Получи документы

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Екатерина Еременко
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Самообразование на тему:

«Развитие мелкой моторики

у детей младшего возраста

через нетрадиционные техники рисования.

Должность: воспитатель

Ф. И. О. Еременко Екатерина Анатольевна: высшее

Стаж работы: 7 лет

Квалификационная категория: первая

Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.

Предполагаемая дата работы окончания над темой: май 2022г

Актуальность темы:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А Сухомлинский.

По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями

и пальцами рук и ног.

В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Учёными доказано, что центры головного мозга, отвечающие за эти способности непосредственно связаны с движением пальцев рук. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.

Н. А. Бернштейн в своей теории подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник.

Все дети любят рисовать. В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны и маленьким детям, и постарше. Нетрадиционные техники позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Ведь вместо кисточки и карандаша ребёнок использует для создания изображения различные предметы, которые его окружают. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо этих предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, развивать воображение, творчество, проявлять самостоятельность, инициативу, выражать индивидуальность. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Цель самообразования по теме:

- Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования

- Развитие у детей художественно – творческих способностей фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

ЗАДАЧИ:

1. Улучшать моторику рук, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего возраста

2. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования

3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

4. Развивать внимание, творческие способности, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение посредством использования нетрадиционных техник рисования, художественно-эстетический вкус, фантазию, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.

5. Воспитывать культурно гигиенические навыки при работе на занятиях рисования.

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

7. Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Динамика развития мелкой моторики.

• Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

• Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

• У детей должен повыситься уровень развития мелкой моторики, будут выполнять задания требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

• Научатся применять изученные техники приемы и материалы в непосредственно-образовательной самостоятельной деятельности.

• Проявлять интерес к творчеству.

• Активное участие и помощь родителей в работе по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного рисования различными предметами

• Участие детей в различных конкурсах в интернет ресурсах.

• Публикации результатов своей работы по теме самообразования в интернет ресурсах.

• Создание дидактических игр по теме самообразования и группового уголка.

Для реализации поставленных задач определила следующие этапы работы:

ЭТАПЫ работы по теме самообразования :

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2. ОСНОВНОЙ - апробация различных подтехнологий и методик организации работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ - подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

1. Изучение методической литературы и электронных ресурсов, повышение профессионального уровня, участие в профессиональных конкурсах, изучение опыта работы коллег через интернет-ресурсы, пополнение предметно-развивающей среды художественного уголка в группе.

2. Работа с родителями предусматривает:

Создание, просвещение родителей через публикации, консультации, размещение информации на стендах в родительских уголках, совместное оснащение группы бросовым, материалом, выставки детского творчества с использованием нетрадиционных техник рисования, конкурсы по проведению рисунков посредством нетрадиционного рисования.

3. Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развитие мелкой моторики рук и использование нетрадиционных техник рисования.

4. Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

Подбор методической литературы и её изучение по методам нетрадиционного рисования.

5. Изучение методической литературы по теме:

1. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009 г.

2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010 г.

3. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг», 2004 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

6. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.

7. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

8. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

9. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009

10. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

12. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

13. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

14. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М. : «Карапуз», 2009.

15. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.

16. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009

Виды нетрадиционных техник рисования

которые будут использованы в системе работы над темой.

«Рисование пальчиком»

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

"Рисование в файле"

В файл добавляем несколько разного цвета гуашь и можно крепить его к какой -то твёрдой поверхности, так чтобы ребёнок смог подходить и нажимать на него. Краски начнут смешиваться.

"Рисование по квадратам"

Изображение предмета с помощью закрашивания на листе квадратов в пикселях.

"Монотипия обычная".

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Отпечатки предметами".

Воздушные шары, конструктор, вилкой, пупырчатой клеёнкой, половинками овощей и фруктов, ребром картона,

расчёской, нитками, намотанные на предмет (каталка, спичечный коробок и т. д, пластмассовыми стаканчиками, колёсами от машины, ребром картона, вырезанные фигуры на овощах, дном пластмассовых бутылок.

«Кляксография трубочкой, кисточкой»

– это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле). Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т. д.). Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.

Недостающие детали дорисовываются.

"Скатывание бумаги"

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Далее можно предложить детям на выбор разноцветные краски и раскрасить эти приклеенные шарики.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки"

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование на мокрой бумаге, салфетке»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

2020 г - май 2021г

СЕНТЯБРЬ:

1. Изучение литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г. 5. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.

2. Составление плана по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»

3. Знакомство с новыми видами нетрадиционных техник рисования.

4. Работа с детьми: Конспект ОД «Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем».

5. Конспект ОД на тему: «Дождик, дождик – лей, лей» - рисование на песке

ОКТЯБРЬ:

1. Сбор материала по нетрадиционной технике рисования для детей младшего возраста из интернет источников.

Разработка ОД для дошкольников. Изучение литературы по дидактическим играм с использованием нетрадиционных техник. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». 2. Разработка картотеки дидактических игр и физминуток с использованием пальчиковой гимнастики в младшей группе по нетрадиционному рисованию

3. Работа с детьми: Конспект ОД на тему: «Листопад» - рисование печатками листьев.

4. Конспект ОД на тему: «Бусы» - оттиск печатками поролоном, пробкой.

НОЯБРЬ:

1. Разработка консультации для работы с родителями по теме самообразования.

2. Пополнение предметно – развивающей среды в художественном уголке.

3. Работа с детьми: Конспект ОД на тему: «Рябинка» - рисование пучком из ватных палочек.

ДЕКАБРЬ:

1. Продолжение изучения литературы по заданной теме :

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М. : изд. Центр Владос, 2008г Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.

2. Оформление информационного уголка для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

3. Конкурс для родителей с детьми, по проведению рисунков в нетрадиционной технике рисования на зимнюю тематику.

4. Работа с детьми:

Конспект ОД на тему: «Первый снег»- рисование снежинки мятой бумагой (фольгой,

ЯНВАРЬ:

1. Пополнение художественного уголка дидактическими играми.

2. Советы родителям: «Как и чем заинтересовать ребёнка для творчества в изобразительной деятельности».

3. Работа с детьми: Конспект ОД : «Снеговик» - скатывание шариков из бумаги. (Коллективная работа).

ФЕВРАЛЬ:

1. Изучение литературы Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

2. Разработка картотеки пальчиковых игр используемых на занятиях по нетрадиционному рисованию. Интернет ресурсы

3. Работа с детьми: Конспект ОД на тему: «Папин праздник» - коллаж с использованием различных видов нетрадиционной техники. (паралон, ребро картона,, воздушные шары, кружки от дырокола)

МАРТ:

1. Продолжение изучения методической литературы

Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.

2. Пополнение информацией в родительском уголке

3. Конкурс рисунков родителей с детьми на весеннюю тему в нетрадиционной технике рисования.

4. Работа с детьми: Конспект ОД : «Подарок любимой маме» - рисование пальчиками

АПРЕЛЬ:

1. Пополнение своего блога в интернет- ресурсе по теме самообразования.

2. Работа с детьми:

Конспект ОД на тему: «Украсим вазу для цветов» - рисование ладошкой

МАЙ:

1. Работа с детьми:

Конспект ОД на тему: «Что это может быть» - пофантазировать и дорисовать.

3. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе.

4. Подведение итогов в своей педагогической мастерской, в работе с родителями, с детьми.

Определить задачи для продолжения работы над темой в следующем году.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:

Публикация План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Еременко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования»
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 17:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД