Лучший педагог года

Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов

Анна Климентьева
Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ознакомления детей пятого года жизни со свойствами материалов

через экспериментальную деятельность и решение проблемных ситуаций.

Введение

Эффективным средством, дающим благоприятное содержание и возможность активизации познавательной деятельности, является поисковая, исследовательская работа с детьми. В практической деятельности дети учатся находить пути решения проблем, обосновывать их. Знания не даются детям в готовом виде, они получают их в ходе самостоятельных исследований.

Публикация «Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов» размещена в разделах

Предлагаемая разработка поможет педагогам спланировать и организовать с воспитанниками экспериментальную деятельность с целью:

• ознакомления их со свойствами материалов эмоционально-практическим путем,

• побуждения к самостоятельному познанию и размышлению,

• апробированию разных способов действия,

• обучения умению формулировать проблемы и решать проблемные ситуации.

Занятия по экспериментальной деятельности проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.

Месяц Октябрь Знакомство со свойствами дерева.

Опыт № 1: «Приключения Буратино»

Цель: познакомить детей с первым свойством – дерево не тонет.

Материал: деревянные лодочки, брусочки, щепки, кубики и все то, что можно найти в группе (деревянное).

Проблемная ситуация: Буратино бежал в школу, вдруг на пути у него широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать?

Способы решения:

- построить лодку, но это долго;

- попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет;

- может он переплывет сам, ведь он деревянный и не утонет.

Вывод: дерево не тонет, поэтому Буратино не утонет.

Опыт № 2: «Три поросёнка»

Цель: познакомить детей со вторым свойством – дерево горит.

Материал: щепки, ветки, солома, камни, железный таз, спички.

Проблемная ситуация: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф построили себе дома, но огонь может их уничтожить. Как быть?

Способы решения:

- пригласить поросят жить в детский сад;

-устроить дом в пещере;

-построить каменный дом, как у Наф-Нафа и втроём жить в нем;

-иметь рядом огнетушитель или колодец с водой.

Вывод: дерево не тонет, поэтому Буратино не утонет.

Опыт № 3 «Украсим участок»

Цель: познакомить детей с третьим свойством – дерево можно распилить.

Материал: лобзик, пила, фанера.

Проблемная ситуация: Мы хотим украсить свой участок, чтобы было красиво, но бумажные украшения быстро рвутся и намокают от дождя.

Способы решения:

- на каждое время года иметь свои украшения: зимой – поделки изо льда и постройки из снега, летом – из бросового материала и т. д;

-раскрасить веранду яркими красками;

-смастерить при помощи взрослых украшения из дерева (фанеры).

Вывод: дерево можно распилить.

Опыт № 4 «Подарок для Белочки»

Цель: познакомить детей с четвёртым свойством – дерево не бьётся.

Материал: деревянные предметы: ложки, бруски.

Проблемная ситуация: В гости к Белочке пришел Мишка и нечаянно разбил чашки. Как быть?

Способы решения:

-Мишка принесёт свою чашку;

-одноразовая посуда;

-посуда из пластмассы или дерева.

Вывод: можно сделать посуду из дерева, так как дерево не бьётся.

Месяц Ноябрь Знакомство со свойствами бумаги

Опыт № 1 «Путешествие по реке Саровка»

Цель: формировать у детей представления о свойстве бумаги размокать в воде.

Материал: тазик с водой, бумажный кораблик

Проблемная ситуация: Мы научились делать бумажные кораблики и хотим отправить на них в путешествие свои любимые игрушки.

Дети высказывают предположения о том, что на нем нельзя путешествовать.

Вывод: при погружении в воду бумажный кораблик намокает, рвется, становиться непрочный.

Опыт № 2 «Кораблики»

Цель: формировать у детей представления о свойстве бумаги – сгибаться.

Материал: образец бумажного кораблика и листы бумаги.

Проблемная ситуация: Мы хотим поиграть в кораблики, а деревянных корабликов у нас нет. Как быть?

Способы решения:

-попросить пап чтобы они нам изготовили деревянные кораблики (но мы хотим играть сейчас);

-самим сделать кораблики из бумаги.

Вывод: бумагу можно сгибать

Опыт № 3 «Бумажные куклы»

Цель: формировать у детей представления о свойствах бумаги – режется.

Материал: цветные карандаши, ножницы, бумага, трафареты – кукла и одежда.

Проблемная ситуация: В группе очень много девочек - на всех не хватает кукол и в кукольном уголке всем тесно. Как быть?

Способы решения:

- каждая девочка принесет из дома для себя куклу и играть не только в кукольном уголке;

-играть в куклы по очереди;

-сделать бумажные куклы

Вывод: бумага очень легко режется

Опыт № 4 «Снежки»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги – бумага мнётся.

Материал: листы бумаги.

Проблемная ситуация: Мы хотим поиграть в снежки в группе, но снег в тепле тает.

Способы решения:

-сшить снежки из ткани;

-связать;

-сделать из бумаги

Вывод: бумага легко мнётся.

М[bесяц Декабрь[/b] Сравнение бумаги и дерева

Опыт № 1 «Кораблики»

Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги - намокание.

Материал: кораблики деревянные и бумажные, таз с водой.

Проблемная ситуация: Мы хотим отправить свои игрушки по реке Саровка, но не знаем какие кораблики надежнее.

Способы решения:

-бумажные кораблики, но они быстро намокают и рвутся;

-менять бумажные кораблики по мере их намокания, но для этого нужно много бумажных корабликов;

-деревянный кораблик.

Вывод: деревянный кораблик прочнее, так как дерево плохо впитывает воду.

Опыт № 2 «Мебель для кукол»

Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги – прочность.

Материал: кукольная мебель из дерева и бумаги (картона).

Проблемная ситуация: У нас очень красивая кукольная мебель и мы хотим, чтобы она оставалась такой долго.

Способы решения:

-играть аккуратно;

-регулярно ремонтировать её;

-оставить только ту мебель, которая прочнее.

Вывод : деревянная мебель прочнее, чем бумажная.

Опыт № 3 «Тихий час»

Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги – прозрачность.

Материал: бумага (разной фактуры, доска или фанера, настольная лампа.

Проблемная ситуация: В тихий час, когда ребята спят, у воспитателей на столе горит настольная лампа. Свет мешает детям заснуть. Как быть?

Способы решения:

-не включать свет пока не заснут все дети;

-тех детей, которым мешает свет положить дальше от стола воспитателей;

-поставить перегородку, чтобы свет не мешал.

Вывод: нужно поставить деревянную перегородку, так как она прочнее, чем бумажная

Опыт № 4 «Сильная газета»

Цель: познакомить детей со свойством бумаги: на большую площадь действует сильное давление.

Материал: деревянная линейка и газета.

Проблемная ситуация: Поспорили линейка и газета кто из них сильнее. Кто из них прав?

Вывод: и газета, и линейка «сильные».

Месяц Январь Знакомство с тканью

Опыт № 1 «Хотим гулять»

Цель: формировать у детей представления о свойствах ткани – намокает.

Материал: кусочки ткани разной фактуры, таз с водой.

Проблемная ситуация: Мы хотим идти гулять, но на улице идет дождь. Как быть?

Способы решения:

-взять зонт и обуть резиновые сапоги;

-добежать до веранды и гулять там;

-надеть на себя плащ-дождевик.

Вывод: вся ткань намокает в воде, кроме болоньи, поэтому можно сшить плащи из нее и не бояться промокнуть на прогулке.

Опыт № 2 «Наряд для куклы»

Цель: формировать у детей представления о свойствах ткани – можно резать.

Материал: очень длинное платье для куклы, кукла, ножницы, нитки с иголкой.

Проблемная ситуация: Мама сшила для куклы очень длинное платье. Как быть?

Способы решения:

-попросить маму, чтобы сшила новое платье;

-подогнуть и прошить его (получается большой подгиб и некрасиво смотрится);

-отрезать;

-отрезать и подшить

Вывод: ткань можно разрезать.

Опыт № 3 «Порванное платье»

Цель: познакомить со свойством ткани – ткань можно шить.

Материал: рваное кукольное платье, нитки, иголка, ножницы.

Проблемная ситуация: У куклы Маши порвалось платье, она боится идти домой, потому что мама будет ругаться.

Способы решения:

- попросить у мамы прощение;

- зашить платье;

- одеть другое платье.

Вывод: ткань можно шить.

Опыт № 4 «На бал»

Цель: познакомить со свойством ткани – ткань можно гладить.

Материал: утюг, мятое платье, кукла.

Проблемная ситуация: Золушка ехала на бал, но в дороге сильно помяла платье, как быть?

Способы решения:

- съездить домой переодеться;

- попросить у Феи новое платье;

- погладить платье.

Вывод: ткань можно гладить.

Месяц Февраль Сравнение ткани и бумаги.

Опыт № 1 «Дождь проказник»

Цель: сравнить свойства ткани и бумаги, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: На прогулке куклы Маша и Оля поспорили: у кого лучше платье? Но неожиданно пошёл дождь. Как быть?

Способы решения:

- надеть плащ-дождевик;

- спрятаться под зонт;

- спрятаться под крышу.

Вывод: в воде ткань намокает, но её можно просушить; а бумага в воде рвётся. Поэтому платье лучше и прочнее из ткани у Маши.

Опыт № 2 «На праздник»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля собрались на праздник в детский сад, но по дороге их платья помялись. Как быть?

Способы решения:

- сходить домой за другим платьем;

- погладить платья в детском саду.

Вывод: платье из ткани легко погладить, а на бумажном платье остаются складки.

Опыт № 3 «Порванное платье»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля гуляли в лесу и порвали о сучок свои платья.

Способы решения:

- зашить;

- заколоть булавкой.

Вывод: платье из ткани зашили, а из бумаги порвалось ещё больше.

Опыт № 4: «Шустрый щенок»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля собрались к ребятам в гости, но около детского сада их встретил щенок, который захотел с ними поиграть и нечаянно порвал платье Оле.

Вывод: платье из бумаги легко порвать.

Месяц Март Знакомство со свойствами металла.

Опыт № 1 «Колокольчики»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – металл может звенеть.

Материал: колокольчики (музыкальные, треугольники и металлофон

Проблемная ситуация: Мы хотим исполнить музыкальное произведение на празднике для своих родителей, но мы не умеем играть на пианино. - можно напеть мелодию словами;

Способы решения:

- послушать в записи;

- сыграть на других музыкальных инструментах.

Вывод: если по металлу ударить палочкой, то он издает звук.

Опыт № 2: «Спрячем под водой»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – тонет.

Материал: таз с водой и металлические предметы.

Проблемная ситуация: Злой волшебник, который боится воды, решил забрать все металлические предметы в группе, чтобы сделать себе из них доспехи.

Способы решения:

- отдать кому-либо;

- спрятать в шкаф (но там их можно найти и забрать);

- спрятать в таз с водой.

Вывод: металлические предметы тонут.

Опыт № 3: «Не всё то золото, что блестит»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – блеск.

Материал: металлические предметы, настольная лампа или солнечный свет (по возможности).

Проблемная ситуация: В огород прилетают птицы и портят урожай.

Способы решения:

- поставить пугало;

- кто-то будет постоянно находиться на огороде и отпугивать птиц;

- подвесить металлические предметы.

Вывод: металл блестит на солнце.

Опыт № 4: «Чаепитие»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – металл может нагреваться.

Материал: чайная ложка, 2 стакана с горячей и холодной водой.

Проблемная ситуация: Красная шапочка пришла в гости к бабушке на чай. Бабушка положила металлическую ложку в чашку с горячим чаем. Красная шапочка хотела размешать сахар в чае, но обожгла руки.

Способы решения:

- взять другую ложку;

- взять салфетку и обернуть ручку ложки;

- размешать трубочкой для коктейля;

- пить чай без сахара;

- вынуть ложку из чая и остудить ее.

Вывод: металл холодный, но под воздействием высокой температуры может нагреваться.

Месяц Апрель Сравнение металла и дерева.

Опыт № 1: «Что звонче?»

Цель: провести сравнительный анализ свойств металла и дерева – звук.

Материал: колокольчики, деревянные ложки, трещотки, металлофон и др.

Проблемная ситуация: Музыканты ехали на представление через лес и заблудились. Как быть? Как найти дорогу?

Способы решения:

- дождаться ночи и ориентироваться по звёздам;

- подождать когда их начнут искать;

- дать о себе знать громкими звуками, может кто-то их услышит и придёт на помощь.

Вывод: металлические инструменты звучат звонче чем деревянные.

Опыт № 2: «Шарики»

Цель: провести сравнительный анализ свойств металла и дерева.

Материал: металлический шарик и деревянный, весы.

Проблемная ситуация: Отправились деревянный шарик и металлический шарик путешествовать, чтобы найти себе друзей, но на пути у них протекала широкая река. Как перебраться друзьям на другой берег?

Способы решения :

- найти мост и перейти по нему;

- построить корабль, лодку и т. д. ;

- перелететь на воздушном шаре;

- попросить уточку, чтобы она их перевезла;

- переплыть самим.

Вывод: металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелее, чем деревянный.

Опыт№3: «Что нам стоит дом построить»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами металла и дерева.

Материал: пластины деревянные и металлические.

Проблемная ситуация: Мы хотим построить дом, но не знаем, в каком доме будет теплее.

Способы решения:

- построить дома и сравнить где теплее (но это долго);

- сравнить пластины и из более теплого материала строить дом.

Вывод: деревянные пластины теплые, а металлические холодные.

Опыт № 4: «Две коробки»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами металла и дерева.

Материал: картонная коробка и металлическая, лейка с водой, таз.

Проблемная ситуация: Нужно привести из магазина в детский сад новые игрушки, но на улице идет дождь.

Способы решения:

- сложить в картонные коробки и укрыть целлофаном;

- сложить в металлические коробки;

- подождать когда закончится дождь и перевезти.

Вывод: металлическая коробка прочнее, чем картонная и под воздействием воды не рвется.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей со свойствами дерева «К нам пришёл Буратино»Занятие по ознакомлению детей со свойствами дерева «К нам пришёл Буратино» Как – то к нам в гости пришёл Буратино и рассказал как, папа Карло сделал его из полена. Наши малыши заинтересовались, что такое полено.

Календарно-тематическое планирование «Знакомство со свойствами материалов» Понедельник 15 января 2018 Утро Игровая ситуация: «Что тяжелее?» (Подуть на снежинку и на кусочек ваты). Цель: учить определять, что тяжелее.

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами воды «Волшебница вода» для детей старшей группы Цель: способствовать углублению и обобщению имеющихся знаний и представлений детей о воде. Задачи: 1. Обучающие: - расширять знания детей.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР «Знакомство со свойствами материалов»Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР «Знакомство со свойствами материалов» Конспект ООД по познавательно – речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПРТема: «Знакомство с материалами (дерево, металл) и их.

Перспективное планирование по ознакомлению с домашними и дикими животными в младшей группе Перспективное планирование по ознакомлению с домашними и дикими животными в младшей группе Домашние животные Дикие животные октябрь Птичий.

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим в старшей группе Перспективное планирование в старшей группе Образовательная область : познавательное развитие (ознакомление с окружающим) Дата Тема Программное.

Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом детей средней группы Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом детей в средней группе. Сентябрь. "Моя семья" 1. Беседа «Семья» 2. Создание.

Перспективное планирование по ознакомлению с природой в первой младшей группе Сентябрь Тема: «Морковка от зайчика» Цель:Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение.

Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов» Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов». Одной из разновидностей.

Занятие по ознакомлению детей со свойствами воды «Какая ты, водичка?» в младшей группе Цели- продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т. д.); - развивать навыки проведения опытов; - развивать.

Библиотека изображений:

Публикация Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Климентьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 19:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД