Лучший педагог года

План-проспект по ВКР «Формирование представлений о природе родного края посредством наглядных методов обучения»

Виктория Соловьёва
План-проспект по ВКР «Формирование представлений о природе родного края посредством наглядных методов обучения»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 4 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

группа ДО-4А

СОЛОВЬЕВА

Виктория Александровна

Формирование представлений о природе родного края через наглядные методы обучения у детей подготовительной группы

План-проспект

Руководитель: М. Я. Челогузова,

преподаватель

Консультант: О. А. Костенко,

методист

Дзержинск – 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ….

Публикация «План-проспект по ВКР „Формирование представлений о природе родного края посредством наглядных методов обучения“» размещена в разделах

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

1.1. Сущность понятия «представления о природе»….

1.2. Способы и приемы формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы.

1.3. Особенности использования наглядных средств для формирования у дошкольников представлений о природе родного края…

Выводы по главе 1…. ….

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №130». ….

2.1. Выявление уровня сформированности представлений о природе родного края у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130»

2.2. Разработка и реализация комплекса педагогических мероприятий по формированию представлений о природе родного края через наглядные средства обучения у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130»

2.3. Анализ опытной работы и методические рекомендации для воспитателей….

Выводы по главе 2….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….….

ПРИЛОЖЕНИЯ….…

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [1].

В современном обществе отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Знание природы родного края необходимо для того, чтобы дать понять детям, начиная с дошкольного возраста, для чего нужно беречь природу. Какие растения и животные расположены на территории нашего родного края. Какие растения полезны, а какие ядовиты, как заботиться и оберегать нашу родную природу.

В педагогических исследованиях подчеркивается, что экологическое воспитание, как процесс приобщения ребенка к созданию обществом экологической культуре, имеющей своей целью сформировать у него представление о самом себе, как о части универсальной природной целостности, выработать внутреннюю экологическую меру его деятельности в природе. Ознакомление детей с природой способствует осознанию важности окружающего мира. Для педагогов важно, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям, к примеру: образовательная область «социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].

Педагоги дошкольного образования испытывают сложности в выборе наиболее оптимальных технологий, методов ознакомления детей с природой родного края в условиях отдаленности от природы. Хотя наглядный метод является одним из самых эффективных методов исследования у детей старшего возраста, не всегда удается применить таким образом, чтобы достичь положительного результата.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится воспитание основ патриотизма.

Детям старшего дошкольного возраста в преддверии школьного обучения важно научиться позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе, для чего им необходимо получение знаний о природе родного края, которые педагоги дошкольного образования дают им.

Все вышесказанное послужило основой выбора темы данного исследования: формирование представлений о природе родного края через наглядные методы обучения у детей подготовительной группы.

Изучением формирования представлений у дошкольников о природе родного края занимались Е. Ю. Александрова, Н. В. Алешина, Н. А. Ветлугина, Н. Г. Иванова, Е. Ф. Козина, А. В. Коломеец и др.

В рамках выпускной квалификационной работы будет сделана попытка решить проблему: как наглядные методы обучения будут способствовать формированию представлений о родной природе у детей подготовительной группы.

Новизна: разработка плана «Виртуальные экскурсии» с целью развития у детей подготовительной группы представлений о природе родного края; разработка электронного каталога видеоклипов, снятых в среде ближайшего окружения Нижегородской области.

Объект исследования: процесс формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы.

Предмет исследования : применение наглядных методов обучения у детей подготовительной группы как способ формирования представлений о природе родного края детей подготовительной группы.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективности формирования представлений о природе родного края формирования представлений о природе родного края в подготовительной группе.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «представления о природе».

2. Изучить способы и приемы формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы.

3. Рассмотреть особенности использования наглядных средств для формирования у дошкольников представлений о природе родного края.

4. Выявить уровень сформированности представлений о природе родного края у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130».

5. Разработать и реализовать комплекс педагогических мероприятий по формированию представлений о природе родного края через наглядные методы обучения у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №130».

6. Проанализировать результаты опытной работы и составить методические рекомендации для воспитателей.

Гипотеза: Формирование представлений о природе родного края у детей подготовительной группы будет эффективно, если:

- обогащение представлений детей о природных объектах и явлениях Нижегородского края будет проходить через наглядные методы обучения на занятиях и в повседневной жизни;

- дети и педагоги будут вовлечены в процесс организации виртуальных экскурсий в природу родного края;

- дети будут вовлекаться в решение проблемных ситуаций, связанных с природой родного края с применением демонстрационного н наглядного материала и ИКТ.

Методы : наблюдение, анализ психолого-педагогической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, проведение диагностических методик, метод графического отображения результатов опытной работы, сравнение, анализ и синтез, изучение педагогического опыта, синтез данных, опытная работа.

Предполагаемый объем работы 70 страниц. Характер работы: опытно-практический.

Ожидаемые результаты: повышение уровня сформированности представлений о природе родного края у детей подготовительной группы, методические рекомендации для воспитателей по формированию представлений о природе родного края у детей подготовительной группы через наглядные методы обучения.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава – теоретическая – посвящена теоретическим аспектам формирования представлений о природе родного края у детей подготовительной группы через наглядные методы обучения. В данной главе изучено понятие «представление о природе», рассмотрены методы и приемы формирования представлений о природе родного края, изучены наглядные средства обучения. Вторая глава посвящена практическим вопросам, в ней описаны результаты проведенной опытно-практической работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва : Эксмо, 2017. – 54 с. – Текст : непосредственный.

2. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 203 с. - ISBN 978-5-7057-1246-5. – Текст : непосредственный.

3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Н. В. Алешина. – Москва : ЦГЛ, 2004. – 252 с. - ISBN 5-94916-036-3. – Текст : непосредственный.

4. Архипова, М. Н. Знакомство старших дошкольников с родным городом и его историей / М. Н. Архипова // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 5 (83). - С. 69-74. – Текст : непосредственный.

5. Бутырина, Н. А. Методы и приемы развития у дошкольников первичных представлений о малой родине / Н. А. Бутырина, О. А. Лукьянова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 141-142. — URL : https://moluch.ru/archive/373/83416/ ( дата обращения : 15.11.2022).

6. Вавринюк, О. Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем / О. Н. Вавринюк. — Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 13-16. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/54/2224/ ( дата обращения : 15.11.2022).

7. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : учебник для дошкольных пед. училищ / С. А. Веретенникова. - Москва : Просвещение, 1965. - 255 с. – Текст : непосредственный.

8. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1989. – 78 с. - ISBN 5-09-001127-3. – Текст : непосредственный.

9. Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А. Л. Захарчук. — Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 25-27. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/6/168/ ( дата обращения : 15.11.2022).

10. Иванова, Н. Г. Формирование первичных представлений об особенностях родной природы : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с детьми 6-7 летнего возраста / Н. Г. Иванова, К. А. Тарасова, Г. Т. Мухаметшина. - Казань : Изд. дом Маковского, 2022. – 267 с. - ISBN 978-5-904613-04-4. – Текст : непосредственный.

11. Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста / В. В. Иванова. — Текст : электронный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 17-19. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/101/3536/ ( дата обращения : 15.11.2022).

12. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 454 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05349-4. — URL : https://urait.ru/bcode/493018 ( дата обращения : 15.11.2022). - Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.

13. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С. А. Козлова. – Москва : Педагогика, 1988. - 102 с. - ISBN 5-7155-0125-3. – Текст : непосредственный.

14. Коломеец, А. В. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма через знакомство с родным краем / А. В. Коломеец // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2018. - № 7. - С. 395-396. – Текст : непосредственный.

15. Круглова, Н. Б. Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении / Н. Б. Круглова, А. А. Петухова. — Текст : электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 111-115. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1496/ ( дата обращения : 15.11.2022).

16. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие / М. Д. Маханева. - Москва : Творческий центр «Сфера», 2010. - 90 с. - ISBN 978-5-9949-0225-7. – Текст : непосредственный.

17. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2022. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — URL : https://urait.ru/bcode/498837 ( дата обращения : 15.11.2022). - Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.

18. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Мильситова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. - 131 с. - ISBN 978-5-8353-2103-2. – Текст : непосредственный.

19. Новицкая, М. Ю. Наследие : Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – Москва : Линка-пресс, 2003. – 195 с. - ISBN 5825200339. – Текст : непосредственный.

20. Панкратова, Н. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе родного края / Н. А. Панкратова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. - № 4-2 (21). - С. 101-105. – Текст : непосредственный.

21. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности : учебное пособие / под ред. А. А. Остапца. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Аркти, 2004. – 173 с. - ISBN 5-89415-274-7. – Текст : непосредственный.

22. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей детского сада / П. Г. Саморукова. - 2-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 1983. - 207 с. – Текст : непосредственный.

23. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. – URL : https://urait.ru/bcode/497274 ( дата обращения : 15.11.2022). - Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст : электронный.

24. Тараканова, О. В. Экологическое воспитание в ДОУ / О. В. Тараканова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 142-144. — URL : https://moluch.ru/archive/375/83586/ ( дата обращения : 15.11.2022).

25. Хамраева, З. М. Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем / З. М. Хамраева. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 639-642. — URL : https://moluch.ru/archive/136/38063/ ( дата обращения : 15.11.2022).

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Уголок родного краяУголок родного края Родная природа - это наш сибирский лес, водопады и реки, небольшие поля, горы и просто знакомые полевые цветы. Сразу вспоминаются слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-проспект по ВКР «Формирование представлений о природе родного края посредством наглядных методов обучения»
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 12:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-проспект по ВКР «Формирование представлений о природе родного края посредством наглядных методов обучения»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Соловьёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД