МААМ-картинки

План по самообразованию «Использование подвижных развивающих игр VAY TOY в работе с детьми дошкольного возраста»

Хасанова Гузель Камиловна
План по самообразованию «Использование подвижных развивающих игр VAY TOY в работе с детьми дошкольного возраста»

Тема: «Использование подвижных развивающих игр «VAY TOY» в развитии интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста».

Цель: развитие интеллекта и математического мышления у детей через использование подвижных развивающих игр «VAY TOY»

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Публикация «План по самообразованию „Использование подвижных развивающих игр VAY TOY в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

3. Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми среднего возраста.

4. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей, обогащать новыми представлениями и понятиями.

5. Закреплять знания, активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Тема необходимости развития математических способностей, формирования познавательного интереса к математике у детей поднималась многими педагогами, психологами, методистами. Большой вклад в разработку математического развития детей - дошкольников внесли А. М. Леушина, А. В. Белошистая, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Т. В. Тарунтаева, Т. Н. Игнатова и другие. Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения.

В связи с этим мною была выбрана тема самообразования : «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через двигательную игровую деятельность».

Почему важно проводить обучение в движении:

1 Двигательная активность наряду с другими факторами, такими как: экология, правильное питание, режим дня, является одним из факторов, которые положительно влияют на здоровье ребенка. Именно проявляя свою активность, ребёнок получает максимальное удовольствие.

2 Движение способствует нейрогенезу. Мозг ребёнка развивается в движении.

3 Тело связано с эмоциями, а эмоции с телом. Обучение в движении приносит радость!

Вы знаете, что во время занятий дети в основном сидят и мало двигаются. Проводя занятия по лепке, аппликации, конструированию и др., мы зачастую говорим ребенку: «Сядь, успокойся, посиди, мы сейчас будем с тобой заниматься»

Как же совместить процесс обучения и развития малыша с его желанием двигаться? Ответ на этот вопрос предложили создатели подвижной обучающей игры VAY TOY.

VAY TOY (Вэй Той) – это отличное сочетание дидактики и развлечения.

Игра имеет огромный образовательный потенциал, развивая :

• сенсорные процессы,

• внимание,

• логику,

• память,

• речь,

• воображение.

Игровые задачи могут постоянно усложняться от простых: «Найти и разложить на места фигуры определённого цвета, размера или формы», – к более сложным: «Найти фигуру по описанию её признаков или по ориентирам на игровом поле». Можно научить ребёнка наблюдать, запоминать, сравнивать, рассказывать, различать, принимать решения, действовать. VAY TOY комплексно развивает физические, эмоциональные и умственные способности ребёнка. Способствует созданию жизнерадостной обстановки, ведь главный посыл развивающей напольной игры VAY TOY заключается в том, что обучение должно проходить в веселой и активной форме.

Планируемые результаты ребенок научится запоминать, различать, сравнивать, принимать решения действовать.

План мероприятий

Сроки, этапы Содержание работы Результаты

сентябрь – май

2023-2024гг. 1. Объединяем обучение, игру и движение. // Игры и Игрушки. Эксперт. – 2017. – №4. Электронный ресурс [ Режим доступа: https://www.i-igrushki.ru/archive/obedinyaem-obuchenie-igru-i-dvizhenie.html]

2. Пепелова С. П. Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью напольных подвижных игр «VAY TOY» («Форма. Цвет. Размер»). // Наука и образование: новое время. – 2018. – №5.

3. «МААМ. РУ»

4. «Дошколёнок. ру»

5. О. Б. Соковиков, Л. А. Новикова, Т. В. Левченкова «РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ : ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3–7 ЛЕТ»

6. Букатов В. М. Карманная энциклопедия для социо-игровых приёмов обучения дошкольников. М., 2008.

7. Модель Н. А. Подвижные игры с геометрическими фигурами. М., 2020.

8. Кралина М. В. Логика. Для обучения детей в семье, в детском саду и далее… Екатеринбург, 1998.

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор учебно-методических и игровых материалов, оборудования; современных работ авторов в области развития интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста; изучение материалов на вебинарах.

октябрь – май 2023-2024гг. Разработка перспективного планирования, приобретение и изготовления необходимого оборудования; ознакомление родителей с развивающими играми «VAY TOY»;

Разработка модели внедрения игры «VAY TOY» в образовательную деятельность

дидактические игры, игровые упражнения, использование сюжетно-ролевых игр, подвижные игры, познавательно – исследовательская деятельность, экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Подготовка к игре:

определить цели и задачи игр с геометрическими фигурами;

роль и место игры в игровом сеансе;

связь игр с геометрическими фигурами с другими играми в соответствии с целями и задачами;

предусмотреть варианты облегчения или усложнения определённой игры.

Проведение игр:

введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент);

представление дидактического, наглядного и дополнительного материала;

знакомство с содержанием игры и её правилами;

объяснение или показ педагогом игровых действий;

самостоятельное выполнение игровых действий детьми;

подведение итогов.

Формы организации работы с играми :

игровые сеансы в группе (комплексные, интегрированные);

индивидуальные игры;

совместная игровая деятельность (дидактические, подвижные игры и т. д.);

творчество, моделирование, конструирование. Работа с детьми

картотеки, конспекты, костюмы и маски для ролевых игр.

Достижения детей: умеют выделить сходства и различия, умеют систематизировать и классифицировать фигуры; обводят фигуры, штрихуют, ориентируются в пространстве, умеют переносить задание с листа на большую плоскость, знают направления (вверх, вниз, влево, вправо, умеют на плоскости найти фигуру по признаку, по заданному алгоритму; умеют конструировать как по заданию, так и на основе собственного фантазирования; составляют изображение из фигур по заданному алгоритму; точно выражают свои мысли и действия, рассуждают о признаках геометрических фигур, умеют прокомментировать свои действия; при организации совместной деятельности умеют договариваться и слышать друг друга.

ноябрь – май

2023-2024гг. Консультация для родителей

«Подвижные развивающие игры «VAY TOY» в развитии современного ребенка»

«Правила при игре с ребёнком»

Математика и подвижная развивающая игра «Vay toy. Цвет, форма, величина»

Стенгазеты, фотоотчет, рисунки, поделки своими руками, презентации, мастер класс.

Работа с родителями

Консультации, памятки, открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя, выставки.

Май 2024г Отчёт по самообразование Выступление на итоговом пед. часе.

Оценка проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми

Тест 1. «Домики для геометрических фигур»

Для теста нужно использовать круг, квадрат и треугольник.

Цель: выявление представлений о форме геометрических фигур, умения выбрать правильно заданную фигуру.

Оборудование: геометрические фигуры большого размера (фигуры компании «ВЭЙТОЙ»); счётные палочки или палочки от мороженного, толстые шерстяные нитки.

Как проводить?

Педагог показывает большие геометрические фигуры и говорит, что для них нужно построить домики. Дети могут догадаться и ответить, что это могут быть палочки или нитки. Педагог уточняет, что каждой фигуре нужен дом такой же по форме.

При помощи проб дети определяют, что палочками дом для круга нельзя, нужно применить нитки. Дети строят домики для геометрических фигур.

Результативность:

высокий уровень – ребёнок правильно называет все фигуры и самостоятельно строит домики;

средний уровень – путается в некоторых названиях геометрических фигур, домики строит правильно, но при помощи педагога;

низкий уровень – не может назвать 2-3 геометрические фигуры, построить домики для всех фигур.

Тест 2. «Двигающаяся аппликация»

Аппликация называется «двигающейся», потому что картинку-аппликацию можно разобрать и собрать из неё новую. Для адаптирования или усложнения заданий необходимо исключить опорные схемы и дать возможность построить геометрические аппликации самостоятельно (включить в набор овал, прямоугольник, ромб и т. д.

Цель: выявление умения владения приёмами анализа и синтеза (расчленять целое на части и собирать из частей целое, приёмами владения алгоритмизации (умения слушать команды и выполнять действия последовательно, работать с опорой на схему).

Оборудование: опорные карточки-схемы с изображением машины, кораблика и цыплёнка, составленные из геометрических фигур на каждого ребёнка.

Как проводить?

Педагог беседует с детьми : «Что нарисовано на картинках? Какие геометрические фигуры использовал художник? Посмотрите внимательно на картинку и постройте кораблик». Дети строят по заданию геометрические аппликации.

Результативность:

высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет все задания педагога, правильно называет все геометрические фигуры;

средний уровень – выполняет часть заданий самостоятельно, а некоторые при помощи педагога;

низкий уровень – самостоятельно не справляется с заданием, не знает названий всех фигур.

Тест 3. «Форма предметов»

Цель: выявление умения сравнивать геометрические фигуры и узнавать в них форму геометрических фигур.

Оборудование: набор геометрических фигур (на каждого ребёнка, набор картинок с изображением предметов (на каждого ребёнка).

Как проводить?

Педагог раздаёт каждому ребёнку набор картинок с изображением предметов, соответствующих формам геометрических фигур. Дети самостоятельно находят геометрическую фигуру и выкладывают вокруг неё нужные картинки.

Результативность:

высокий уровень – ребёнок самостоятельно находит все картинки, выбирает и правильно называет геометрическую фигуру;

средний уровень – правильно выполняет задание по подсказке педагога;

низкий уровень – самостоятельно не справляется с заданием, не может соотнести картинку с геометрической фигурой.

Тест 4. «Дорожки»

Цель: выявление восприятия формы, цвета и размера геометрических фигур, умения работать с опорной схемой.

Оборудование: карточки-схемы (не больше 4, набор геометрических фигур.

Как проводить?

Педагог показывает карточку-схему и говорит, что в гости к детям пришёл лягушонок. Ему нужно помочь добраться до своего домика и построить дорожку из геометрических фигур в соответствии со схемой. Схему можно усложнить, сделав больше стрелок от одной фигуры к другой, чтобы ребёнок мог выбрать и самостоятельно построить любую дорожку.

Результативность:

высокий уровень – ребёнок самостоятельно и безошибочно строит дорожки по схеме в соответствии с формой, цветом и размером геометрических фигур;

средний уровень – выполняет задание, но по подсказке педагога. Правильно выбирает фигуры;

низкий уровень – не может определить свойства фигур и построить дорожки в соответствии с заданием.

Тест 5. «Классификация – четвёртый лишний»

Умение классифицировать предметы или фигуры по заданным свойствам говорит о высоком уровне логического мышления.

Цель: выявление умения группировать геометрические фигуры по трём признакам, умения внимательно слушать инструкции педагога и выполнять задание в условиях ограниченного времени.

Оборудование: набор геометрических фигур на каждого ребёнка, тарелочки (корзиночки, коробочки и т. д.).

Как проводить?

Тест включает в себя оценку двух умений: классифицировать фигуры по определённым признакам и выделять признак среди нескольких фигур.

Педагог просит детей сгруппировать (положить в коробку, тарелочку, корзинку) все геометрические фигуры по форме, т. е. найти все одинаковые фигуры. Также сгруппировать фигуры по цвету и размеру.

Педагог просит найти и выложить в ряд определённые фигуры и найти среди них лишнюю. Слушая внимательно инструкции педагога, дети выкладывают в ряд фигуры, находят лишнюю и откладывают её в сторону. Например, «Выложите в ряд большой красный круг, синий маленький квадрат, жёлтый большой круг и синий маленький круг. Найдите лишнюю фигуру и положите её в белую тарелочку.

Результативность:

высокий уровень – ребёнок самостоятельно умеет группировать геометрические фигуры по заданным свойствам. Правильно выполняет словесные инструкции педагога и безошибочно находит лишнюю фигуру в ряду;

средний уровень – группирует геометрические фигуры, но бывает невнимательным и задействует не все фигуры. Выделяет признаки геометрических фигур с помощью педагога;

низкий уровень – не умеет правильно сгруппировать геометрические фигуры по их признакам, путает фигуры. Без помощи педагога не может выделить лишнюю фигуру в ряду.

Тест 6. «Видоизменение фигур»

Цель: выявление умения определять свойства геометрических фигур и видоизменять их фигуры при помощи словесной инструкции.

Оборудование: геометрические фигуры большого размера (фигуры компании «ВЭЙТОЙ», счётные палочки или палочки от мороженного.

Как проводить?

Педагог показывает детям фигуру и говорит, что её можно разделить несколькими способами: Например, треугольник, который у меня в руках, можно разделить на две части — вот так (показывает). Вы тоже можете разделить свои геометрические фигуры, показав линии разделения при помощи палочек. Разделите большой синий квадрат на три треугольника. Разделите большой жёлтый квадрат на четыре маленьких квадрата. Разделите красный большой квадрат на два прямоугольника. Разделите большой синий квадрат на треугольник и четырёхугольник».

Результативность:

высокий уровень – ребёнок самостоятельно и безошибочно умеет разделить от 3 до 5 фигур. Допускаются небольшие подсказки педагога;

средний уровень – самостоятельно можно разделить 1-2 фигуры, остальные с помощью педагога;

низкий уровень – выполняет одно задание, но остальные не может сделать без помощи педагога.

Тест 7. «3D - фигуры»

Цель: выявление усвоения знаний об объёмных телах (куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, умения соотносить объёмные тела и геометрические фигуры.

Оборудование: объёмные тела, наборы геометрических фигур разной формы и размера (маленькие и большие).

Как проводить?

Педагог показывает цилиндр, дети составляют «паспорт фигуры» - находят два круга и прямоугольник.

Педагог показывает куб – дети выкладывают перед собой четыре маленьких квадрата.

Педагог показывает конус – дети выкладывают перед собой большой треугольник и маленький круг.

Педагог показывает треугольную пирамиду – дети выкладывают три больших треугольника и один маленький треугольник.

Педагог показывает шар – дети выкладывают три маленьких круга.

Результативность:

высокий уровень – ребёнок самостоятельно и безошибочно может выложить все «паспорта фигур» и назвать объёмные тела;

средний уровень – выполняет часть заданий при помощи педагога;

низкий уровень – не может назвать объёмное тело и без помощи педагога правильно выложить «паспорт фигуры».

Для подвижных игр можно использовать любые геометрические фигуры (если нет набора компании «ВЭЙ ТОЙ», сделанные своими руками из картона, фетра, «пенки», фомиарана, изолона и т. д. Некоторые игры предполагают наличие игрового поля. Для него идеально подходит поле в клетку из набора «Логика» компании «ВЭЙ ТОЙ» или игровое поле из набора «Форма, цвет, размер». Игровое поле в клетку можно сделать самостоятельно, например, нарисовать на ватмане, на полу мелом, сделать клетки при помощи изоленты или цветного скотча на линолеуме или ковре. А если купить клеёнку, перевернуть и нарисовать акриловой краской клетки, добавить кармашки, то её можно будет мыть после каждой игры.

Итоги работы : Отчёт о проделанной работы за учебный 2023-2024 год.

1. Подобрала и изучила методическую литературу по данной теме.

2. Изучила методы и приемы по развитию речи, мышления, воображения, память, внимания, мелкой моторики в течении учебного года пополняла образовательную среду.

3. Показала свои наработки автору данной пособий ВЭЙ-ТОЙ и получила диплом.

3. В течении года проводила образовательную деятельность с детьми с использованием различных форм, методов и приемов для развития внимания, логику, память, речь, воображения, мелкой моторики, физическое развития (подборка картотек, изготовление дополнительных игр своими руками используя ВЕЙ-ТОЙ).

4. Важным условием нашей работы является тесная связь с родителями наших воспитанников. И в течение всего учебного года предоставляла родителям опыт новых игр, предоставляла дидактические игры сделаны своими руками и рекомендации, как в домашних условиях можно использовать различные материалы.

Свою работу завершила презентацией по теме самообразования и показала коллегам мастер класс, как я использую подвижные игры ВЭЙ-ТОЙ в развитии интеллекта и математического мышления у дошкольников». Также провела итоговое собрание с родителями и показала мастер класс игры ВЭЙ-ТОЙ. На примере несколько игр, родителям показала и рассказала, как важно проводить обучение в движении, что пособие ВЭЙ-ТОЙ развивает физические, умственные и эмоциональные способности ребёнка. А ещё создаёт жизнерадостную обстановку.

Опыт работы показал, что проводя занятий именно в форме подвижных игр, дети быстрее усвоили, поняли и дал положительный результат в развитии математических способностей детей. Планирую в дальнейшем продолжить работу с детьми по данному направлению.

Публикации по теме:

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазлИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Использование подвижных развивающих игр VAY TOY в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 апреля 2024 в 23:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД