Лучший педагог года

Песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников (1 фото)

Кристина Андреевна Смелянцева
Песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников

На сегодняшний день стремительные изменения во всех сферах современного общества выдвигают перед образованием новые требования: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач. Необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В концепции ФГОС ДО 2 в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих способностей ребёнка.

Публикация «Песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии творческих способностей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных средств для этого – занятия песочной терапии в детском саду.

Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, развивает творческие способности, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу творчества, способствует эффективному развитию воображения и восприятия, что обуславливает актуальность исследования.

Цель исследования: - всестороннее изучить проблему развития творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии;

- разработать и апробировать программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии».

Задачи исследования:

• рассмотреть понятие «творчество» и «способности» в психолого-педагогических исследованиях;

• изучить возможности песочной терапии в развитии творческих способностей у дошкольников;

• проанализировать деятельность МБДОУ №223 города Кемерово;

• разработать и апробировать программу, направленную на развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у дошкольников.

Предмет исследования: песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников.

Гипотеза: процесс развития творческих способностей у дошкольников будет проходить эффективно, если будет разработана и апробирована программа, направленная на развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

В работе использовались следующие методы: теоретическая основа литературы по теме исследования; диагностическая методика: тест П. Торренса; тестирование; беседы; наблюдение.

Методологической основой являются работы Э. Э. Большебратской 1, Ю. В. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой 3, Т. Г. Казаковой 4 .

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве 1, с. 11 .

Однако главные возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Игры с песком применяются как средство развития творческих способностей у детей.

С точки зрения Т. Г. Казаковой, творческие способности – результат овладения ребенком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества. [4, с. 94].

Песочная терапия для дошкольников – это прекрасная возможность для самовыражения, она развивает фантазию, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, песочная терапия способствует развитию навыкам коллективной и индивидуальной творческой работы : умение понимать и видеть красоту окружающей действительности, передавать собственное восприятие мира через художественную деятельность.

Исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение № 223 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» города Кемерово.

В МБДОУ №223 ведется разносторонняя деятельность по всем направлениям. Но наряду с положительными результатами выявлены недостатки: в планировании мало уделяется индивидуальной работы с детьми. В своей деятельности педагоги в большей степени опираются на традиционные техники по развитию творческих способностей воспитанников, когда как нетрадиционным уделено недостаточное внимание, например, таким как песочная терапия. В соответствии с ФГОС работа должна совершенствоваться, быть результативной, поэтому мы решили разработать и внедрить программу по развитию творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии.

В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет.

Практическое исследование состояло из шести этапов:

1 этап – всесторонне изучили проблему развития творческих способностей у дошкольников на базе МБДОУ №223 города Кемерово;

2 этап – определили критерии развития творческих способностей у дошкольников;

3 этап – провели входную диагностику уровня развития творческих способностей детей;

4 этап – разработали программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»;

5 этап – апробировали программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»;

6 этап – провели итоговый контроль уровня развития творческих способностей детей и оценку результативности программы «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии»;

Далее подвели итоги и обобщили результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей у дошкольников.

При определении уровня развития творческих способностей и его особенностей у детей дошкольного возраста был использован тест «Незаконченный рисунок» П. Торренса.

Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные показатели, полученные в ходе проведения методики «Незаконченный рисунок» (входная диагностика)

Уровень Количество детей, чел. Количество %

Высокий 11 55

Средний 6 30

Низкий 3 15

Исходя из таблицы 1, мы выявили три уровня способности построения целостного образа у дошкольников :

Высокий уровень – ребенок угадывает по 1 - 2 рисунку. Таких детей оказалось 11 (55%).

Средний уровень - угадывают изображение на третьем рисунке. Данный уровень получили 6 дошкольников (30%). Низкий уровень – объект угадывается по четвертому рисунку, что означает, что ребенок не выполнил задание. Таких детей оказалось 3 (25%).

Отобразим полученные результаты схематично на Рисунке 1.

Рис. 1

Анализ результатов теста «Незаконченный рисунок» (входная диагностика)

Таким образом, по итогу диагностической методики был получен высокий (55%) и средний (30%) уровень развития творческих способностей в группе обследуемых старших дошкольников. К низкому уровню было отнесено– 15%. Для работ этих детей характерно, излишняя схематичность, практически полное отсутствие деталей.

Далее мы разработали программу «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии», целью которой было создание благоприятных условий для развития творческих способностей у старших дошкольников, на основе использования песочной терапии.

Целью следующего этапа исследования явился анализ результативности апробированной программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. Для повторной оценки уровня развития творческих способностей у детей обследуемой группы были использованы та же методика, что и на входной диагностике.

Проанализируем результаты, полученные в ходе итогового контроля у дошкольников.

Результаты, полученные в ходе повторного проведения методики, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные показатели теста «Незаконченный рисунок» (итоговый контроль)

Уровень Количество детей, чел. Количество %

Высокий 18 90

Средний 2 10

Низкий 0 0

Представим полученные результаты в ходе итогового контроля наглядно (рисунок 2).

Рис. 2

Анализ результатов теста «Незаконченный рисунок» (итоговый контроль)

Данные рисунка 2 позволяют сделать вывод о том, что показатели уровня развития творческих способностей у детей в целом изменились: 18 детей (80%) имеют высокий уровень. 3 дошкольников (20%) показали средний уровень, в свою очередь, с низким уровнем детей не оказалось.

Итак, полученные результаты итогового контроля показали положительную динамику.

Далее, обобщим результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей средствами песочной терапии у детей дошкольного возраста.

На рисунке 3 отразим полученные результаты теста «Незаконченный рисунок» обеих групп по итогам входного и итогового контроля.

Рис. 3

Сравнительные результаты теста «Незаконченный рисунок» по итогам входного и итогового контроля

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что результаты итогового контроля повысились с 55% до 80%, данный уровень явился в группе испытуемых преобладающим. Показатель среднего уровня повысился с 20% на 30%. Таким образом, целенаправленная работа по развитию творческих способностей на данном этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в творчестве дошкольников возросла.

Работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии действительно является эффективной, поскольку способствовала повышению интереса, помогала развитию творчества, любознательности, умению видеть красоту в окружающем мире.

В результате освоения данной программы дети к концу года стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Творческие работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

В связи с этим, следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческих способностей и совершенствования приёмов работы с песком у детей дошкольного возраста.

Разработанная и апробированная программа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами песочной терапии доказала свою эффективность и может быть рекомендована в других дошкольных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Электрон. дан. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 17.01.2016).

2. Большебратская, Э. Э. Песочная терапия Текст / Э. Э. Большебратская. – Петропавловск, 2011. – 74с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – М. : Речь, 2005.

4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] /Т. Г. Казакова – М. : Просвещение, 2011. – 192с.

5. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника Текст / О. М. Дьяченко. - М. : Знание, 2011. – 96 с.

Песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников
Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:

Публикация Песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кристина Андреевна Смелянцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Песочная терапия как средство развития творческих способностей у дошкольников
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 09:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД