Папки-передвижки

Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий

Ольга Балканская
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий

Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий по познавательной деятельности с детьми ОВЗ с нарушением речи среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

Задачи:

1. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, словесно-логического и творческого мышления.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы - произвольности и саморегуляции.

4. Развитие личностной сферы – повышение уверенности в себе.

Публикация «Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий» размещена в разделах

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и рекомендациями ПМПК. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов и приемов муз-, изо-, танцевально-двигательной и песочной терапии, системности и преемственности.

Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, игры с песком и др.). В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.

В процессе используются сделанные своими руками пособия, игрушки, включает в процесс занятий двигательные упражнения, дыхательную и пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей рук и пальчиков, психогимнастические упражнения, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, педагогическую песочницу и музыку.

Занятия могут проводиться как индивидуально продолжительностью – 15мин, так и в небольших группах (3-6 детей) продолжительностью – 20 мин, собираемых с учетом индивидуальных особенностей детей.

Сентябрь

Игрушки

1. Д/игра «Магазин игрушек» Цель: развивать наблюдательность; учить различать аналогичные предметы по величине, называть большой-маленький, больше-меньше.

2. Д/игра «Найди и принеси» Цель: учить передвигаться по группе, в соответствии со словесной инструкцией взрослого, находить среди множества предметов заданный предмет и приносить взрослому.

3. Д/игра «Они похожи или нет?» Цель: учить сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия.

4. Д/игра «Что изменилось?» Цель: развивать зрительное восприятие; учить замечать изменения в предметном ряду.

День воспитателя и всех дошкольных работников

1. Д/игра «Кто что делает?» Цель: закреплять знания детей о профессиях работников детского сада.

2. Д/игра «Кому что нужно для работы?» Цель: развивать наблюдательность, зрительное восприятие.

3. Упражнение «Что делаем, не скажем, а что видели-покажем» Цель: развитие внимания, связанного с координацией зрительного и речедвигательного анализаторов, формирование пантомимических движений.

4. Изготовление поздравительной открытки для воспитателей. Цель: способствовать формированию доброжелательного отношения к людям, работающим в детском саду.

Октябрь

Домашние животные

1. Д/игра с использованием педагогической песочнице «Домашняя ферма» Цель: формировать представления о понятии «домашние животные», характерных отличительных особенностях их внешнего вида. Развитие зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторике.

2. Д/игра «Узнай по голосу?» Цель: развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать домашних животных по голосу, называть и показывать их на картинке.

3. Д/игра «Чья мама?» Цель: учить узнавать, называть и показывать детенышей домашних животных.

4. Д/игра «Угадай, о ком говорю?» Цель: развивать внимание, слухозрительное восприятие: учить узнавать, называть и показывать объект, опираясь на основные сенсорные эталоны и подробности, касающиеся среды обитания.

Овощи. Фрукты. Хлеб.

1. Беседа «Что нам осень принесла?» Цель: развивать стремление к новым знаниям; формировать представление о том, что овощи и фрукты отличаются, друг от друга по цвету, форме, размеру и положению в пространстве, имеют свое назначение.

2. Д/игра «Волшебный мешочек» Цель: формировать умения угадывать и называть овощи и фрукты при помощи тактильно-двигательных ощущений.

3. Д/игра «Сложи овощ» Цель: развивать мышление, мелкую моторику.

4. Д/игра «Узнай фрукт по описанию» Цель: развивать фонематические процессы, непроизвольную память, мышление.

5. Физкультминутка «Компот»

Деревья. Ягоды. Грибы.

1. Беседа «Уроки Витаминки». Цель: развивать стремление к новым знаниям; формировать представление о том, что ягоды и грибы, как и все предметы окружающего мира, отличаются друг от друга по цвету, по форме, размеру и имеют свое назначение.

2. Д/игра «Собери букет из листьев» Цель: развивать навык группировать листочки по цвету, форме, величине.

3. Д/игра «Разложи листочки по порядку». Цель: формировать умение выкладывать предметный ряд от меньшего к большему и наоборот.

4. Д/игра «Что нарисовал художник?» Цель: развивать зрительное восприятие; учить узнавать и называть предметы осеннего содержания, представленные в наложенном изображении.

5. Д/игра «Где прячется грибок?» Цель: развитие зрительно – пространственной ориентировке.

Дикие животные

1. Беседа «Кто живет в лесу?» Цель: развивать познавательный интерес; познакомить с понятием «дикие животные», где обитают, чем питаются; формировать потребность в познании предметов окружающей действительности.

2. Д/игра «Кто бы это мог быть?» Цель: развивать зрительно-пространственную ориентировку; учить узнавать, называть и показывать животных, представленных в силуэтном и зашумленном изображении.

3. Д/игра «Чьи это детки?» Цель: формировать способность узнавать и называть детенышей диких животных по картинкам; находить их мам.

4. Упражнение-рисовалка «Лесные жители». Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, умение создавать фигурки зверушек используя трафарет и закрашивая их.

Ноябрь

День народного единства

1. Беседа «Мальчики и девочки, какие мы друзья» Цель: развивать положительные кантакты между детьми; обогащать представления о мальчиках и девочках.

2. Д/игра «Собери целое» Цель: формировать умение собирать разрезные картинки.

3. Игра «Игрушки - веселушки». Цель: развивать интерес к совместной деятельности; проявлять заботу о других детях; оказывать посильную помощь.

Поздняя осень.

Синичкин день.

1. Беседа «Что бывает поздней осенью» Цель: развивать стремление к новым знаниям, формировать представления о сезонных изменениях.

2. Д/игра «Кто бы это мог быть?» Цель: развивать способы зрительно-пространственной ориентировки; учить узнавать, называть и показывать птиц, представленных в силуэтном, контурном и зашумленном изображении.

3. Д/игра «Чем можем, тем птицам и поможем» Цель: обогащать представления о том, чем и как можно помочь диким птицам.

4. Упражнение-рисовалка «Птичка-синичка» Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, умение создавать фигурки зверушек используя трафарет и закрашивая их.

Одежда. Обувь.

1. Беседа «Что надеваем, а что обуваем?» Цель: развивать познавательный интерес; закреплять знания об одежде и обуви; ее предназначении.

2. Д/игра «Отгадай» Цель: развитие внимания, мышления, процесса анализа и синтеза.

3. Д/игра «Найди заплатку от платочка» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

4. Разрезные картинки «Оденем куклу на прогулку» Цель: развитие зрительного восприятия, внимание, мышление, мелкую моторику.

Посуда

1. Д/игра «Чего не хватает?» Цель: развитие зрительного восприятия; внимания, мышления, мелкой моторики.

2. Д/игра «Узнай по описанию» Цель: развитие памяти, мышления, внимания, фонематических процессов.

3. Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: развитие памяти, внимания, мышления, тактильного восприятия.

4. Д/игра «Четвертый лишний» Цель: развитие мышления, внимания, памяти, процессов анализа и синтеза.

5. Д/игра «Угостим куклу чаем» Цель: закрепление полученных навыков по теме «Посуда»

Декабрь / Январь.

Я - человек. Здоровье.

1. Беседа «Я и мое тело». Цель: формировать представление о схеме собственного тела.

2. Д/игра «Где правая, где левая?» Цель: развивать способность ориентироваться в схеме собственного тела; показывать лево-правостороннее положение частей тела и внешних органов.

3. Д/игра «Магазин продуктов». Цель: расширять и закреплять знания о полезных и вредных продуктах; формировать представления о необходимости сохранения и укрепления здоровья.

4. Д/игра «Моя семья» Цель: формировать представление о понятии «семья», о значимости родителе в жизни ребенка.

Зима. Зимующие птицы.

1. Беседа «Что бывает зимой?» Цель: развивать зрительную реакцию на сезонные изменения в природе; формировать представления об особенностях зимнего времени года в условиях своего региона.

2. Д/игра «Сколько птиц в кормушке нашей?» Цель развивать внимание, словесно-логическое мышление, память.

3. Упражнение-рисовалка «Обведи и раскрась» Цель: развитие мелкой моторике, зрительного восприятия; формирование навыка правильно держать карандаш.

4. Разрезные картинки «Снегирь и синичка» Цель: закрепит знания о строении птиц, развития зрительного восприятия, мелкой моторике, мышления, внимания и памяти.

Новый год. Мастерская Деда Мороза.

1. Д/игра «Украсим елку гирляндой» Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, закрепления основных цветов.

2. Д/игра «Поможем Деду Морозу отыскать одинаковые рукавички» Цель: развитие внимания, мышления, зрительного восприятия.

3. «Новогодние загадки» Цель: развитие памяти, словесно-логического мышления.

4. Упражнение-рисовалка «Раскрасим новогодний шарик» Цель: развитие мелкой моторики, воображения и творчества

5. Д/игра «Что нужно Деду Морозу для праздника?» Цель: развивать способы зрительно-пространственной ориентировки; учить узнавать, называть и показывать атрибуты новогоднего праздника, представленных в силуэтном, контурном и зашумленном изображении.

Мебель

1. Беседа «Для чего нужна нам мебель?» Цель: развивать познавательный интерес; закреплять знания о мебели, ее предназначении.

2. Д/игра «Спальня для мишки» Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировке, коммуникативных способностей, мелкой моторики.

3. Разрезные картинки «Починим стол и стулья» Цель: развитие внимания, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

4. Загадки о мебели. Цель: развитие внимания, мышления, процесса анализа и синтеза.

5. Д/игра «Построй из палочек мебель» Цель: развитие мелкой моторики, мышления, внимания, зрительно-моторной координации.

Зимние забавы и виды спорта.

1. Беседа «Чем можно заняться зимой Цель: формировать представления об особенностях зимних игр в условиях своего региона; учить обращать внимание на действия и деятельность старших детей.

2. Загадки о «зимних забавах» Цель: развитие внимания, мышления, процесса анализа и синтеза.

3. Д/игра «Подбери нужный предмет» Цель: формировать умения называть и показывать на картинке предмет, характерный для того или иного вида деятельности в зимнее время года.

4. Д/игра «Бывает-не бывает» Цель: развивать навык с опорой на картинки определять, отражает ли предложенный сюжет или предметная картинка признаки того или иного вида спорта.

5. Разрезные картинки Цель: развитие внимания, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

Февраль

Наш город

1. Беседа «Город, в котором я живу» Цель: развивать стремление к новым знаниям; развивать зрительную реакцию на предметы окружающей действительности.

2. Д/игра «Где много, где мало?» Цель: формировать навык в различении и назывании предметов по количественным отношениям: много-мало, больше-меньше.

3. Д/игра «Собери домик для Мишутки» (разрезные картинки) Цель: развитие внимания, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

4. Упражнение-рисовалка «Нарисуй свой дом» Цель: развитие мелкой моторики, закреплять умение правильно держать карандаш.

Животные холодных стран

1. Беседа «Кто на севере живет?» Цель: развивать познавательный интерес; познакомить с понятием «животные холодных стран», где обитают, чем питаются; формировать потребность в познании предметов окружающей действительности.

2. Д/игра «Кто бы это мог быть?» Цель: развивать зрительно-пространственную ориентировку; учить узнавать, называть и показывать животных, представленных в силуэтном и зашумленном изображении.

3. Д/игра «Посчитаем пингвинов» Цель: развитие мышления, внимания, памяти.

4. Упражнение-рисовалка «Белый медведь». Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, умение создавать фигурки зверушек используя трафарет и закрашивая их.

Животные жарких стран

1. Беседа «Путешествие по Африке» Цель: развивать познавательный интерес; познакомить с понятием «животные жарких стран», где обитают, чем питаются; формировать потребность в познании предметов окружающей действительности.

2. Д/игра «Четвертый лишний» Цель: развитие внимания, мышления, процесса анализа и синтеза.

3. Сюжетно/ролевая игра с использованием пед. песочницы «Африканский зоопарк» Цель:развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, внимание, мышление, память. Закреплять знания о животных, местах их обитания, характере, способах передвижения. Расширять словарный запас.

День защитников Отечества

1. Беседа «О сильных и смелых» Цель: формировать о профессиях людей, защищающих нашу Родину.

2. Д/игра «Летает-не летает» (с мячом) Цель: развитие умения концентрировать, переключать и распределять внимания, развивать мышления, память,

3. Упражнение «Посмотри, запомни и назови» Цель: развитие памяти

4. «Чем отличаются эти кораблики?» Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.

5. Игра «Сигнальщики на корабле» Цель: развитие зрительно-моторной координации

Март

Женские профессии

1. Д/игра «Кому что нужно?» Цель: формировать навык группировать предметы по принадлежности к профессии.

2. Д/игра «Угадай, кем я хотела работать, когда была маленькой» Цель: развивать способность по набору предметов узнавать и называть профессию, задуманную взрослым.

3. Д/игра «Четвертый лишний» Цель: развитие внимания, мышления, процесса анализа и синтеза.

4. Игра «Изобрази» Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Народная игрушка

1. Разрезные картинки. Цель: развитие внимания, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

2. Д/игра «Угостим матрешек чаем». Цель: сенсорное развитие.

3. Д/игра «Раскрась игрушку по заданным цветам». Цель: развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

4. «Разбери и собери матрешку». Цель: развитие сенсорных способностей, мышления, внимания, памяти.

Обитатели водоемов

1. Игра с мячом «Рыбы, птицы, звери….» Цель: развитие быстроты распределения и переключения внимания, а также скорости реакции.

2. Д/игра «Что это?» Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их.

3. Д/игра «Что перепутал художник?» Цель: развитие концентрации внимания и восприятия.

4. Загадки об обитателях водоемов. Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания.

Пробуждение природы

1. Д/игра «Времена года» Цель: развивать слухозрительное восприятие, внимание, мыслительную активность, память.

2. Д/игра «Бывает-не бывает» Цель: развивать внимание, память, речь.

3. Д/игра «Сложи картинку» Цель: развитие зрительно-моторной координации, умение составлять целое из частей.

4. Д/упражнение «Закончи ряд» Цель: развитие восприятия и логического мышления.

Апрель / Май

Перелетные птицы

1. «Загадки о перелетных птицах» Цель: развитие памяти и мышления.

2. Д/игра «Где, чья тень?» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления.

3. Д/игра «Что забыл нарисовать художник?» Цель: развитие внимание, памяти, мышления.

4. Д/упражнение «Угадай птичий голос?» Цель: развитие фонематического слуха, внимания.

5. «Разрезные картинки» Цель: развитие мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики.

День космонавтики. Воздушный транспорт

1. Д/игра «Летает-не летает» Цель: развитие умения концентрировать, переключать и распределять внимания, развивать мышления, память,

2. Д/игра «Геометрическая мозаика» (построй ракету) Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

3. Д/игра «Пирамидки» Цель: развитие логического мышления и внимания.

4. Упражнение-рисовалка Цель: развивать навык заштриховывать картинку в том направлении, в каком показано.

Труд людей в природе

1. Д/игра «Кому что нужно?» Цель: развивать умение группировать предметы по принадлежности к профессии.

2. Д/игра «Найди, отличия» Цель: Развитие внимания, мышления, памяти.

3. Д/игра «Что в начале, что потом» Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.

4. Д/упражнение «Дорисуй в пустых клетках недостающие предметы» Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, распределение внимания,

День Победы!

1. «Разрезные картинки» Цель: развитие мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики.

2. Д/упражнение «Опиши предмет» Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

3. «Выкладывание цветов для ветеранов из мозаики» Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики, формирование умения работать по образцу.

4. Работа в пед. песочнице «Рисуем песком праздничный салют». Цель: развитие мелкой моторики, творческого мышления, памяти.

Насекомые

1. Д/игра «Узнай силуэт насекомого». Цель: развитие зрительной памяти, внимания, мышления.

2. Д/игра «Летает-не летает» (с мячом). Цель: развитие умения концентрировать, переключать и распределять внимания, развивать мышления, память.

3. «Обведи и раскрась». Цель: развитие внимания, мелкой моторики, формирование навыка правильно держать карандаш.

4. Д/игра «Найди отличия». Цель: развивать внимание, память и мышления.

Список литературы:

1. Афонькина Ю. А. «Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 4-7лет с ОВЗ»; «Учитель»-Волгоград

2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий»; Москва «Мозаика-Синтез»-2011

3. Дмитриева В. Г. «1000упражнений, графические навыки, внимание»; Москва «Издательство АСТ»-2018

4. Пушков А. Е. «Элементарная логика. Пропись для дошкольников»; Минск ЧП «Принтбук»-2017

5. Стребелева Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Москва «Просвещение»- 2005

6. Куражева Н. Ю. «Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5лет; Санкт-Петербург – Москва «Речь»-2014

7. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. «Практикум для детского психолога»; Ростов-на-Дону «Феникс»-2012

8. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. ,Слободяник Н. П. «Коррекционно-развивающие занятия в детском саду; Москва «Сфера»-2008

9. Севостьянова Е. О. «Развитие интеллекта детей 5-7лет»; Москва «Сфера»-2006

Публикации по теме:

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам: Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в.

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ «Память» Конспект занятий по теме: «Память» Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Перспективно-тематический план использования нетрадиционных техник на занятиях «Рисование» (старшая группа) Перспективно – тематический план использования нетрадиционных техник на занятиях «Рисование» (старшая группа). № Тема недели: Тема занятия:.

Перспективно-тематический план по ранней профориентационной работе сентябрь 2019 г в подготовительной к школе группе Сентябрь 2019 г Тема недели /профессии для знакомства 1 неделя сентября - Педагогическая диагностика 2 неделя сентября - Педагогическая.

Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа)Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Составила Патракова.

Календарно-тематический план занятий на летний оздоровительный период «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко» (пятница) ПЯТНИЦА Тема недели «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко» Приём детей. Цель: создание благоприятной обстановки при приёме детей, организация.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:

Публикация Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Балканская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий
Опубликовано: 21 марта 2022 в 12:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД