Папки-передвижки

Перспективное планирование на учебный год «Мой родной край» для старшей группы

Анна Миндиярова
Перспективное планирование на учебный год «Мой родной край» для старшей группы

Пояснительная записка

Воспитательный компонент ориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений «Я -моя республика - мой мир».

Публикация «Перспективное планирование на учебный год „Мой родной край“ для старшей группы» размещена в разделах

Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений е, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной башкирской культуры. Но достичь результатов можно лишь в том случае, если воспитатель эту работу будет проводить с большой любовью.

В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир.

Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Актуальность, педагогическая целесообразность

В наиболее важных определены задачи патриотического воспитания, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности; любви настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе к Родине, краю, городу; бережного отношения к их историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям народа. Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретет самостоятельно. Наиболее успешно этого можно достичь с помощью программ.

Цель программы

раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.

Основная задача программы:

Формировать общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане.

Формировать в растущем человеке начало духовности, необходимое для развития внутреннего мира личности.

Формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, к друзьям, к обществу в целом

Отличительная особенность программы

содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от познания окружающего мира до приобщения дошкольников к культуре, искусству башкирского народа и народов ближайшего окружения

Краткая характеристика структуры программы

Программа рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы.

Формы: занятия, беседы, развлечения, праздники, экскурсии, наблюдения, встречи с известными людьми, игры, оформление выставок.

Требования к педагогическим кадрам:

иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать ее в полном объёме;

иметь курсы повышения квалификации;

быть креативным, творческим;

готовность педагога к выбору из существующего многообразия содержания, способов и инновационных технологий организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса, с учётом имеющихся условий и возможностей.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральном законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Дошкольники будут знать:

1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.

2. Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

3. Символику города и края.

4. Писателей и поэтов города и края, их творчество.

5. Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

1. Вести самостоятельные наблюдения в природе.

2. Узнавать изученные растения и животных.

3. Работать с элементами народного творчества.

4. Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.

Оценочный блок

Используются методы наблюдения, беседы, анализ, оценка продуктов детской деятельности и демонстрация достигнутых результатов законным представителям воспитанников (родитель).

Наше будущее – за творческим человеком. Чтобы воспитать способность к умственной деятельности, развить воображение, творческий подход к любому делу, необходимо помнить известную истину:

«Детей нужно обучать так же хорошо, как и взрослых,

но намного лучше»

Примерный план по ознакомлению с историей и культурой Башкортостана

месяц Примерный план Цель дата

план факт

октябрь 1. «Мой детский сад»

(беседа)

формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов

2. «День рождения республики»

познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна

3. «Известные люди в городе»

познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к известным людям города

ноябрь 1. Рассматривание дидактические картины «Башкирская народная одежда»

познакомить детей с башкирской одеждой

2. Просмотр видеофильма

«С. Юлаев – славный сын Башкортостана»

познакомить с национальным героем башкирского народа

3. «Уфа – мой родной город»

познакомить детей с городом, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями Уфы

4. Чтение башкирской сказки «Медведь и пчелы» воспитывать умения детей внимательно слушать сказку

декабрь 1. Башкирский народный орнамент

познакомить обучающихся с башкирским орнаментом с его контрастной цветовой гаммой

2. Записи башкирских мелодий; плакаты и рисунки башкирского орнамента; шаблоны матрешки и сапожка; работы местных мастериц.

приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки

3. Башкирская народная игра «Юрта» развивать двигательную активность детей

4. Чтение сказки «Лиса-плотница»

воспитывать умения детей внимательно слушать сказку, беседа о прочитанном

январь 1. Разучивание сказки по ролям «Лиса-плотница»

воспитывать умения детей запомнить слова, читать с интонацией

2. Показ сказки «Лиса плотница» пригласить родителей на просмотр сказки

3. Животный мир Башкортостана

обобщать и систематизировать представления детей и животных и их детенышей;

февраль 1. Растительный мир Башкортостана

сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности

2. Реки и озера Башкортостана

дать краткую характеристику рек и озёр Башкортостана; Фотографии и иллюстрации рек и озер РБ

3. Башкирские национальные блюда

ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами

4. Башкирские народные игры

создание условий, способствующих сохранению и укреплению знаний о башкирских, национальных праздниках

март 1. Кумыс-башкирский национальный напиток

познакомить с национальным башкирским напитком - кумыс, его изготовлением и лечебными свойствами

2. Башкирский мед

пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел

3. Башкирские музыкальные инструменты

познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами

4. Башкирская посуда познакомить детей с башкирскими названиями посуд

апрель 1. Беседа «Улицы нашего города» .

дополнить представления детей о городе новыми сведениями: как называются улицы в нашем городе, почему им даны те или иные названия

2. Весенние башкирские праздники

познакомить детей с одним из башкирских праздников,развивать мышление,внимательность;расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана

3. Стихотворение Х. Габитова «Наша семья»

воспитывать умения детей слушать,беседа о прочитанном

4. Башкирская игра «Липкие пеньки» развивать двигательную активность

май 1. Аппликация «Наш флаг» воспитывать аккуратность при наклеивании деталей и работе с клеем.

2. Рассказ о героях Великой Отечественной войны Башкортостана, их подвигах

познакомить детей с героями нашей республики во время ВОВ

3. Рассматривание рисунков, книг, картины А. Лутфуллина «Ожидание» воспитывать любовь к прекрасному.

4. Итоговое занятие воспитать чувство гордости за свою родину, побуждать желание лучше узнать свои родные места; закрепить знание о достопримечательностях

Материально – техническое оснащение: книги, картины, портреты, видеофильмы, дидактические игры, ноутбук, презентации.

Список используемой литературы

1. Р. Л. Агишева «Я Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа-2003г.

2. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду». «Детство-Пресс» 2014 г.

3. «Народная литература и традиции». Занятие с детьми 3-7 л. Автор составитель В. Н. Косарева-Волгоград:Учитель, 2014г

4. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов

5. Р. Л. Агишева «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы». Тема «Мой край родной»Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы». Тема «Мой край родной» ТЕМА НЕДЕЛИ: МОЙ КРАЙ РОДНОЙ-ЮГРА Цель: Расширять представления о родном крае, городе (посёлке). Продолжать знакомить с достопримечательностями.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование на учебный год «Мой родной край» для старшей группы
Опубликовано: 7 мая 2024 в 05:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование на учебный год «Мой родной край» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Анна Миндиярова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД