МААМ-картинки

Песочная живопись как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Елена Шмыгарева
Песочная живопись как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Левина Р. Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.

Публикация «Песочная живопись как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Р. Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР :

• Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т. н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами.

• Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

• Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей, вносящих соответствующие пояснения в их речь.

• Четвертый уровень выделила Татьяна Борисовна Филичева характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

• Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;

• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т. е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

• Речь детей с ОНР малопонятна.

Одной из важных задач коррекционной работы с детьми, имеющими данное, является формирование пространственных представлений.

Пространственные представления – представления о пространстве и пространственно-временных признаках и отношениях: форме, величине, относительном взаиморасположении объектов действительности, их поступательных или вращательных движениях

Формирование пространственных представлений – длительный и сложный процесс, который начинается в детстве, продолжается в дошкольном возрасте и улучшается во время обучения в школе. Отсутствие сформированности пространственных представлений сказывается на интеллектуальном уровне развития ребенка, в школьный период проявляется нарушениями чтения, письма и счета

Пространственные представления начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах,а так же что пространственные представления у детей развиваются поэтапно.

На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе» : определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотношение с различными сторонами собственного тела (вверху, внизу, сзади, спереди, справа, слева). Данный этап в норме начинает формироваться на самых ранних этапах развития — на первом году жизни. Разумеется, на данном возрастном периоде формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного вида ощущений, идущих от собственного тела и в процессе взаимодействия со взрослым. Элементарное знание схемы собственного тела и, в частности, лица, дети демонстрируют уже к полутора годам в виде показа частей тела в ответ на вопросы взрослого : «Где у нас носик?» «Где у нас глазик?» и т. д.

Затем ребенок переносит эти знания о частях тела и лица на другого человека, куклу, также показывая их. Но при этом, разумеется, ребенок не вербализует, то есть не может назвать, где находится та или иная часть тела или лица: максимум, что он может сказать —это «тут», «вот». Таким образом, формирование представлений о собственном теле в онтогенезе, что совершенно естественно, опережает вербализацию этих представлений. Сформированность умения ориентироваться «на себе» является основой для развития следующего этапа, который заключается в овладении ориентировкой на других объектах, умении ориентироваться в окружающем пространстве «от любого предмета».

На третьем этапе дети осваивают словесную систему отсчета по направлениям; изначально в импрессивном плане, а затем в экспрессивном (иногда параллельно) у ребенка возникает возможность вербализовать представления предыдущего (второго) уровня. Появление пространственных представлений на вербальном уровне сопоставимо с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. д.) появляются в речи позже, чем такие, как верх, низ, близко, далеко и т. д.

На четвертом этапе происходит активное применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости (на листе бумаги, в тетради в клетку).

Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития закону основной оси. Согласно ему представления ребенка совершенствуются в порядке начиная с плоскости расположенной вдоль его основной оси, вдоль средней линии тела (позвоночника). То есть сначала формируются вертикальные представления, после —горизонтальные «от себя» вперед, затем —представления о правой и левой стороне. Последним формируется понятие «сзади».

Итоговым результатом развития ребенка на данном этапе является целостная картина мира в перцепции пространственных взаимоотношений между объектом и собственным телом.

Особенности формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи заключаются в том, что у детей данной нозологической группы проблемы понимания пространства могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, имеющей многоуровневое, вертикальное строение. Все уровни данной системы формируются, надстраиваясь один над другим, на ранних стадиях онтогенеза. Каждый из уровней включает в себя предыдущие и формируется на их основе, поэтому несформированность одного уровня сказывается на дальнейшем наращивании вышележащих уровней и на функционировании всей системы в целом.

Поэтому нужен новый подход к формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием

Арт-терапия является одним из высокоэффективных методов, используемых в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития. Из-за постоянного роста количества детей с речевыми нарушениями у специалистов появляется необходимость в поиске новых технологий.

По опыту использования, можно сказать, что арт-терапия очень эффективна в работе с детьми, и помогает добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Достоинства арт-терапии:

1. Может использоваться в любом возрасте. Не имеет противопоказаний.

2. Развивает творческий потенциал человека;

3. Способствует саморазвитию и самовыражению;

4. Является средством невербального общения;

5. Вызывает у человека положительные эмоции.

Функции арт-терапии:

1. Помогает избавиться от негативных мыслей и эмоций;

2. Помогает избавиться с проблемами в общении;

3. Снимает нервно-психическое напряжение, помогает выявить и избавиться от психологических проблем

Арт-терапия имеет большое количество видов и направлений. Одно из самых популярных направлений это изотерапия – метод терапии посредством рисунков. Данный метод позволяет избавиться ребёнку от негативных эмоций и страхов. Он позволяет выразить свои эмоции, свободно выражать свои мечты.

Мы предлагаем новую технологию для развития пространственных представлений – песочная живопись

Песочная живопись –уникальное направление в изобразительной деятельности.

Материал: сыпучий песок, соль, манная крупа, мелкий кофе, особый стол с подсветкой, из инструментов – только руки педагога и ребёнка.

Песок – это материал для медитации, поглощающий негативные эмоции. В течение часа рисования песком все физические и умственные процессы стабилизируются.

Психологи рекомендуют это занятие особенно гиперактивным и чрезмерно возбужденным детям, поскольку они лучше понимают, как свои собственные, так и чужие чувства, приобретают навыки социальной коммуникации и развивают позитивное отношение к себе и своему окружению.

Картины могут быстро сменяют одна другую, все действо сопровождается музыкой – такие занятия стали очень популярными в последнее время.

Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу двумя руками, что способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.

Каждое занятие песочной живописью – это путешествие в сказку. Таким образом, эти занятия развивают не только пространственные представления, мелкую моторику и воображение, но и речь детей. Освоив азы песочной анимации, дети сами начинают придумывать и создавать сказочные истории. Начать изучение песочной анимации необходимо со знакомства с основами рисунка, основными художественными приемами и техниками рисования песком.

Так что же нужно для рисования песком? На самом деле все достаточно просто :

Необходим материал, которым мы будем рисовать –мелкий песок, который можно «накопать» в песочнице у дома, но прежде чем им рисовать, он должен пройти обработку (просеять, промыть и прокалить в духовом шкафу, если нет возможности найти песок, то его можно заменить на молотый кофе, манную крупу и соль.

Нам понадобится специальный стол с подсветкой (если такого нет, то его можно сделать из подручных материалов: рамка для фотографий, лист А4, фонарики)

Из инструментов для рисования понадобятся только руки ребенка и педагога.

Существует множество техник рисования песком: ладонью, кулаком, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего и т. д.

Главная особенность данной техники рисования – всё поправимо. Ошибки на песке исправить гораздо легче, чем на бумаге. Что даёт ребенку возможность чувствовать себя успешным.

Использование песка в процессе изобразительной деятельности помогает детям овладеть такими навыками, как передача композиции, пропорций изображения, овладение световыми и теневыми тонами. У детей дошкольного возраста вырабатывается точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, когнитивные психические процессы, способность действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать желаемой цели и обеспечивать контроль над своими действиями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Библиотека изображений:

Публикация Песочная живопись как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Шмыгарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Песочная живопись как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 23 января 2023 в 22:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД