Лучший педагог года

Песочная терапия

Екатерина Окулова
Песочная терапия

«Песочная терапия»

как технология профилактики и коррекции проблем

психоэмоционального развития детей.

Практика показывает, что эта современная технология помогает гармонизировать внутренний мир ребенка, делает его более устойчивым эмоционально и таким образом способствует достижению им уровню школьной зрелости.

Игры с песком – одна из наиболее популярных в настоящее время технологий профилактики и коррекции психических проблем ребенка, а также наиболее естественная для дошкольников деятельность, направленная на развитие личности в целом.

Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах

Игра на песке может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов психокоррекционной и образовательной работы с дошкольниками.

Цель игр на песке: развитие и воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка; гармонизация его личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи «Песочной терапии» :

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, осуществить безопасный выпуск «пара» и разрядить психическое напряжение.

2. Облегчить процесс реабилитации ребенка с проблемами в развитии. (Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания).

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. (Иногда невербальные средства являются единственно возможным для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей дошкольного возраста).

5. Наладить отношения между психологом и ребенком. (Совместная деятельность может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия).

6. Развивать у ребенка чувство внутреннего контроля.

7. Сконцентрировать внимание ребенка на своих ощущениях и чувствах. (Занятия с песком создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию).

8. Развивать когнитивные способности и повысить самооценку ребенка. (Побочным результатом игр на песке является чувство удовлетворения, которое возникает вследствие выявления скрытых талантов и их развития).

9. Помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках. (Выработать способность к самопринятию – в большей степени полагаться на самого себя, развить осознанность к процессу преодоления трудностей, радоваться итогам своих действий.)

Результатом игр на песке является и чувство удовлетворения у детей, и раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка-дошкольника.

Для того чтобы песочная игра была продуктивной и максимально выполняла свои задачи, следует придерживаться определенных принципов ее организации.

Принципы организации игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок, проявляя творческую активность, чувствует себя комфортно и защищенно. С этой целью:

• Задания подбираются в соответствии с возможностями ребенка;

• Формулировка инструкции к играм дается образно, в «сказочной» форме;

• Исключается негативная оценка действий ребенка, его идей, а также полученных результатов;

• Важно поощрение фантазии и творчества.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное, и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

По классификации Т. М. Грабенко игры на песке делятся на три основных вида: проективные, обучающие, познавательные.

Проективная песочная игра – это индивидуальная или групповая творческая игровая деятельность на песке, возникающая незапланированно, по желанию ребенка, позволяющая ему ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, воплотить на песочном листе сюжеты и сказочные роли посредством манипуляций с фигурками-образами.

Когда ребенок строит картину из песка, он переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. И наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка определенные изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

В процессе индивидуальной игры ребенок проигрывает волнующие его ситуации с помощью маленьких фигурок, создает картину из песка и таким образом освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослого. А педагог получает уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка, в данный момент «ландшафт его души».

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате разлуки с близкими.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Таким образом, дети 4-7 лет, имеющие возможность проективной игры на песке, быстрее других детей усваивают «язык» чувств. Они легче овладевают умением с помощью жестов, позы, движения выражать свои переживания. Например, дошкольникам предлагались задания: «Изобрази пальчиками маму», «Твои руки – ласковый ветер», «Мы – злой ураган в песочной стране». Дети, участвующие в творческих песочных играх, способны точнее объяснить свое состояние. Это свидетельствует об ином уровне осознания ими своего внутреннего мира. Они начинают понимать, как желательно вести себя в той или иной ситуации, как общаться с другими, появляются признаки воли.

Второй вид проективных игр на песке – групповой. Цель проективной групповой игры на песке – совершенствование коммуникативных навыков: умение сотрудничать, быть лидером и исполнителем роли, умение находить компромисс, т. е. взаимодействовать со сверстниками; развитие навыков интеллектуальной деятельности: умение переключаться с роли на роль, ориентироваться в пространстве, сравнивать, рассуждать и делать выводы о свойствах фигурок – образов и песочных построек.

Для психолога важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то покажет себя лидером, а кто-то ведомым. В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия – способность к пониманию ближнего и сопереживанию ему.

Обучающая песочная игра – это такие игры на песке, которые создаются и организуются взрослыми в целях развития, воспитания и обучения. Безусловно, эти игры не заменят ребенку других видов занятий, но создадут базу для более органичного усвоения любого разнообразного учебного материала, так как они активизируют и развивают слуховые, зрительные и тактильно-кинестетические ощущения дошкольников.

Обучающие игры на песке включают в себя:

• Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;

• Игры на развитие речи;

• Игры на развитие элементарных математических представлений.

В процессе обучающих песочных игр происходит интенсивное мыслительное развитие ребенка. Поскольку мыслительная деятельность невозможна без речи, особое место в классификации песочных обучающих игр отведено играм на развитие речи. Опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, можно решить немало образовательных и психологических задач на развитие фонематического слуха, на формирование умения различать звук и букву, на развитие навыков чтения и письма и т. д.

Познавательная песочная игра – специально организованные взрослым игры-путешествия на песке с целью знакомства детей с историей и географией прошлого, настоящего и будущего нашей планеты.

Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на большой любознательности, пытливости ребенка. Ребенку 5-7 лет хочется побывать везде, поучаствовать во всем. Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, дети моделируют путешествия в песочнице, действуют и фантазируют. При этом дети не только воображают, представляют, фантазируют, но и реально создают и проживают конкретные ситуации.

Можно путешествовать и по нашей истории: создавать селения славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов.

Для более четкого планирования работы удобно пользоваться классификацией познавательных игр на песке.

• Игры на знакомство с окружающим миром – через них дети познают то, что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, реки, озера и т. д.

• Географические игры. В этих играх дети узнают, как живут люди в разных уголках планеты. В песочнице моделируются различные климатические зоны и жизнь в них.

• Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для педагога использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в «мирных» познавательных целях.

• Исторические игры. Ребенок самостоятельно строит диараму исторического сражения и проигрывает его.

• Игры-экскурсии по городу. Ребенок строит знакомые улицы и площади родного города, путешествует по ним и узнает интересные факты.

Публикации по теме:

Песочная терапия. Мобильный песочный столикПесочная терапия. Мобильный песочный столик У нас в садике прошёл конкурс "Развивающая среда". Очень много было придумано интересного. Хочу поделиться с вами одной идеей. Не в каждой.

Инновационные технологии. Песочная терапия В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Я работаю в логопедической группе. Хочу.

Консультация для родителей «Песочная терапия» «Песочная терапия» Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия» Консультация для воспитателей. «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления,.

Консультация «Песочная терапия» Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропало. Простейший ящик из стола.

Мастер-класс «Песочная терапия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Солнышко» Мастер-класс «Пескотерапия в работе.

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» Недавно в нашем детском саду появился живой песок,его так назвали за возможность шевелиться,двигаться и рассыпаться, при этом не прилагая.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Консультация «Песочная терапия в период адаптации» В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличек получись! Игра с песком, особенно для малышей первой.

Песочная терапия в работе логопедаПесочная терапия в работе логопеда ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства.

Библиотека изображений:

Публикация Песочная терапия (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Окулова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Песочная терапия
Опубликовано: 11 марта 2016 в 14:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД