08.2015 г. № ___ заведующего МДОУ ДСКВ №29 г. Ейска.

«Незабудка». Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет Занятие «Незабудка» для детей 6 – 7 лет Цель: дать знания детям о духовных добродетелях: доброжелательность, милосердие. Задачи: - Учить.

Библиотека изображений:

Публикация Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Сизова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 20:26
+81Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД