Получи документы

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»

Людмила Рогаченко
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»

План работы по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».

Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы, способствующие эффективному сенсорному развитию младших дошкольников.

Задачи:

Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности“» размещена в разделах

1. Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.

2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.

3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.

Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она поспособствовала повышению уровня сенсорного развития воспитанников : у детей сформировались первичные, но в тоже время устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами, текстуре, вкусе, обогатилось сенсорное впечатление, развились любознательность, инициативность и самостоятельность. У родителей повысился уровень компетентности по организации детско-родительского взаимодействия с целью сенсорного развития своего ребенка. Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».

Актуальность: познавательному развитию в современной системе дошкольного образования отведено значимое место: одна из пяти образовательных областей, согласно ФГОС ДО, называется «Познавательное развитие». Сенсорное развитие направлено на формирование у детей познавательных интересов и активности, и на их интеллектуальное развитие. Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дошкольном возрасте игра – ведущая форма деятельности детей. Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования - «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности».

Схема работы по самообразованию :

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – проектировочный;

3 этап – практический

4 этап - подведение итогов, рефлексия.

1 этап (сентябрь, октябрь)

- Изученной методической литературы по теме сенсорного развития младших дошкольников;

- изучение опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2этап (октябрь, ноябрь)

Разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.

Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского

сада и на участке по данной теме.

Разработка анкетирования, мастер-класса, консультаций для родителей.

Разработка совместной детско-родительской НОД.

Для работы с детьми:

- создание картотеки дидактических игр «Сенсорное развитие» для детей дошкольного возраста (Приложение 1);

- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми;

- организация в групповом помещении сенсорного центра для свободного доступа детей.

Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся три-четыре раза в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников первой младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.

Для работы с родителями и коллегами:

- разработка детско-взрослых мероприятий, анкетирования, мастер-класса, рекомендаций, консультаций; семинара-практикума, консультаций, мастер-класса - для коллег.

3 этап (ноябрь – май)

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Ноябрь

1. Игровая ситуация «Соберем все красные круглые яблочки в корзинку».

Цель: способствовать формированию у детей первичных представлений о красном цвете и форме круга.

2. Игровое упражнение «Укрась бабочку».

Цель: способствовать формированию у детей умения группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

3. Игровая ситуация «Почини одежду зайчатам».

Цель: формировать у детей навык различия цвета и использования названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

4. Игровая ситуация «Подбери крышку к коробочке».

Цель: развивать у детей умение подбирать предметы по образцу. 1. Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

2. Рекомендовать родителям дома с ребенком собирать пирамидки, проговаривая цвета элементов пирамидки, их размер и форму. 1. Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсорному развитию детей».

Декабрь

1. Дидактическая игра «Подбери цвет».

Цель: способствовать обобщению представлений детей о цвете, формировать навык - объединять предметы в группы по цветам.

2. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Цель: продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, формировать навык - различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Формировать представления у детей о животных.

3. Дидактическая игра малой подвижности «Полянка».

Цель: формировать у детей навык группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Создать условия для понимания детьми слов: «цвет», «такой», «не такой», «разные».

4. Игровое упражнение «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать формировать у детей навыки снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт. 1. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» (Приложение 2).

2. Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обращать внимание ребенка на фигуры и цвета, встречающиеся на пути (форма дорожного знака, цвет сигнала светофора и пр.) 1. Мастер-класс «Привлечение родительской общественности к сенсорному развитию дошкольников».

Январь

1. Дидактические игра по методике М. Монтессори «Светофор»

Цель: побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек. Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь. Обогащать словарный запас.

2. Игровая ситуация «Подбери чашки к блюдцам».

Цель: продолжать формировать у детей навык различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

3. Дидактическая игра «Найти скорее этот цвет!».

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о цвете.

4. Детско-родительская НОД «Мир удивительных вкусов».

Цель: продолжать формировать представления детей о вкусе и его особенностях. 1. Рекомендовать родителям для сенсорного развития детей использовать игры по методике М. Монтессори.

2. Детско-родительская НОД «Мир удивительных вкусов».

Цель: продолжать развивать у родителей навык организации детско-взрослой познавательно-игровой деятельности с целью сенсорного развития, вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.

1. Семинар-практикум «Педситуации и их решения по вопросу сенсорного развития младших дошкольников».

Февраль

1. Продуктивная деятельность «Бусы».

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно–моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости.

2. Игровое упражнение «Разложи фигуры по местам!»

Цель: познакомить детей с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формировать навык подбирать нужные формы разными методами.

3. Игровая ситуация «Найди окошко для фигурки».

Цель: продолжать формировать у детей навык соотносить форму деталей с формой отверстия.

4. Игра «Чередование флажков»

Цель: работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие. Консультация для родителей «Эффективность использования сенсорных игр в развитии младших дошкольников».

1. Консультация для воспитателей «Обогащение сенсорного опыта детей младшей группы».

Март

1. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

Цель: знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.

2. Дидактическая игра «Чем пахнет?».

Цель: формировать у детей первоначальное представление о запахах, о их особенностях.

3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущения детей.

4. Дидактическая игра «Ленточки для кукол».

Цель: продолжать формировать у детей навык фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета. 1. Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обращать внимание ребенка на фигуры и цвета, встречающиеся на пути (форма дорожного знака, цвет сигнала светофора и пр.)

2. Рекомендовать родителям играть с ребенком в игру «Чудесный мешочек». 1. Мастер-класс «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников через игровую деятельность»

Апрель

1. Детско-родительская творческая выставка «Моя любимая фигура»

Цель: обобщить представления детей о знакомых геометрических фигурах, создать условия для эмоционального подъема детей, способствовать укреплению детско-родительских связей.

2. Дидактическая игра «Собери пирамидку».

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

3. Игровая ситуация «Складывание матрешки с двумя вкладышами».

Цель: продолжать развивать умение простым действиям с предметами, отличающимися по величине. 1. Детско-родительская творческая выставка «Моя любимая фигура».

2. Рекомендовать родителям собирать с ребенком матрешки, проговаривая свои действия.

3. Рекомендовать родителям играть с ребенком в игру «Чудесный мешочек».

1. Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию.

Май

1. «Чудесный мешочек».

Цель: закреплять представления детей о форме (куб, шар, кирпичик).

2.«Разложи по коробочкам».

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Итоговое мероприятие: Вечер игр.

Цель: обобщить представления детей о формах, величине, запахах, цветах, текстуре объектов окружающего мира посредством коллективной познавательно-игровой деятельности. Создать условия для эмоционального подъема детей. 1. Рекомендовать родителям во время летнего периода для сенсорного развития детей использовать игры и игровые упражнения.

1. Отчет на итоговом педсовете о работе по самообразованию на тему теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности», рекомендации применения игр при организации воспитательно-образовательного процесса и сотрудничества с семьями воспитанников.

4 этап (май) – рефлексия

Работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды: сенсорный центр, содержащий помимо дидактических игр и пособий по сенсорному развитию следующие материалы для экспериментирования: клубки ниток, различной фактуры ткани, прищепки, природный материал, емкости с водой и песком и многим другим.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:

Публикация План по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Рогаченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством познавательно-игровой деятельности»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 20:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД