МААМ-картинки

План ООД по ознакомлению детей с пейзажной живописью в старшей группе

Людмила Антоненко
План ООД по ознакомлению детей с пейзажной живописью в старшей группе

План ООД в старшей группе по ознакомлению детей с пейзажной живописью.

Тема: Как художник использует цвет для передачи сезона, состояния погоды, настроения.

Образовательная область: художественное творчество.

Публикация «План ООД по ознакомлению детей с пейзажной живописью в старшей группе» размещена в разделах

Задачи: Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи - это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его со своим личным опытом и чувствами.

Обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческим и терминами.

Планируемый результат развития интегративных качеств: умеют высказываться по поводу увиденного, соотносить его со своим личным опытом и чувствами,

дети эмоционально откликаются на произведения живописи, музыки, литературы.

Методы и приёмы. Словесные методы: беседа, вопросы, поощрение, напоминание, художественное слово. Наглядные методы: репродукции «Золотая осень» И. Левитана, «Зима»И. Шишкина, Московский дворик Поленова, «Пейзаж в Островском» Н. Ромадина; «Закат»А. Рылова, «Сумерки. Стога.» И. Левитана, «Вид памятника Петру I»,В. Сурикова, «Полдень. В окрестностях Москвы» И. Шишкина; «Зелёный шум» А. Рылова, «Мокрый луг» Ф. Васильева, «Сказка инея и восходящего солнца»И. Грабаря.

Материал. Демонстрационный материал: : репродукции «Золотая осень» И. Левитана, «Зима»И. Шишкина, Московский дворик Поленова, «Пейзаж в Островском» Н. Ромадина; «Закат»А. Рылова, «Сумерки. Стога.» И. Левитана, «Вид памятника Петру I»,В. Сурикова, «Полдень. В окрестностях Москвы» И. Шишкина; «Зелёный шум» А. Рылова, «Мокрый луг» Ф. Васильева, «Сказка инея и восходящего солнца»И. Грабаря.

Содержание образовательной деятельности.

Дети свободно садятся перед стендами с репродукциями картин (открыт только первый стенд).

В о с п и т а т е л ь. Сегодня мы познакомимся с очень интересными пейзажами и узнаем о некоторых тайнах художников. Давайте сначала полюбуемся этими картинами. (Показывает на первый стенд.) Скажите, о чем они? Да, художники изобразили здесь разные времена года: осень, зиму, лето, весну. Покажите мне картину об осени («Золотая осень» И. Левитана). Как вы догадались, что это осень? Вам это подсказали краски, которые использовал художник? Назовите эти краски. (Ответы детей.) Да, желтые, оранжевые, красные, золотые, теплые коричневые цвета листьев, зеленовато-коричневые, бурые цвета травы. Как назвать, одним словом эти краски? Теплые. Они создают ощущение нарядности, радости, праздничности, торжественности. Это громкие, звонкие, яркие краски золотой осени.

А эта картина о чем? («Зима» И. Шишкина.) О зиме. А как вы догадались? Художник нарисовал заснувший под пушистым снежным ковром дремучий лес. Все покрыто сияющим снегом. Снег голубоватый в тени и коричневато-желтоватый там, куда падает свет зимнего солнца. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл. А какая стоит тишина? Вы чувствуете ее? Ничто не шелохнется.

«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.» - так красиво об этом лесе сказал поэт Сергей Есенин. А художник Иван Шишкин о зимнем лесе рассказал красками.

Вот еще одна картина. («Московский дворик» В. Поленова). А она, о каком времени года? Молодцы! Сразу узнали, что это лето, летнее утро в городе. Художник В. Д. Поленов изобразил то, что увидел в московском дворике. Улица где-то там, в отдалении. А мы как будто вошли во двор. Потемневшие деревянные заборы, сараи, сенники, колодцы, старинный барский особняк, почти скрытый густыми зарослями сирени. Вдали крыши невысоких московских домов, купола церквей, белый шатер колокольни. Краски нам говорят о том, что это летний полдень. Ярка и свежа зелень травы, прозрачна голубизна неба, желтеет песок на дорожках. Легкие голубоватые тени лежат на стенах дома, на крышах, на колокольне и церкви. Горят на солнце золотые купола церкви, усиливая своим сияньем ощущение солнца и тепла, разлитого в природе. Пригрелась на солнышке рыжая лошадка, в траве бродят куры, играют дети, вдали идет женщина с ведром. Ощущение ясного, жаркого, безмятежно-спокойного летнего дня.

Расскажите, с помощью, каких цветовых тонов передал нам это ощущение художник? Давайте вглядимся в небо. Какое оно? Прозрачное, нежно-голубое, чуть розоватое к горизонту, с легкими белыми облачками. А какие цвета использовал художник, изображая землю? Ярко-зеленая травка дворика, светло-песочного цвета тропинки, высветленная солнцем зелень деревьев и кустов, выглядывающих из-за заборов и домов. А какого цвета строения? Каменные строения: пятиглавая церковь и колокольня с золочеными куполами, старинный особняк (дом) голубовато-белые, с желтовато-розовыми тенями, со светло-зелеными (салатного цвета) крышами. Деревянные строения, освещенные солнцем, кажутся очень теплыми, прогретыми на солнце, издающими мягкий запах старого дерева. Воздух такой прозрачный, нежный, легкий, чистый, что видны крыши дальних домов, маковки церкви и колокольни. От картины веет ощущением ясности, прозрачности, чистоты, ласкового тепла, спокойствия, безмятежности и радости жизни. И это все благодаря цветовому созвучию, цветовой гармонии, найденной художником.

Вглядитесь внимательно в эту картину («Пейзаж в Островском» Н. Ромадина). А здесь, какое время года изобразил художник? В чем особенность красок, которые он использовал? Да, это весна. Нежным зеленовато-голубовато-серым пухом первой зелени покрыты кусты. Какие акварельные, чистые цвета! Они создают ощущение прозрачности, свежести, нежности! Кажется, что прозрачный воздух напоен запахами проснувшейся земли, ароматами весенней молодой листвы, разворачивающихся почек. Цветут вербочки, даже молоденькая сосенка (на переднем плане) украсилась розовыми свечками. Все зеленеет. Кажется, что и вода в лесном болотце зазеленела, отражая, свежую зелень деревьев и кустов.

Итак, мы с вами рассмотрели картины на этом стенде и открыли одну из тайн живописца : чтобы люди узнали, какое время года изображено, и почувствовали его, художнику надо найти точные цвета и цветосочетания, которые передадут ощущение холода и тепла, звонкости, громкости или мягкости, нежности, разлитых в природе.

Посмотрим следующий стенд. (Открывает картины 2-го стенда, дает возможность детям их рассмотреть.) Как вы думаете, о чем в этих картинах нам рассказывают художники? О вечернем закате, о зимней ночи, о жарком летнем полдне. Давайте рассмотрим эти картины. Картина «Закат» А. А. Рылова. Какое время суток здесь изобразил художник? Летний закат. Как вы об этом догадались? Необычайно ярко-красное небо с золотой полоской у горизонта и такое же красное отражение его в реке. Темными коричневыми контурами просматриваются деревья и дальний лес. А какое чувство возникает у вас? Да, ощущение чего-то тревожного, ощущение опасности, настороженности.

Что вы расскажете об этой картине? Здесь, какое время суток изобразил художник? («Вид памятника Петру I» В. Сурикова.) Молодцы! Правильно отгадали - это зимняя ночь. Какие краски нам помогли это узнать? Сине-зеленоватое небо с легкими голубовато-белыми облачками и желтым диском луны. На фоне неба просматривается темным контуром громада Исаакиевского собора и памятник Петру I. А что нам говорит о том, что это зимняя ночь? Снег на переднем плане. Он голубоватый в тени и желтоватый от падающего на него света фонарей. Цветовая гамма, использованная художником, создает ощущение таинственности, призрачности, холодности зимней ночи.

О каком времени суток повествует эта картина? («Полдень. В окрестностях Москвы» И. Шишкина.) Как догадались? Подумайте, что заинтересовало художника, и про что он нам хотел рассказать? Это летний полдень. Жара. Огромное, высокое голубое небо со светящимися по контуру легкими облаками. Вдали бескрайние просторы зеленеющих лугов, деревенька и колокольня на дальних косогорах. Прямо перед нами широкая сельская дорога с наезженной колеей, в которой еще не высохла вода от недавно прошедшего летнего дождя. А по обе стороны дороги тянутся огромные поля поспевающей ржи. Широкая дорога, уходя вдаль, сужается и как бы продолжается вдали лентой реки. Картина очень светлая по колориту, наполненная радостной умиротворенностью, спокойствием и тишиной жаркого летнего дня. Это ощущение усиливается и фигурами крестьян, спокойно идущих по дороге. Бесконечность просторов, родное русской душе раздолье!

Итак, мы узнали еще одну интересную тайну живописцев : с помощью цвета и его сочетаний художник может передать время суток так, что мы легко их узнаем и почувствуем, ощутим.

Посмотрите на эту картину. Она называется «Сумерки. Стога». Написал ее художник Исаак Ильич Левитан. Что значит слово «сумерки»? Какое это время суток? Да, это время, когда кончается вечер, а ночь еще не наступила. Расскажите об этой картине.

Недвижно сияет в небе желтовато-красный лик одинокой полной луны. Кажется, что она сторожит и стога, и ночной покой. В надвигающихся сумерках в призрачном голубовато-серебристом свете луны возвышаются на скошенном поле стога. Кажется, что мы чувствуем нежный аромат свежего сена, разлитый в теплом воздухе летнего вечера. Посмотрите, какое многообразие оттенков цвета использовал художник при изображении неба: розово-серый, серо-голубой, пепельно-сизый; они переходят один в другой и гаснут в темно-серой тени сумерек. Тают в лиловой мгле округлые очертания стогов. Стога написаны в тончайших оттенках серо-зеленого, серо-коричневого, оливкового цвета. Они по-разному освещены лунным светом, поэтому и цвет разных стогов неодинаковый.

Силуэты стогов уходят далеко-далеко, уменьшаясь в размерах. Кажется, что поле огромно, без конца и края.

Какие ощущения у вас, дети, вызывает эта картина? Да, ощущение таинственности, задумчивой грусти, торжественной, какой-то звенящей тишины, безлюдья, умиротворенности природы после жаркого дня.

Рассмотрим последний стенд с картинами. (Открывает 3-й стенд.) Здесь я вам приготовила еще одну загадку - еще одну тайну живописи. Посмотрите внимательно на картины и постарайтесь сами догадаться, что же это за тайна? (Дается время для рассматривания.) Так про что же эти картины? Про ветер, иней, прошедшую грозу. Посмотрите на картину художника А. А. Рылова «Зеленый шум». Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? Что он увидел интересного, на что и наше внимание хотел обратить? (Ответы детей.) Да, художнику удалось показать ветер, который раскачивает верхушки деревьев, треплет молодую листву. Кажется, что и мы слышим шум ветра и шелест листьев. Как это удалось изобразить художнику? А посмотрите, как он положил краски на холст? Да, косыми мазками, вот и возникает ощущение движения. Посмотрите, какое это время года? Да, это весна - шумная, веселая. «Зеленым шумом» называет народ весеннее пробуждение природы. Посмотрите, какие краски использовал художник. Ярко-зеленая, изумрудная листва освещенных солнцем деревьев и трава на взгорье, зеленовато-голубоватая даль луга, ясное голубое небо с легкими бегущими облачками, синий, сине-фиолетовый, Фиолетово-розовый цвет воды - это все холодные тона. А какое настроение они создают? (Ответы детей.) Да, они дают ощущение прохлады, свежего ветра, ясного дня, радости весны.

Гуляет над землей буйный весенний ветер. Хозяйничает на просторах полей и вод. Это настроение выразил поэт Н. А. Некрасов:

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако; все зелено -

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Чтобы выразить свои мысли, свои чувства и передать их нам, поэту нужно подобрать особенные слова, особенный ритм стихов. А как быть художнику? Как ему выразить свое настроение? (Ответы детей.) Да, ему нужно подобрать такие цвета, которые бы передали нам и время года, и состояние погоды, чтобы мы и увидели это, и почувствовали настроение весенней природы.

Расскажите об этой картине («Мокрый луг» Ф. Васильева). Какое время года, какую погоду изобразил художник? Лето, только что прошла гроза. А как мы об этом узнали? Еще клубятся в небе грозовые облака. Темно-синяя туча с фиолетовыми оттенками еще висит вдали над белой пеленой дождя. А на земле все уже затихло, успокоилось, пропиталось живительной влагой. Ликует и трепещет в напоенном светом воздухе каждый листочек, каждая травинка с блестящими капельками дождя. Перед нами, на переднем плане, засверкала омытая дождем зелень луга. Даже воздух, кажется, еще насыщен влагой. Но где-то в небе, за желтоватыми тучами, солнце. Вот-вот оно выглянет и засияет. Легкий ветерок бороздит гладь воды. Тень от тучи бежит вслед за ней. Умиротворенная и освеженная дождем природа отдыхает. Ощущение свежести, влажности и уходящей тревоги испытываем мы от этой картины.

А это что за прелестная картина? Как вы думаете, о чем она? И. Э. Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца». Что вы чувствуете, глядя на нее? Радость, праздничность, очарование, удовольствие. А почему, как вы думаете, художник изобразил зиму, заснеженные деревья, иней и снег такими нежными розовато-фиолетовыми, голубыми, желто-оранжевыми красками? Вам приходилось когда-нибудь видеть такое зимнее утро? Когда же это бывает? Да, когда очень холодно, морозно и солнечно. Встающее солнце своими лучами освещает все вокруг, и от этого иней на деревьях, снег становится сказочно розовым, необыкновенно нежным. Каждая веточка березок покрыта инеем, и они превратились в необыкновенно пушистые каскады. Хороша картина?

Значит, природа все время изменяется, она разная, и живописец может нам с помощью красок рассказать не только о сезоне (весне, лете, зиме, осени, времени суток (утро, полдень, сумерки, ночь, но еще и о состоянии погоды: инее, дожде, ветре, грозе, снеге, тумане. Посмотрите еще раз внимательно на все эти картины, полюбуйтесь мастерством художников-живописцев, которые умеют писать так живо, так необыкновенно, удивительно, используя цвет и цветосочетания - основное средство выразительности в живописи. Это один из секретов художников-живописцев.

Публикации по теме:

Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на сентябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на апрель для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на декабрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на февраль для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на январь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на май для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на март для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на ноябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на октябрь для детей старшего возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель:Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План ООД по ознакомлению детей с пейзажной живописью в старшей группе
Опубликовано: 11 октября 2020 в 17:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План ООД по ознакомлению детей с пейзажной живописью в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Антоненко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД