Лучший педагог года

Воспитание у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности

Александра Клок
Воспитание у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности

Введение

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Тема: «Воспитание у детей старшей группы интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности»

Публикация «Воспитание у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах

Объектом исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - воспитание у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности.

Гипотеза исследования: предполагается, что если целенаправленно в системе работы детского сада использовать художественно - эстетическую деятельность, то воспитание у детей интереса к природе будет эффективнее.

Данная тема является актуальной, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирования творческий умений, осознание ими чувств прекрасного. Данным вопросом занимались такие ученые как Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Л. Ушинский.

Цель: исследование проблемы воспитания у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности.

Развивать у детей интерес к родной природе посредством художественно-эстетической деятельности. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

-определить сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возврате;

- выявить особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте;

- рассмотреть виды художественно-эстетической деятельности,

- обозначить психологические особенности детей дошкольного возраста.

Работа началась с изучения и анализа опыта работы педагогов-дошкольников. Семинар-практикум «Организация экологического воспитания в ДОУ в соответствии с ФГОС». Семинар-практикум «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности». Были просмотрены вебинары: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО: актуальность, цели и задачи, основные направления, современные средства и методики». "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

При взаимодействии с детьми мною использовались различные формы работы:

В работе по экологии нам помогли книги и чтение худ. литературы, рассказы, сказки, стихи. С. Погорельский «Осень в лесу», Ю. Тувин «Колосок», И. Сенченко «Кто вырастил ягоду» А. Барто «Снегирь» ,В. Жуковский «Жаворонок» К. Ушинский «Ласточка» Помогло рассматривание демонстрационного материала Времена года.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применялись игровые технологии. Дид. игры «Узнай и назови дерево», «Третий лишний», «Что в моей корзинке» и тд под. игры «Вороны и воробьи» «Совушка» и тд. Были проведены беседы с детьми «Дикие животные», «Домашние животные», «Покормим птиц зимой», «Мы друзья природы», «Лес и наше здоровье», «Поможем природе», «Овощи и фрукты – лучшие продукты», «О здоровой и вкусной пище» и тд. ,в группе была проведена «Неделя здоровья». Прочитали множество произведений Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); П. Соловьева. «Ночь и день»; Ф. Тютчев. «Весенние воды»; С. Черный. «Перед сном», «Волшебник». B.Берестов. «Дракон»; А. Введенский. «Песенка о дожде»; Ю. Владимиров. «Оркестр»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; И. Токмакова. «Мне грустно…»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

Литературные сказки. В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; К. Ушинский. «Слепая лошадь». К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему» С. Маршак. «Кошкин дом»

Сказки и былины. «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой; «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

Литературные сказки. X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби» (главы, пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой В. Бианки «Как муравьишка спешил домой», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», Г. Серебрецкий «Берегите птиц», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал», Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник», заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».

Слушание:«Детская полька» муз. М. Глинки, «Марш» муз. С. Прокофьева, «Колыбельная» муз. В. Моцарт, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская» П. Чайковский, «Веселый крестьянин» муз. Р. Шумана, «Осень» (из цикла «Времена года») А. Вивальди, «Октябрь» (из альбома «Времена года») П. Чайковского, произведения из альбома «Бусинки» А. Гречанинова, «Море», «Белка» муз. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане», «Табакерочный вальс» А. Даргомыжского, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Танец с саблями» А. Хачатуряна, «Зима пришла», «Тройка» Г. Свиридова, «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец» Д. Шостаковича, «Кавалерийская» Д. Кабалевского, «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Пляска птиц» Н. Римского- Корсакова (из оперы «Снегурочка», «Грустная песня», «Весна и осень» Г. Свиридова.

Были проведены наблюдения за явлениями живой и неживой природы, природные изменения на нашем участке (осенью, зимой, весной) цветы на территории ДОУ, зимующие птицы, снег, красивые узоры на окне, птицы на нашем участке, экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В работе с родителями по экологического воспитания детей были предложены консультации см. примечание.

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, сделан вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности. Обеспечение программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

Данный педагогический опыт проводился в старшей группе №19, в течение учебного года во всех видах деятельности приоритетным направлением была работа по воспитанию у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности. В конце года значительно расширился круг самостоятельных действий детей, развились их отношения со сверстниками, открылись новые возможности для познания мира. Всё это способствовало индивидуализации и социализации детей. Дети научились не только задавать вопросы, но и учились совместными усилиями находить ответы на них.

Примечания:

1. Титульный лист

2. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей» приняло участие 15 человек

3, 4 Консультации для родителей: «Активный детский отдых зимой», «Развитие интересов и потребностей детей», «Художественно-эстетическое развитие дошкольников».

5. Презентация «Нетрадиционная техника рисования»

6. Буклет «Развитие творческих способностей ребенка»

7. Книжка-малышка «В мире природы»

8. Нетрадиционная техника рисования набрызгом

9. Коллективные работы: «Осени наряд», «Осенний лес», «Осеннее дерево»

10. Коллективная работа «День космонавтики»

11. Пластилинография

12,13. Папье-маше «Тарелочки»

14. Обрывная аппликация

15. Посадка семян

16. Коллективная работа «Дымковская слобода». Знакомство детей с росписью

17. Коллективная работа «Цветы для мамы» (нетрадиционная техника рисования втулкой)

18. Дополнение Изо уголка

19. Дополнение Изо уголка

раскраски элементы росписи

20. Дополнение Изо уголка. Народные промыслы пазл

21. Чтение сказок

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М., 1985.

2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

3. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в высш. уч. зав-й. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005.

4. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. - С. 5767.

5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1980.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

7. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 2.

8. Дьяченко О. М. Развитие воображения у дошкольников. - М., 1986.

9. Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М., 1985.

10. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада. - М., 1995.

11. Леонтьев А. Н. Психология общения. – М., 1994.

12. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. – Самара, 1998.

13. Обухова Л. Г. Психология детства. М., 1992.

14. Оморокова М. Г. Обучение детей эстетическому восприятию художественных рассказов // Начальная школа. – 1980. – № 8. – с. 13-18.

15. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М., 1986.

16. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1974.

17. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. -№ 1. -с. 35-38.

18. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

19. Королева А. Земля – наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.

20. Кочергина В. Наш дом – Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.2. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39.

Интернет ресурсы

21. https://www.maam.ru/detskijsad/statja-yekologija-i-doshkolnik.html

22. https://nsportal.ru/user/737867/page/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov

23. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-yekologicheskoe-vospitanie-detei-v-detskom-sadu-363465.html

24. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

25. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-yekologicheskoe-vospitanie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

26. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/12/18/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu

Публикации по теме:

Анализ художественно-эстетической деятельности. Рисование «Друзья для Колобка» Анализ художественно-эстетической деятельности (рисование)Возраст детей: младший дошкольный возраст 3 - 4 года Ф. И. наблюдателя Афанасьева.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Радуга-дуга» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Радуга-дуга» для старшего дошкольного возраста Рисование. Цель: - развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой; - развитие воображения, фантазии;.

Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм»Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм» Уважаемые коллеги! В рамках образовательного педагогического форума на базе нашего детского сада провела мастер-класс для коллег из другого.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 19:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей интереса к природе посредством художественно-эстетической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Александра Клок на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД