Получи документы

Планирование процесса экологического образования детей на учебный год

Кристина Марзаншина
Планирование процесса экологического образования детей на учебный год

Разработать план-конспект экологического занятия. Для этого:

1. определить образовательные, воспитательные, развивающие задачи;

2. выделить систему экологических знаний и умений понятий темы;

3. определить формы, методы, средства обучения;

4. разработать задания для самостоятельной работы детей;

5. подобрать литературу по теме.

1. Задачи:

Публикация «Планирование процесса экологического образования детей на учебный год» размещена в разделах

§ образовательные – направленные на усвоение детьми экологических знаний;

§ развивающие – направленные на развитие базисных характеристик личности ребенка в процессе природоведческой деятельности, компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.);

§ воспитательные– направленные на формирование гуманного отношения к природе и понимание роли человека в окружающей его природной среде.

2. Система экологических знаний и умений понятий темы

Экологическое образование пособствует усвоению детьми речевых умений: активизация словаря, грамматически связной речи дошкольника и др.

Овладение дошкольниками трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами предполагает владение основными способами трудового процесса, компонентами трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ребенка в труде и его качество.

3. Формы, методы, средства обучения

Наглядные методы – позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Словесные методы – используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Практические методы – используются для уточнения представлений детей, углубления их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы.

Разберём основную группу методов в экологическом воспитании – наглядные методы.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:

• Формирует у детей знания о природе.

• Учит наблюдать.

• Развивает наблюдательность.

• Воспитывает эстетические чувства.

В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

Распознающее наблюдение. Его основой является поиск ответов на вопросы: кто это; что это; каковы его свойства и признаки. Оно используется для ознакомления с новым предметом, явлением. В процессе распознающего наблюдения, организуемого для формирования знаний о качествах и свойствах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т. д.

Для формирования знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение – это наблюдение за изменением и развитием объектов, предметов и явлений природы, длящееся от нескольких дней до нескольких недель, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Примером длительного наблюдения м. б. наблюдение за ростом лука в банке с водой (зарисовать).Наблюдение может быть организованно и для того, что бы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например по цвету земли в цветочных горшках, определить необходимость поливки КАК) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить кто прошёл или проехал, по цвету ягод – спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей некоторых знаний, умений анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения и называетсявоссоздающее наблюдение – его цель – воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы.

Два последних вида наблюдения, ввиду их сложности, используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе (высадка рассады, посадка деревьев, уборка опавших листьев и мусора и т. д.) они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.). В одних случаях воспитатель организует всех детей (фронтальное наблюдение, в других – наблюдение проводится с небольшой группой (групповое) или с одним ребёнком (индивидуаль-ное). Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например: при наблюдении за кроликом, для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На пол следует постелить циновку или половичёк, иначе животное будет скользить по гладкому полу. Для того, что бы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, воспитатель в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в течение занятия ещё и чтение отрывков из художественных произведений. наблюдение должно протекать в определённой последовательности. используя различные приёмы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного – и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

Так же к группе наглядных методов относится рассматривание картин. При ознакомлении с природой в младших группах используются сюжетные и предметные картины:—какие это картины? приведите пример (дикие, домашние животные; овощи, фрукты).

В старшей группе рассматриваются и художественные картины-назовите пожалуйста примеры («Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Зима» Шишкина и т. д., они необходимы для развития эстетического восприятия и чувств детей.

Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления о ранее увиденном ( Например: на прогулке наблюдают за птицами, а затем в группе рассматривают соответствующую иллюстрацию, повторяют названия птиц и их характерные признаки).

Демонстрация диафильмов, кино- и телефильмов – позволяют расширить объём знаний о природе, обеспечивает более устойчивое усвоение знаний. Особенно хочется отметить роль кино- и телефильмов, которые позволяют показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных.

Следующий наглядный метод – демонстрация моделей.

Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки и структуру. Существуют различные виды моделей.

а) Предметные. к ним относятся различные предметы и конструкции (аквариум (модель водоёма, заводные игрушки (позволяют сформировать у детей представление о внешнем виде и движении, игрушки-аналоги).

б) Предметно-схематические – в них существенные связи, признаки и отношения представлены в виде предметов-макетов (Например, чтобы изобразить цвет листьев используют полоски цветной бумаги соответствующего цвета, а форму листа – с помощью различных фигур

в) Графические – условно передают признаки, связи отношения природных явлений (календари природы, экологическая пирамида, модель длинные (короткие) ноги и т. п)

Демонстрация моделей используется для описания нового объекта (ребёнок смотрит на модель, чтобы ничего не забыть,сравнения объектов (нахождение сходства и отличий, для обобщений и на этой основе систематизации знаний.

Т. О. – наглядные методы способствуют формированию у детей чётких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образногомышления и речи, игровой и трудовой деятельности.

Рассмотрим следующую группу методов – словесные методы имеют определённое значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на её объекты. С помощью их систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие знания. При использовании СМ воспитатель должен учитывать способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании.

1)Рассказ – используется в целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами природы. Его цель –создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте природы. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям. Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие мышления, познавательных процессов, воображения. Например: во время прогулки дети увидели муравейник, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» - спрашивают дети. «Давайте посмотрим» - предлагает воспитатель. В процессе наблюдения он рассказывает о жизни муравьёв более подробно.

2)Беседа состоит из вопросов и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний. Исходя из дидактических целей и задач, выделяют три вида бесед природоведческого содержания.

а)Установочная – помогает привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, вспомнить информацию, которой они владеют, чтобы установить связь с уже имеющимся опытом и новыми знаниями. ( Н-р: уточнить какое время года, какой месяц и дать новый материал).

б) Эвристическая – направлена на установление причин различных явлений природы. Основа беседы – уже имеющиеся достаточно прочно усвоенные знания детей. Цель беседы достигается с помощью рассуждений, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи).

в) Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний. Требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению представлений у детей. Большое значение имеет демонстрационный материал. (Например, после проведённой серии циклов наблюдений за растениями на участке детского сада – проводится беседа по обобщению знаний о сезонных изменениях растений. Демонстрируются картины с изображением природы в разное время года, используются разнообразные загадки и стихи).

3) Следующий словесный метод – чтение художественных произведений. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки, М. М. Пришвин, Паустовский, Сладков. Павлова ввела новый жанр – экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Родыгиной и Рыжовой.

Рассмотрим следующую группу методов – практические методы.

Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод воспитательно-образовательной раоты.

-Какие выдающие педагоги называли игру ведущей деятельностью дошкольников? (Леонтьев, Эльконин,Запорожец).

При ознакомлении дошкольников с природой используются следующие виды дидактических игр:

Предметные – это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камни и т. д).они используются с целью уточнения знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Учат детей обследовать, развивают сенсорику ребёнка («Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «С чьей ветки детки?»).

Настольно-печатные – способствуют систематизации знанийдетей о растениях, животных и явлениях природы, развивают логическое мышление. Используются с небольшой подгруппой детей, эффективны при организации индивидуальной и коррекционной работы («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и т. п).

Словесные игры не требуют наглядного материала, их содержание – устные вопросы детям о мире природы. Проводятся с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний у детей о мире природы («Кто летает?», «Когда это бывает», «Кто живёт в воде?» и т. п. ,

Творческие игры :

Строительные – способствуют познанию детьми свойств и качеств предметов природы (песок, глина, шишки, камешки, снег);

Сюжетно-ролевые – в них дети отражают свой опыт, знания, приобретённые в процессе общения с природой («Работа на птицеферме (свинарнике, теплице)»)

Подвижные игры – дети подражают повадкам животных - примеры («Наседка и цыплята», «Волки и овцы», в некоторых отражаются явления природы - примеры («Солнышко и дождик»).

Труд. Применяется в детском саду в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголке природы, иногда на занятиях. Нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая трудовые навыки, следует одновременно расширять или закреплять знания о природе (перед посевом – рассмотреть семена (форму, размер, цвет, перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).

Опыты – наблюдения, проводимые в специально организованных условиях. Используются для установления детьми тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями природы. Опыт может проходить и как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формированию выводов детей побуждает воспитатель.

В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения. Необходимо сразу изменить условия.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель: обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Существуют разнообразные приёмы экологического образования.

Приёмы, вызывающие интерес. Н-р: накануне наблюдения за рыбкой можно предложить детям вместе с воспитателем помыть аквариум, или перед тем как показать кролика, почистить овощи для него. Так же интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нём.

Приём обследования – помогает выделить сенсорные признаки объектов. Н-р: для того, чтобы малыши знали какая у котёнка шёрстка, им предлагают осторожно её погладить и определить пушистая она или гладкая. Или для того, чтобы узнать характер поверхности ствола дерева дети обследуют его и выделяют признаки (гладкая, шероховатая и т. п).

Приёмы подражания. а) движениям. Н-р: при помощи сложенных ладоней предложить детям подвигать ими, как рыбка хвостиком. б) звукам (помяукать, покукарекать).

Приём сравнения. Его задачей является установление признаков отличия или сходства объектов по величине, цвету, характеру движения и т. д. Н-р: при наблюдении за деревом и кустарником детям можно задать следующие вопросы:

• Сколько стволов у дерева, а у кустарника (один/много).

• Какие стволы у деревьев и у кустарников (толстый/тонкие).

• Что выше, дерево или кустарник (дерево).

• Какая кора у дерева, а у кустарника (толстая/тонкая) и т. д.

Игровые и сюрпризные приёмы – используют для привлечения внимания к объекту. Н-р: можно неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики. Эти сюрпризные моменты оживят интерес детей к животным. На занятиях могут использоваться различные персонажи – фея Флора, которая рассказывает о растениях; Незнайка, который часто путает времена года и их признаки; Лесовик, который приглашает к себе в гости или присылает задания детям.

Проблемные опыты. (Чтобы узнать, что ест кошка - положить перед ней морковку, конфету, рыбу и посмотреть, что она выберет).

Сравнения. (Сравнить где лучше растёт овёс – на свету или в тени).

Приближение объекта. (Не наблюдать на участке, а принести ветку в группу).

Использование художественного слова. (Прочитать стихотворение о берёзе).

Оценка деятельности детей. Вопросы к детям.

Т. О. существует множество разнообразных методов и приёмов обучения, которые помогают сформировать экологические представления детей, и от умения правильно их сочетать и применять, зависит качество экологического образования дошкольников.

4. Задания для самостоятельной работы детей

На занятиях используются различные подвижные игры «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса», «Хитрая кошка» в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемые в ходе игры радостные эмоции способствуют углублению интереса к природе; дидактические игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняют представления ребенка о свойствах и качествах объектов природы, развивают наблюдательность, внимание, память. Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний детей о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляют знания о природе, развивают внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт детей – дошкольников, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы дети приобретали гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самих детей (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

В работе используются такие опыты и наблюдения:

- заготавливаются с осени семена различных растений, кладем в кормушку, наблюдаем, какие птицы предпочитают какой корм

- весной трогаем стволы белоствольной березы и рябины, сравниваем какой ствол теплее. ( положите не солнце белую и темную бумагу: какая из них быстрее нагреется)

- с осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки с проделанными дырочками.) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.

- наблюдаем и определяем, где больше всего растет цветов и почему? И другие…

Активно проводиться работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию ребенка используются традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Ещё одна форма работы с семьёй, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Где можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

5. Литература по теме

На занятиях используется художественная литература. Книги о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего используется литература, рекомендованная программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Чуковского, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения художественной литературы с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них жалость, забота, любовь к друзьям нашим меньшим: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до ребенка смысл произведения.

Так же в работе часто используются загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, плакаты, фотографии, комнатные растения, деревья и цветы на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образованияФотоотчет о беседе «Различия между кроликами и зайцами» к Дню экологического образования Фотоотчет беседы "Различия между кроликами и зайцами" к Дню экологического образования. Мы в очередной раз были рады видеть у себя в.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование процесса экологического образования детей на учебный год
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 23:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД