МААМ-картинки

План самообразования «Цветотерапия как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»

Екатерина Абалмасова
План самообразования «Цветотерапия как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»

План самообразования по теме : «Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка

Публикация «План самообразования „Цветотерапия как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В системе образования России в последние годы происходят существенные изменения. Они касаются содержания образования, которое в соответствии и Законом РФ «Об образовании» обновляется и упорядочивается посредством введения федеральных государственных образовательных стандартов к образовательным программам. Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно - развивающей работы в ДОУ связана с развитием теории и практики образования детей с особыми образовательными потребностями. В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. Существует множество технологий и методик, которые позволяют корректировать психофизическое состояние ребенка. В контексте нашей работы, можно назвать методику, направленную на формирование правильной речи и нормализующую уровень тревожности. Такими, на наш взгляд, вполне можно признать методики так называемой «цветотерапии». Их безусловным достоинством как раз и является «универсальность» решаемых педагогических задач. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Помимо традиционных (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика) здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология цветотерапии.

Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим, что позволяет использовать его в коррекционной работе с детьми, страдающими нарушением речи. Данную методику вполне можно назвать инновационной, а с учетом того, что инновационная деятельность является одной из важнейших сфер работы любого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, актуальность и ценность опыта в применении такой методики в логопедических группах сомнений, на наш взгляд, не вызывает. Цвет обладает большой эмоциональной выразительностью. Благодаря цветоощущению, или цветовому зрению, человек способен воспринимать всё многообразие цветов в природе и искусстве.

Цель:

- здоровьесбережение детей через цветотерапию

- способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения

для расширения границ общения с миром.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические основы значения цветовосприятия

у дошкольников.

2. Определить методические условия цели и задач формирования

чувства цвета у детей.

3. Разработать серию дидактических игр, направленных на овладение детьми

системой цветовых эталонов

4. Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.

5. Повышать уровень коммуникативности и эмоциональной отзывчивости детей.

6. Формировать навыки самоконтроля через знакомство с приёмами управления своими чувствами.

7. Научить детей употреблять в речи слова - цветообозначения.

Перечень вопросов по самообразованию :

1. изучение психолого-педагогической литературы по цветовосприятию

2. разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3. проектная и исследовательская деятельность

4. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

5. продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

6. планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

- обогащение сенсомоторного опыта детей

- расширение возможности управлять эмоционально-волевыми процессами

- развитие ассоциативно-образного мышления

- расширение активного словаря

Форма самообразования : (индивидуальная)

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность

Диагностический - Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

- Изучение образовательных технологий воздействия цветом.

2018 – 2019 год - Изучение психолого – педагогической литературы (см. Приложение)

Прогностический Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы цветовосприятия

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий по речевому развитию, отслеживание результатов работы)

2018– 2019 год

Участие в игротренинге по коррекционной работе с детьми в речевом развитии: «Дидактика в природе»

Сообщение на педсовете: «Влияние цветных физминуток на самочувствие детей».

Практический - Внедрение опыта работы.

- Формирование методического комплекса по речевому развитию.

- Корректировка работы.

- Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

2019 – 2020 год

Семинар-практикум для воспитателей: «Практическое использование элементов цветотерапии в речевой работе с детьми»

«Потенциал изобразительной деятельности в цветовосприятии дошкольников"

Обобщающий Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме :

«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»

Распространение опыта своей работы на педагогическом совете 2020-2021 год Презентация на тему: «Цветотерапия, как стимулятор интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

ДОУ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артёмова Л. – «Окружающий мир в дидактических играх».

2. Венгер Л. – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

3. Дубровская Н. – «Игры с цветом».

4. Дыбина О. – «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

5. Зеленина Е. – «Играем, познаём, рисуем».

6. Каштан Н. – «От января до декабря».

7. Комарова Т., Размыслова А. - «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

8. Ковалько Н. – «Азбука физкультминуток».

9. Курочкина Н. - «Знакомство с натюрмортом».

10. Лыкова И. – «Дидактика в природе».

11. Лыкова И. – «Цветной мир»

12. Маршак С. - «Разноцветная книга».

13. Мальбрук С. – «Магия цвета».

14. Нищева Н. - «Разноцветные сказки».

15. Никитин Б. – «Развивающие игры».

16. Поваляева М. – «Коррекционная педагогика».

17. Поддъяков Н. – «Сенсорное воспитание в детском саду».

18. Ремезова Л. – «Играем с цветом».

19. Сохин Ф. – «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».

20. Швайко Г. – «Игры и игровые упражнения для развития речи».

21. Шевченко М. – «Я рисую успех и здоровье».

22. Журнал «Логопед», №1-2014

План реализации темы :

«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»

на 2018-2019 учебный год

Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие с коллегами

Форма, тема дата Форма, тема дата Форма, тема дата

1 Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. Сентябрь Рекомендации по посещению с детьми Музея изобразительных искусств г. Казани Сентябрь Интеграция специалистов, работающих с детьми логопедической группы Сентябрь.

2 Опыт по получению спектра. Сентябрь Анкетирование «Как я чувствую цвет» (выявить уровень компетентности родителей по вопросу развития чувства цвета у детей) Октябрь Консультация «Хромотерапия, или лечение цветом» По плану ДОУ

3 Цикл занятий «Сказки радуги» В течение года Ширма «Радуга на тарелке» Декабрь Сообщение «Цветотерапия на логопедических занятиях» По плану

ДОУ

4 Чтение детской х/ л: «Разноцветная книга», «Круглый год», «Цветик-семицветик», «От января до декабря», «Краски радуги» В течение года Консультация «Цвет и характер» Февраль Открытый просмотр физкультурно-оздоровительного развлечения «Целебная сила цвета и звука». По плану

ДОУ

5 Овладение системой цветовых эталонов В течение года Творческое задание «Я рисую настроение» Март Открытый просмотр с использованием ИКТ «В мире сказок» По плану

ДОУ

6 Формирование способов обследования цвета предметов В течение года Консультация «Цветовые предпочтения в одежде». Апрель По плану

ДОУ

План реализации темы :

«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста».

на 2019-2020 учебный год

Работа с детьми Работа с родителями Взаимодействие с коллегами

Форма, тема дата Форма, тема дата Форма, тема дата

1 Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. Сентябрь Ширма «Воздействие цвета на организм». Сентябрь Консультации для воспитателей на темы «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста» Сентябрь.

2 Художественно - перцептивная игра «Придумай цвету название». Сентябрь Консультация

«Цветной подарок»

Октябрь Игры на развитие цветовосприятия детей дошкольного возраста По плану

ДОУ

3 Пластилинография В течение года Ширма «Вкусный светофор» Декабрь Открытый просмотр «Где прячется здоровье» По плану ДОУ

4 В гостях у мастеров Дымково и Городца В течение года Консультация «Роль цвета в образовательном пространстве ребёнка» Февраль Выставка игр и пособий по развитию восприятия цвета у детей По плану ДОУ

5 Девочка Огонек и девочка Льдинка (рассказ о теплых и холодных цветах). – Дубровская, 25. В течение года Консультация

«Какой цвет предпочитает ваш ребёнок?» Март Консультации для воспитателей на темы «Дидактика в природе» По плану

ДОУ

6 Развивающая игра «Разноцветное путешествие»(пособие) В течение года

Педагогическая игротека Апрель Сообщение на педсовете: «Влияние цветных физминуток на самочувствие детей». По плану

ДОУ

План реализации темы :

«Цветотерапия, как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста».

на 2020-2021 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с коллегами

Форма, тема дата Форма, тема дата Форма, тема дата

1 Проведение диагностики детей на восприятие ими цвета. Сентябрь Сентябрь По плану ДОУ

2 Рассматривание окружающей среды через разноцветные стекла. Сентябрь Экскурсия в осенний парк, сбор природного материала Ноябрь Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования» По плану

ДОУ

3 Игровое занятие «Силуэты». В течение года Ширма

«Радуга на тарелке» Январь Открытый просмотр «У солнышка в гостях» По плану ДОУ

4 Развивающая игра «Солнце виновато В течение года Консультация «Советы по развитию у детей цветовосприятия» Февраль Игры для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха По плану

ДОУ

5 Игровое упражнение «Хамелеон». В течение года Рекомендации

«Играем с цветом»

Март Семинар-практикум «Практическое использование элементов цветотерапии в речевой работе с детьми» По плану

ДОУ

6 Чтение

«Какого цвета снег

В течение года Консультация

«Что мы знаем о цвете»

Апрель Использование нетрадиционного материала по развитию чувства цвета По плану

ДОУ

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Цветотерапия как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 августа 2020 в 18:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Цветотерапия как средство укрепления психофизического состояния детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Абалмасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД