Получи документы

Конспект занятия «Чум — дом оленевода.»

Пешкина Валентина
Конспект занятия «Чум — дом оленевода.»

Цель. Уточнить представление детей о жилище оленеводов- чуме. Рассказать и показать,как оленеводы ставят чум. Закреплять умение работать с разным материалом (тканью, счетными палочками, пластилином). Упражнять в изготовлении крепления для шестов из пластилина. Учить вырезать из ткани нужный по величине кусок прямоугольной формы (покрытие для чума).Активизировать словарь (основные шесты,циновки, макод,сымзы, нюк, тюмю,дымовое отверстие).

Материал. Макет чума. Схема установки чума. Иллюстрации с изображением чума и дома. Ткань, счетные палочки, пластилин.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Публикация «Конспект занятия „Чум — дом оленевода,“» размещена в разделах

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла. (Чум)

Что такое чум? (Дом оленеводов.)Верно, чум — жилище оленеводов.

(Выставляет макет чума.) Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.) Скажите, чум ставят, делают или строят (Ставят.)Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины.

Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего оленеводы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума (показывает на схеме,куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер,а зимой устанавливают железную печку -тюмю. Вокруг листа (показывает на схеме) укладывают по две — три доски - это пол. Затем на землю кладут циновки, которые оленеводы плетут из веток ивы.

Когда все приготовлено, две женщины устанавливают два основных шеста- макода- и наверху связывают их (показывает на схеме). Про макоды у оленеводов есть загадка: «два друга сто друзей держат».

Почему они держат сто друзей?Потому что на них вкруговую ставят остальные шесты,и этих шестов очень много,чтобы чум получился большой,просторный. Затем устанавливают еще один шест -сымзы -приспособление для подвешивания котла над костром или печкой (показывает на схеме).Как вы думаете, для чего нужен котел? (Ответы детей.)Когда все шесты установлены,женщины начинают натягивать нюк - покрытие для чума. Нюк для зимнего чума сшивается из больших оленьих шкур нитками из сухожилий оленя. А нюк для летнего чума сшивается из полос бересты конопляными нитками. Почему шьются разные нюки? (Ответы детей)

В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от костра или печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу. Какое отверстие еще видно в чуме? (Дверь.) У оленеводов есть интересная загадка про дверь: «В чум входящего бьет, на улицу выходящего бьет».

После того как чум поставлен и покрыт, женщины застилают постели. На ивовые циновки кладут циновки из соломы, а на них — оленьи шкуры. Одеялами служат так же оленьи шкуры. Чум готов, можно в нем жить.

Подвижная игра «Чум».

Играющие распределяются на пары,образуя два круга, -внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и выполняет действия в соответствии с текстом стихотворения В. Ледакова.

Ставит чум моя семья -

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают стихотворение В. Берестова и выполняют движения.

Чум, чум,круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний — в другую.)

Гости явятся едва -

(Останавливаются. Дети из внутреннего круга поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота.)

В печку прыгают дрова.

(Дети из внешнего круга проходят в ворота,собираются в центре.)

Печка жарко топится,

(Дети из центра прыжками продвигаются к своей паре.)

Угостить торопится.

(Остальные хлопают в ладоши.)

Ладушки,ладушки,

(Дети из центра, допрыгав до своей пары,хлопают в ладоши.)

Круглые оладушки!

(Все кружатся.)

Воспитатель (показывает иллюстрации с изображением чума и дома). Что изображено на этих картинках? Чем отличается чум от дома?

Почему оленеводы ставят чумы, а не строят такие дома, как у нас? (Ответы детей.)

Сейчас попробуем сами установить чум.

Конструирование «Чум» (из счетных палочек,пластилина и ткани) .

Публикации по теме:

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков в средней группе. Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию Цель: Формирование у детей чувства эмпатии, обучение умению вежливо общаться друг с другом, мотивировать детей на совершение добрых дел.

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе Конспект занятия по лепке «Друзья для Солнышка» Программное содержание: -продолжать формировать умение детей делить комок пластилина на нужное количество частей, закрепить приёмы раскатывания.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением конспект занятия на тему «Мои друзья» КОНСПЕКТ ОД 1. Доминирующая ОО: Познавательное развитие. 2. Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная. 3. Тема.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия занятия в средней группе по правилам пожарной безопасности «В гостях у Кузьмы-пожарного»Конспект занятия занятия в средней группе по правилам пожарной безопасности «В гостях у Кузьмы-пожарного» Конспект занятия в средней группе по правилам пожарной безопасности «В гостях у Кузьмы-пожарного» Елена Новикова –воспитатель (2018г) Задачи.

Музыкально-логоритмические занятия в ДОУ. Конспект музыкально-логоритмического занятия «Звуки зимнего леса» Конспект музыкально – логоритмического занятия «Звуки зимнего леса». Цели и задачи: 1. Развивать: навыки ходьбы и маршировки в заданном.

Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга «День оленевода» Сценарий физкультурно - оздоровительного досуга «День оленевода» (старший дошкольный возраст с участием родителей) Каргопольцева Л. А,.

Конспект занятия по логоритмике. Методическая разработка логоритмического занятия по теме: «Признаки весны» Методическая разработка логоритмического занятия по теме: «Признаки весны». (старший возраст, ЗПР, ОНР) Взаимосвязь специалистов Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Чум — дом оленевода.»
Опубликовано: 13 мая 2019 в 21:14
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД