Получи документы

Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Анна Крапивина
Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для старшей и подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР.

Публикация «Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах

Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников старшей и подготовительной группы, адаптация приемов логоритмики для формирования некоторых параметров готовности к школе.

Цель программы — создать условия для преодоления ОНР у воспитанников логопедической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуникативно-речевые возможности при поступлении в школу.

Задачи программы:

1. Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим занятиям.

2. Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.

3. Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.

4. Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.

5. Преодоление затруднений при формировании интегративных качеств личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.

Реализация поставленной цели достигается с помощью применения разнообразных методов и приемов логоритмики : музицирования, речедвигательных игр и упражнений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гимнастики, ролевых стихов, танцевально-ритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики, элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга.

Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому принципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 минут.

Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в данной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по программе «Логоритмические занятия» – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной нами программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р. Л. Бабушкиной, О. М. Кисляковой, М. Ю. Картушиной.

Лексико-грамматическая тема Сюжет образовательной деятельности Цели и задачи

Сентябрь, 4 неделя «Осень»

«Осенние краски» - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать у детей чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от речевого контекста.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

- Закреплять в речи правильное произношение звука [А].

Октябрь, 1 неделя «Грибы».

«Ягоды» «Кладовая леса» - Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.

- Уточнить артикуляцию звука [У], пропевая звук в чистоговорках.

- Формировать правильное речевого дыхания.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Танцевально-ритмические упражнения.

Октябрь, 2 неделя «Овощи. Огород»

«Во саду ли, в огороде…» - Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Формировать правильное речевого дыхания.

- Танцевально-ритмические упражнения.

Октябрь, 3 неделя «Фрукты. Сад» «Во саду ли, в огороде…» - Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Танцевально-ритмические упражнения.

Октябрь, 4 неделя «Перелетные птицы» «С ветром наперегонки» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 154) - Закрепить знания детей о перелетных птицах.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Речедвигательные игры.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [О] в чистоговорках и потешках.

Ноябрь, 1 неделя «Одежда. Головные уборы» «Ателье» - Дать детям знания классификации одежды по сезону.

- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.

- Уточнить артикуляцию звука [И], работать над пропеванием звука на вдохе.

- Танцевально-ритмические упражнения.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

Ноябрь, 2 неделя «Обувь» «Сказка старого башмака» - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь».

- Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.

- Учить детей делать игровой самомассаж.

- Креативный тренинг.

- Развивать сложные формы фонематического слуха, слуховое внимание, зрительную память.

Ноябрь, 3 неделя «Посуда» «У нас в гостях Федора» - Закрепить знания детей о классификации посуды.

- Совершенствовать автоматизацию звука [П] в логопедических распевках.

- Закрепить костоабдоминальное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

- Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, аккуратность.

Ноябрь, 4 неделя «Продукты питания» «Полезные продукты» - Закрепить знания детей по теме.

- Формирование правильной артикуляции звука [Н] в слоговых рядах.

- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

- Закрепить знания детей о своем здоровье.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.

- Инструментальное музицирование.

Декабрь, 1 неделя «Хлеб» «Колосок»

(Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет, с. 39) - Закреплять правильное произношение звука [Т].

- Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч.

- Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

- Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.

- Воспитывать у детей уважения к труду.

- Научить детей делать самомассаж лица, шеи.

- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.

- Игроритмика.

Декабрь, 2 неделя «Зима» «Спутники зимы» - Продолжать делать самомассаж лица, шеи.

- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.

- Игроритмика.

- Уточнить артикуляцию звука [К] в обратных слоговых рядах.

- Закреплять знания детей по теме «Зима».

Декабрь, 3 неделя «Дикие животные» «Путешествие по зимнему лесу» - Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

- Формировать у детей правильную

артикуляцию звуков [К],[Кь] и четкое произношение слов с этими звуками.

- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Декабрь, 4 неделя «Новый год» «Новогодний поезд» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 68) - Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.

- Развивать темпо-ритмическое восприятие.

- Закрепить артикуляцию звука [Б] с помощью дыхательных упражнений.

- Вызвать у детей положительные эмоции, радость.

Январь, 3 неделя «Зимние забавы» «Снежная баба» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 56) - Закрепить правильную артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.

- Игрогимнастика.

- Эмоционально-волевой тренинг.

Январь, 4 неделя «Зимующие птицы» «Птичья кладовая» - Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Г] в потешках.

- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.

- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.

- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.

Февраль, 1 неделя «Мебель» «Путешествие по старому дому» - Закрепить знания детей по теме.

- Формирование правильной артикуляции звука [Л] в слоговых рядах.

- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

Февраль, 2 неделя «Мой город» «Путешествие на воздушном шаре» - Закрепить артикуляцию звука [Ы] в логопедическ. распевках.

- Дать детям знания по данной теме.

- Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.

Февраль, 3 неделя «Защитники Родины» «Крокодил Гена идет в армию» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 104) - Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.

- Уточнить артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях.

Февраль, 4 неделя «Карелия – наш край» «Лесные просторы». Воспитывать любовь к родному краю.

- Закреплять знания детей о природе Карелии.

- Закреплять артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях.

- Распространение предложений однородными членами.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать чувство ритма и чувство такта.

Март, 1 неделя «Международный женский день. Семья» «Добрые советы» - Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.

- Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.

- Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре.

- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П – Б] в слоговых рядах.

Март, 2 неделя «Человек» «Азбука здоровья». Учить заботиться о своем здоровье и соблюдать режим дня.

- Знать части тела человека и правильно их называть.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать силу голоса и дыхание.

- Закреплять артикуляцию звука [Ш] в речевых упражнениях.

- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

Март, 3 неделя

«Домашние животные» «Дед Егор зовет во двор» - Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.

- Развивать зрительное внимание.

- Тренировать детей согласовывать движения.

со словами, определять начало и конец фразы.

- Закрепить артикуляцию звука [Ш] в слоговых рядах, распевках.

Март, 4 неделя «Профессии» «Давайте познакомимся» - Закреплять знания детей о профессиях.

- Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.

- Речедвигательные игры.

- Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.

- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – Ш] в слоговых рядах и логопедических распевках.

Апрель, 1 неделя «Транспорт» «Мы едем, едем, едем» - Закреплять знания детей по теме.

- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Использование логического ударения в речи.

- Тренировать автоматизацию звука [Х] в дыхательных упражнениях.

Апрель, 2 неделя «Космос» «Будем космонавтами»

(Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 149) - Закрепить знания детей о космосе и космонавтах.

- Уточнить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах и чистоговорках.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.

- Инструментальное музицирование.

Апрель, 3 неделя «Сказки» «Гуси – лебеди» (Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет, с. 115) - Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.

- Развивать чувство ритма, метра, такта.

- Воспитывать у детей любовь к сказкам и бережное отношение к книге.

- Закрепить правильную артикуляцию звуков [В – В’] в чистоговорках и потешках.

Апрель, 4 неделя «Весна» «Путешествие капельки» - Закрепление знаний об изменениях в природе весной.

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [З] в дыхательных и речевых играх.

Май, 1 неделя «Дикие животные весной» «В лесу» - Закрепить знания детей по теме.

- Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.

- Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.

- Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в логопедических распевках, скороговорках.

Май, 2 неделя «День Победы» «Солнце и тучка» - Закрепить знания детей по теме.

- Уточнить правильную артикуляцию звука [Д] в дыхательных играх.

- Развивать силу и модуляцию голоса.

- Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.

Май, 3 неделя «Цветы» «Цветик-семицветик» - Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах, умение классифицировать по месту произрастания.

- Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.

- Развивать чувство ритма, метра, такта.

- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.

- Закрепить правильную артикуляцию звуков [З – Ж] в чистоговорках и потешках.

Май, 4 неделя «Насекомые» «В траве сидел кузнечик» - Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.

- Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.

- Эмоционально-волевой тренинг.

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ф] в слоговых рядах, чистоговорках.

- Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положительную динамику развития просодической стороны речи, повышается уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.

Список литературы:

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб. : КАРО, 2005г.

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996г.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2003г.

4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-п. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г.

6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.

7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии». С. -Петербург «Образование» 1994 г.

8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб. : «Дельта», 1997г.

9. Макарова Н. Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

10. Новиковская О. А. «Логоритмика». С-Пб. : КОРОНА принт, 2005г.

11. Овчинникова Т. С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием речи». С-Пб., 2006г.

12. Программа Филичевой Т. Б. «Программа воспитания и обучения детей речи»». Москва, 1984г.

13. СанПиНы.

14. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655

16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». М. : Альфа, 1993г. (2 год обучения)

Публикации по теме:

Консультация «Включение логоритмических игр и упражнений в систему музыкальных занятий с детьми логопедической группы» Логоритмические и музыкально-ритмические игры и упражнения помогают детям с нарушениями речи научиться правильно и красиво говорить. Их.

Перспективное планирование народных подвижных игр в старшей логопедической группе Перспективное планирование народных подвижных игр в старшей логопедической группе Месяц Тема недели Подвижные игры Атрибуты Тематические.

Перспективное планирование занятий с применением нетрадиционных техник рисования в средней группе На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках выполняются следующие задачи: 1. Развитие мелкой моторики рук. 2. Развитие пространственного.

Перспективное планирование физкультурных занятий в первой младшей группе Перспективное планирование по образовательной области – Физкультурных занятий в 1 младшей группе Сентябрь Мониторинг Октябрь 03.10.2017.

Перспективное планирование по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы Перспективное планирование по познавательному развитию Автор составитель: Воспитатель группы №2 Кремнёва К. А. Месяц Неделя НОД Виды деятельности.

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе Перспективное планирование по развитию речи Подготовительная группа. Месяц Тема Цель Оборудование Литература Сентябрь 1неделя. Обучение.

Перспективное планирование «Региональный компонент в экологическом воспитании детей» для подготовительной к школе группы Сентябрь Занятие : «Красноярск промышленный» Экскурсия: К проходной СЗТМ. Д/игра: «Что, чему принадлежит» Октябрь Занятие: «История возникновения.

Перспективное планирование по темам по коммуникативной деятельности в подготовительной логопедической группе Перспективный план по коммуникативной деятельности в подготовительной группе. Сентябрь. 1-3 недели – мониторинг. Цель и задачи: оценка знаний,.

Перспективное планирование занятий по тестопластике во второй младшей группе Месяц, неделя Тема занятий Программное содержание Оборудование и материалы Октябрь 1 неделя Знакомство с солёным тестом 1. Познакомить.

Тематическое планирование на неделю в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Транспорт» Понедельник Утро: 1. Утренняя гимнастика 2. Культурно-гигиенические навыки «Все ли в порядке?" - Формировать у детей осознанное стремление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
Опубликовано: 17 марта 2018 в 00:54
+72Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Анна Крапивина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД