Лучший педагог года

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Самойлова Галина
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

План по самообразованию инструктора по физической культуре.

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Разработала:

Самойлова Г. В.

инструктор по физ. культуре

Сентябрь 2023 – май 2024 г. г.

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач развития страны.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России, в том числе и детей, проблема сохранения здоровья, а также формирования представлений о здоровье, о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне.

В современных условиях возрастает социальная а также педагогическая значимость сохранения и укрепления здоровья ребенка в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Дошкольный возраст–это важный период в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте, человек проходит огромный путь развития. Именно в интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, а также формируются основные черты личности и характер.

Не следует забывать, что дошкольный возраст – это самое благоприятное время для формирования правильных привычек,сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведет к положительным результатам. Поэтому данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Нормативный срок освоения программы: сентябрь 2023– май 2024 учебный год.

Основания для разработки планирования:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

5. Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Чебурашка» пос. Манзя.

Актуальность

В ДО одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников.

Очень важно сформировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т. д.

Для этого нужно способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле, а также сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Я считаю, что эффективным способом педагогического воздействия на формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью должны стать здоровьесберегающие технологии : дыхательная и пальчиковая гимнастики, закаливание, игровой самомассаж и другие.

Результатом применения данных технологий будет здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Становление ценностного отношения у дошкольников к своему здоровью должно происходить не только в условиях детского сада, но и в семье. При этом необходимо выстраивать взаимодействие с родителями на основе анализа психолого-педагогической ситуации в семье, что предполагает осуществление дифференцированного подхода в работе педагога.

При формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста огромное значение имеет соблюдение педагогом следующих методических правил:

• последовательность и системность в подаче материала (новое должно основываться на предыдущем материале);

• доступность, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка;

• включенность детей в активную игровую деятельность;

• наглядность, необходимая для восприятия правил здорового образа жизни;

• психологический комфорт каждого ребенка.

В процессе работы по данному направлению я планирую применить современные здоровьесберегающие технологии :

• Технология, направленная на развитие органов дыхания:

• дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают функции дыхательной системы, тем самым осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания.

• Технология, направленная на развитие речевого аппарата:

• пальчиковые игры и логоритмика влияют на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти.

• Технология, направленная на формирование у ребенка навыков собственного оздоровления :

• игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие.

• Технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата:

• упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

• Технологии, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей :

• ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.

При формировании здоровьесберегающих навыков и умений особое внимание буду обращать :

• на современные формы и методы физического развития дошкольников;

• на взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

• на региональные географические и климатические условия.

В этом случае результатами освоения представлений ЗОЖ будут не только знания и элементарные понятия, но и общее физическое развитие воспитанников.

Таким образом, учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности:

1. Цель и задачи

Цель: совершенствование профессиональных компетенций по вопросам формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здорового образа жизни.

Задачи:

1. Выявить ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью организации индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку.

2. Создать условия для формирования у дошкольников основ здорового образа жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий.

3. Изучить здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста.

4. Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом специфики ДОУ, климатических условий региона, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.

5. Разработать учебно-методический комплект по данной теме.

6. Организовать и провести мониторинг освоения воспитанниками ценностей здорового образа жизни (вводную и итоговую диагностику).

7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия дошкольников.

8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей.

9. Обобщить накопленный педагогический опыт среди коллег.

1. Предполагаемые результаты

Для детей :

• снижение уровня заболеваемости;

• в соответствии с возрастом у старших дошкольников развиты физические качества: общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, равновесие;

сформирован интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;

сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;

сформированы элементарные представления дошкольников о строении собственного тела;

сформированы представления о здоровом образе жизни и его важности.

Для педагога:

• развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов, сценарии оздоровительных развлечений и праздников, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;

• разработаны педагогические проекты по оздоровлению дошкольников и формированию у них основ ЗОЖ;

• внедрены в образовательный процесс оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у детей;

• обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования;

• организована психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для родителей:

сформированы педагогические знания и практические умения по формированию у детей основ здорового образа жизни;

• обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;

• развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;

• установлено единство с воспитателем группы в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.

1. Планирование профессиональной деятельности

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность

Организационно-аналитический 1. Анализ собственных профессиональных проблем.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования.

3. Разработка плана по самообразованию. Сентябрь 2023 – май2024г. г.

Ознакомление с новинками педагогической литературы – постоянно. • Самоанализ собственной

профессиональной деятельности:

• выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;

• определение условий реализации темы.

I. Ознакомление с научной и методической литературой по теме:

• Ознакомиться и изучить пособия по физическому развитию и оздоровлению дошкольников :

• Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно – методическое пособие. – М. : Линка-Пресс, 2016.

• Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М. : Айрис-Пресс, 2016.

• Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ : Проблемы и пути оптимизации. – М. : Гном, 2017.

• Попова Г. П., Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.

• Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет : пособие для педагогов дошк. учрежд. : в 3 ч. Часть III. – М. : Владос, 2018.

• Изучить и проанализировать здоровьесберегающие технологии из книг :

• Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М. : Школьная Пресса, 2016.

• Картушина М. Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М. : Сфера, 2017.

• Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М. : Мозаика-Синтез, 2017.

• Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей. - Человек, 2018.

• Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» – Волгоград: Учитель, 2016.

• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.

• Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет : кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2017.

• Осуществить выбор оздоровительных игр с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников:

• Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет : Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. - Волгоград: Учитель, 2017.

• Соломенникова Н. М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика. - Волгоград: Учитель, 2016.

• Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М. : АСТ, 2016.

• Деева Н. А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.

• Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2017.

4. Определение предполагаемых результатов.

5. Мониторинг деятельности (вводная диагностика). Октябрь 2023г. • изучение опыта других педагогов по вопросам формирования ЗОЖ у дошкольников.

Деятельность по мониторингу:

обработка полученных данных.

Практический 1. Создание психолого-педагогических условий.

2. Разработка методического обеспечения образовательного процесса.

3. Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

4. Взаимодействие с родителями. октября 2023- апрель 2024 г. I.Создание психолого-педагогических условий для формирования основ ЗОЖ у детей :

• Поддержка детской инициативы и самостоятельности.

• Проведение ситуаций позитивного общения.

• Поддержка доброжелательных отношений между детьми.

• Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка.

• Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

II. Разработка учебно-методического комплекта:

• Конспекты НОД оздоровительной направленности :

«Подарки здоровья»,

«Поликлиника для зверей», «Кукла заболела»,

«Азбука здоровья» и др.

• Сценарии оздоровительных проектов :

«День матери»,

«Здоровье с ранних лет».

• Картотека гимнастик

«Минутки здоровья» (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих, ортопедических,артикуляционных).

• Картотека дидактических игр

«Полезное – вредное»,

«Что за каша?»,

«Полезные продукты»,

«Лечебные травы» и др.

• Картотека игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов.

Картотека подвижных игр:

«Детский футбол»,

«Непоседы»,

«Кто быстрее» и др.

• Картотека упражнений на развитие общей выносливости, силы, быстроты, ловкости.

• Картотека упражнений на гибкость, координацию движений.

• Сценарии оздоровительных праздников и развлечений:

«Будем в армии служить»,

«В здоровом теле – здоровый дух,

«Весёлый старты».

Рекомендации и консультации для родителей и педагогов:

«Коррекция плоскостопия и осанки»,

«Здоровые дети в здоровой семье»,

«Современные технологии по оздоровлению дошкольников»,

«Методы оздоровления детей дошкольного возраста» и др.

• Буклеты, папки-передвижки по оздоровлению воспитанников :

«Здоровое питание»,

«Пейте, дети, молоко!», «Я здоровье берегу»,

«Игровой самомассаж для детей»,

«Подвижные игры для здоровья детей»,

«Здоровое питание».

III. Создание развивающей предметно-пространственной среды:

• Оснащение образовательного пространства спот-зала оборудованием и атрибутами к оздоровительным видам деятельности.

• Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

• подбор специальных пособий, книг, альбомов;

• подбор демонстрационного материала по теме;

• пополнение видеотеки по физическому развитию дошкольников.

IV.Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме:

«Дыхательная гимнастика для дошкольников»,

консультаций:

«Секреты бодрости для детей и родителей»,

«Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»,

«Гимнастика для глаз»,

«Игры с обручем»,

«Учим детей ходить на лыжах»,

«Здоровое питание ребенка – что это такое?».

Организация совместной деятельности по обогащению РППС:

изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования для каждого ребенка:

• пособий для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);

• пособий для развития основных видов движений (мешочки, мишени);

• пособий для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы, зрительные тренажеры);

элементов костюмов и атрибутов для спортивных праздников: шапочки, накидки, маски и т. д.

Обобщающий 1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика).

3. Отчет о проделанной работе на педсовете ДОУ. Апрель – май

2024г. • Анализ и оценка деятельности.

• Подготовка отчетов.

Деятельность по мониторингу:

• проведение диагностических наблюдений, тестов;

обработка полученных данных;

• соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

• Представление опыта в форме :

оздоровительных проектов

«Буду в армии служить»,

«Здоровье с ранних лет»;

• Презентации

• «Современные технологии оздоровления детей дошкольного возраста»,

• выступления

• «Организация предметно-пространственной среды в группе по оздоровлению детей дошкольного возраста»;

• публикации

• «Эффективные методы оздоровления детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности».

Литература

1. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет : Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. - Волгоград: Учитель, 2017.

2. Деева Н. А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.

3. Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М. : АСТ, 2016.

4. Картушина М. Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М. : Сфера, 2017.

5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-методическое пособие. – М. : Линка-Пресс, 2016.

6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М. : Айрис-Пресс, 2018.

7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М. : Мозаика-Синтез, 2017.

8. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ : Проблемы и пути оптимизации. – М. : Гном, 2017.

9. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2017.

10. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» – Волгоград: Учитель, 2016.

11. Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей. - Человек, 2018.

12. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.

13. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет : кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2017.

14. Попова Г. П., Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.

15. Соломенникова Н. М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика. - Волгоград: Учитель, 2016.

16. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет : пособие для педагогов дошк. учрежд. : в 3 ч. Часть III. – М. : Владос, 2018.

17. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М. : Школьная Пресса, 2016.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Самойлова Галина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 января 2024 в 17:21
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД