МААМ-картинки

Первые шаги в инклюзивном образовании

Ирина Карабчукова
Первые шаги в инклюзивном образовании

В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

В нашем ДОУ «Лекотека» была организована сравнительно недавно. Причиной ее открытия послужил ряд факторов: социальных – запрос родителей, нехватка мест в специализированные дошкольные учреждения; медицинских –показания состояния здоровья детей, психолого –педагогических. Основная форма работы с ребенком и родителями в нашей «Лекотеке» - индивидуальная: консультации, тренинги, беседы.

В работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, мы решаем следующие задачи:

Публикация «Первые шаги в инклюзивном образовании» размещена в разделах

1. Достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с тяжелыми нарушениями речи – три ребенка, неврозами и логоневрозами- три ребенка, ЗПР – два ребенка, умеренно выраженной энцефалопатией –два ребенка, тугоухостью – один ребенок.

2. Оказание благотворного влияния на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие у них игровой, продуктивной и познавательной деятельности.

3. Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально - образовательным маршрутом ребенка, разрабатываемым специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

Участниками образовательного процесса в «Лекотеке» являются дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра. Для эффективности работы «Лекотеки» нами разработана комплексная система взаимодействия специалистов. Специалистами реализуется инновационный проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ «Комиссурики». Проект «Комиссурики» представляет собой комплекс интегрированных занятий (физо, совместные коррекционно-развивающие занятия психолога и логопеда, позволяющий учесть психосоматические индивидуальные особенности детей, способствующий раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, привлечению родителей в качестве партнеров образовательного процесса. Это успешный шаг к овладению практическими способами оздоровления и синхронизации работы полушарий головного мозга, что улучшает как общее самочувствие ребенка, так и психосоматическое.

Уникальность проекта:

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении кинезиологических упражнений и комплексном санологическом воздействии на весь организм ребенка образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, в том числе и речи.

Цель проекта:

Коррекция минимальных мозговых дисфункций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, в частности, с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

- дать практические знания участникам проекта о пользе применения кинезиологии в оздоровлении ребенка;

- развивать тонкую и общую моторику, эмоционально-волевую сферу;

- воспитывать бережное отношение к своему телу.

Вероятность успеха проекта: При системном комплексном воздействии методами кинезиологии на организм ребенка возможен успех оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом наблюдается снижение проявлений ММД (минимальных мозговых дисфункций, улучшение межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Детям предлагается следующий алгоритм выполнения кинезиологических технологий по программе Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с ОВЗ».

1) Межполушарное взаимодействие;

2) Моторная сфера (общая моторика и развитие саматогностических функций, самомассаж, перекрестные движения, артикуляционная моторика, мимические движения, мелкая моторика, тактильный гнозис, зеркальное рисование, симметричное рисование);

3) Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения.

4) Дыхательные упражнения.

Особое место в реализации проекта «Комиссурики» отводится психогимнастике. Подобран специальный комплекс соответствующих упражнений, игр, этюдов на развитие эмоционально-личностной сферы, психомышечную тренировку, на реакции напряжения и расслабления. Методика разучивания упражнений психогимнастики проста: от простого к сложному. Задания обязательно чередуются в плане напряжения и расслабления мышц и эмоций. Во время разучивания и выполнения обязательно привлекаются родители.

Комплексное диагностическое обследование включает в себя следующие разделы: показатели динамики формирования физических качеств; показатели динамики сформированности мелкомоторных движений, куда входят такие критерии, как - собирание матрешки, застегивание и расстегивание пуговиц, копирование прямых, изогнутых, замкнутых линий, и более высокий уровень – дифференциация правой и левой руки, срисовывание фигур, вырезывание по контуру. Педагог-психолог определяет степень эмоционального комфорта и безопасности каждого ребенка, уровень психического развития. Этот показатель анализируется на основании проведенной психологом углубленной оценки психического развития ребенка по таким сферам, как – регуляторной, когнитивной, аффективно-эмоциональной. При этом каждая из сфер, помимо углубленного содержательного анализа, непосредственно входящего в функционал деятельности психолога в данном аспекте, оценивается по уровню соответствия возрастным показателям, выраженному в баллах от 0 (оценить показатель развития не представляется возможным) до 3 (соответствует возрастным показателям).

Оценка речевого и коммуникативного развития ребенка проводится логопедом как, естественно, основным специалистом по следующим показателям:

1) фонетико-фонематическая сторона речи;

2) лексико-семантическая сторона речи;

3) грамматическая сторона речи;

4)связная речь;

5) средства коммуникации

составляется индивидуальное планирование коррекционно-развивающей работы с ребенком, на основании диагностики специалистов. Индивидуальный образовательный маршрут заполняется специалистами, работающими с каждым ребенком, утверждается на заседаниях ПМПК ДОУ раз в два месяца. Каждые два месяца оценивается динамика развития детей. Полученные результаты служат основанием для коррекции индивидуальных образовательных маршрутов.

Лекотека реализует психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В психолого-педагогическое сопровождение входят такие направления работы, как:

- психолого-педагогическое изучение особенностей развития ребенка с целью определения его возможностей и способностей;

- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры;

- воспитание, развитие и обучение ребенка по специально для него разработанной программе;

- подбор индивидуальных техник при формировании у ребенка средств коммуникации, игровой и познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности;

- оказание психологической помощи семье, гармонизация детско-родительских отношений;

- обучение родителей методам игрового взаимодействия с ребенком и методам общения с ним;

- поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Дети посещают лекотеку по индивидуальным графикам. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком до 30 минут. Время активной фазы занятия рассчитывается по нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 и в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Структура индивидуального занятия состоит из активной фазы (коррекция, обучение, общения с ребенком и специальных упражнений, способствующих активизации интеллектуальной деятельности ребенка или снятию психоэмоционального и физического напряжения.

Общая продолжительность занятий составляет от 1 часа до 2 часов в день в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья и сложности нарушения развития. Работу с ребёнком или группой могут проводить одновременно два разных специалиста.

Как правило, занятия проводятся при непосредственном участии в них родителей ребенка. На занятиях они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребенком. В некоторых случаях, например, когда при решении педагогической задачи от ребенка требуется проявление самостоятельности, отдельные занятия могут проводиться без присутствия родителей.

Ежегодно в нашу лекотеку может быть зачислено 12 детей в возрасте от 2,5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Дети зачисляются на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия родителей (законных представителей) ребенка, сроком на один год.

В конце года проводится итоговое заседание ПМПК, на основании решения которой может быть продлен срок пребывания ребенка в лекотеке или выбран иной образовательный маршрут.

Для решения задачи постоянного мониторинга эффективности создания инклюзивной среды образовательного учреждения предполагается оценивать состояния инклюзивных процессов с точки зрения выделяемых критериев эффективности четыре раза в год: в конце сентября –начале октября (после начального периода адаптации, в конце декабря (перед зимними каникулами); в феврале-марте учебного года и в конце учебного года (в апреле-мае).

Таким образом, мы поставили перед собой дополнительную, но очень важную задачу – включение ребенка с ОВЗ и его родителей в образовательный процесс,

включение ребенка в социальную среду образовательного учреждения, что подразумевает улучшение качества жизни детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Домашнее визитирование как форма реабилитации ребенка-инвалида в семье Домашнее визитирование как форма реабилитации ребенка-инвалида в семье. «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В. А. Сухомлинский.

Мир чудес Г. Тукая.Мир чудес Г. Тукая. В детском саду №4 прошла тематическая неделя, посвящённая творчеству татарского поэта и писателя Габдуллы Тукая. В дошкольных возрастных.

Библиотека изображений:

Публикация Первые шаги в инклюзивном образовании (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Карабчукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Первые шаги в инклюзивном образовании
Опубликовано: 6 июня 2014 в 17:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД